Разделы

Интернет Интернет-доступ Веб-сервисы

Мобильный интернет: когда исчезнет WAP?

Стагнирующий рынок WAP-интернета в России, несмотря на сохранение определенных позиций, постепенно сменяется полноценным доступом в сеть с мобильного телефона с использованием 3G, EV-DO, WiMAX. В этом смысле сотовые операторы смогут увеличить выручку не на трафике, как было с WAP, а на дистрибуции "тяжелого" контента. Но пока под мобильным интернетом понимается аудитория WAP/PDA-сайтов, уровень проникновения которой составляет 30%.

Появление во втором квартале 2008 года сетей 3G и 4G в России (в частности 3G в СЗФО и ЮФО) сделало более осязаемыми разговоры про перспективы развития мобильного интернета в России. Благодаря ему еще в прошлом году абоненты "большой тройки" увеличивали выручку операторов, посещаемость мобильных сайтов и заставляли верить в то, что в скором времени отечественный рынок, наконец, догонит западный. До 2007 года наблюдалось постоянное сокращение ARPU в результате удешевления тарифов и привлечения абонентов за счет различного рода бонусов и специальных акций. В 2007 году начал наблюдаться процесс роста удельной выручки на абонента – это происходило за счет использования дополнительных VAS-услуг, основным каналом транспорта которого на телефон абонента был мобильный интернет.

Объемы рынка

Аналитики мобильного рынка по-прежнему по-разному оценивают размеры отечественного мобильного интернета. Проблем тому несколько – с одной стороны, доля подобных ресурсов ничтожно мала - по оценкам ИК "Финам", таких сайтов всего порядка 2-2,2 тыс. Определенные коррективы в эту цифру необходимо внести и потому, что среди них много невостребованных или "некачественных" с точки зрения посещаемости или адаптации под мобильные устройства. Так, по оценке компании WapStart, WAP-сайтов, генерирующих 90% трафика, учитываемого сервисами статистики, и имеющих суточную посещаемость не менее 10 тыс. хостов, всего около 100-200 шт. Остальные – сайты с закрытой статистикой, ресурсы контент-провайдеров (не всегда участвующие в рейтингах) и сайты с низкой посещаемостью, дублирующие контент. Кроме того, следует учесть, что в популярных мобильных каталогах всего зарегистрировано порядка 1500 мобильных ресурсов. Аналитик Marshall Capital Partners Александр Богдашин считает, что если понимать под качественным ресурсом "заточенность" под мобильный телефон, то таких ресурсов будет около 1% от общего числа сайтов.

Под мобильