Разделы

Телеком Интернет Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Рынок ПО: Будет ли Oracle снижать цены?

Павел Серафимович

Усиливаются или ослабляются позиции второй в мире софтверной компании? Этим вопросом в последнее время часто задаются аналитики. Повышенный интерес к этой теме отчасти объясняется недавно опубликованными результатами исследования, проведенного маркетинговой компанией Gartner Dataquest (CNews.ru уже сообщал об этом). Согласно результатам этого исследования, в 2001 году корпорация IBM отобрала у Oracle лидерство на рынке баз данных.

В 2000 году расклад был таков: Oracle владела 34,1% рынка баз данных, у IBM было 33,7%. корпорация Microsoft занимала третье место с 14%. В 2001 году IBM приобрела в собственность компанию Informix, владевшую 3% рынка. В результате 2001 год компании закончили с такими показателями: у IBM - 34,6%, у Oracle - 32% рынка.

Нетрудно заметить, что, по оценке Gartner Dataquest, и Oracle, и IBM, если не учитывать приобретение Informix, несколько ослабили свои позиции на рынке баз данных. Отрицательную динамику обеим компаниям обеспечила в основном Microsoft, которая увеличила свою долю рынка до 16,3%. Причем на рынке баз данных, функционирующих под Windows, объем которого оценивают в $2,5 млрд., эта доля составляет 39,9% против 34%, принадлежащих Oracle. Здесь также Oracle утратила лидерство в 2001 году (еще в 2000 году Oracle опережала Microsoft - 38,1% против 35,4%).

На рынке баз данных, функционирующих под Unix, объем которого составляет $3 млрд., компания Oracle сохранила лидирующие позиции, хотя и сократила свою долю с 66,2% в 2001 году до 63,3% в 2000 году. На втором месте здесь идет IBM - 24,7% и 20,7%, соответственно.

На четвертом месте с заметным отрывом от "большой тройки" располагается Sybase - 2,6% рынка. Sybase прочно занимает свою нишу в качестве поставщика базы данных в основном для компаний, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг. Эта позиция накладывает определенные обязательства. На прошлой неделе, например, Sybase первой из поставщиков баз данных предложила своим клиентам программное средство, которое позволяет формировать отчетность в соответствии с недавним "Patriot Act of 2001". Этот документ обязывает банки и другие финансовые институты отслеживать подозрительные транзакции.

Видимо, стремясь сгладить впечатление, произведенное отчетом Gartner Dataquest, в своем недавнем пресс-релизе Oracle приводит данные, полученные маркетинговой компанией FactPoint Group. Согласно этому исследованию, 51 компания из списка Fortune 100 использует Oracle в качестве основной базы данных. Кроме этого, представители Oracle высказывают сомнение в объективности методик Gartner Dataquest. В частности, они указывают на то, что в исследовании рынка баз данных учитывались устаревшие базы данных, которые установлены в основном на мэйнфреймах. Это, по мнению представителей Oracle, выгодно, прежде всего, IBM. С другой стороны, авторы исследования справедливо замечают, что ранее подобная методика не вызывала у Oracle нареканий.

Опрос, проведенный International Oracle User Group (IOUG), показал, что 43% респондентов, использующих базу данных Oracle, рассматривают возможность перехода на другую базу данных. Главной причиной подобных колебаний является слишком высокая цена базы данных Oracle. При этом никто из респондентов не высказал неудовлетворения качеством ПО от Oracle. Кроме надежности, продукты компании Oracle обладают рядом уникальных возможностей.

Например, возможность кластеризации баз данных Oracle (Real Application Clusters) была названа "технологией прорыва" (breakthrough technology) в недавнем отчете маркетинговой компании IDC. По мнению директора отдела маркетинга баз данных Oracle Джорджа Димуреста (George Demurest), подобной возможностью не обладает ни одна из других баз данных. Только DB2 от IBM, считает г-н Димурест, располагает ограниченными возможностями кластеризации, да и то, лишь на мэйнфреймах.

Среди других отличительных качеств базы данных Oracle эксперты выделяют тщательно проработанный механизм синхронизации данных, что дает выигрыш в скорости над конкурентами. Также отмечают вынесение почти всех операций по сопровождению базы данных в онлайн, что дает возможность контролировать работу базы данных даже в течение уикенда.

При всех этих замечательных возможностях базы данных Oracle, объем продаж лицензий на использование продуктов компании сократился в 2001 году на 30%. За этот же период объем рынка баз данных возрос на 1,4% и достиг $8,8 млрд. Наиболее заметное сокращение продаж лицензий от Oracle произошло в секторе бизнес-приложений - 41%. В этом секторе серьезную конкуренцию Oracle составляют продукты от SAP, PeopleSoft и Siebel Systems. Продажи лицензий на использование базы данных сократились на 23% за тот же период. Согласно данным опроса, проведенного IOUG, 75% пользователей базы данных Oracle планируют переход на новую версию продукта. Однако лишь половина из них намерена сделать это в течение года.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Какие выводы можно сделать из вышесказанного? ВсN, вроде бы, подталкивает руководство Oracle к тому, чтобы снизить цены и решить этим все свои проблемы. Однако Oracle почему-то не идет на такие, казалось бы, очевидные шаги. В чем причина? Возможно, руководство Oracle считает происходящее следствием взрывного роста доткомов в конце 90-х годов и полагает естественной некоторую убыль мелких и средних клиентов.

Интересно, что Red Hat, не жалея усилий, движется в направлении, противоположном тому, по которому обстоятельства побуждают, вроде бы, двигаться Oracle. Уже более года прошло с тех пор, как Red Hat - наиболее крупная и успешная компания на рынке программных продуктов с открытым кодом (open source) - начала внутреннюю перестройку. Вместо дистрибьютора дешевой операционной системы компания стала позиционировать себя в качестве поставщика комплексных программных решений для крупных компаний. И хотя за последний финансовый год, который закончился 28 февраля, доходы Red Hat сократились на 2%, результаты новой политики налицо. Сегодня ПО от Red Hat может устанавливаться на компьютеры от IBM, Dell, Hewlett-Packard. За последние полгода несколько крупных поставщиков корпоративного ПО, включая SAP, Veritas и IBM, выпустили версии своих продуктов под Linux Red Hat.

Некоторые крупные компании начали перевод своих служб с Unix на Linux Red Hat. Среди них ведущие компании в сфере финансовых услуг - Merrill Lynch, CS First Boston, Ameritrade, Deutsche Bank. Книжный онлайновый магазин Amazon уже перевел большинство операций своего веб-сервера под Linux Red Hat. Вообще, как заметил вице-президент Dell Рэнди Грув (Randy Grove), многие компании из списка Fortune 500 сейчас обсуждают возможность перехода с Unix на Linux, начиная со следующей версии Oracle. Да и сам глава компании Oracle неоднократно заявлял, что будет стремиться перевести под Linux Red Hat как можно большее количество внутренних служб компании.

Тем не менее, инвестирование в компанию пока еще остается делом неортодоксальным. Отношение стоимость/прибыль у акций Red Hat превышает сейчас 40, в то время как среднее значение среди софтверных компаний составляет 20.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Большие надежды Red Hat возлагает на свой по-настоящему первый продукт из разряда корпоративного ПО - Advanced Server, который был выпущен в конце марта. По своим функциональным возможностях этот продукт конкурирует с Windows 2000 от Microsoft и Solaris от Sun. Стоимость годовой лицензии на использование Red Hat Advanced Server составляет $1,5 тыс. и включает автоматические апгрейды. Круглосуточная поддержка, в качестве дополнительной услуги, обойдется клиенту в $1 тыс. Хотя эти суммы значительно превышают стоимость более ранних версий Linux Red Hat, тем не менее, по сравнению с аналогичными продуктами от Microsoft и Sun экономия значительна.

Еженедельные обозрения на CNews.ru

Редакция готова рассмотреть к публикации материалы (статьи, описания систем/продуктов/услуг), подготовленные специалистами вашей компании, для публикации в следующих обозрениях:

  • Рынок корпоративного ПО
  • Информационная безопасность
  • Digital Life (цифровые устройства, hardware)
  • Рынок телекоммуникаций;
  • Неделя в Сети (интернет-бизнес).

Ждем Ваши предложения и заявки по этому адресу.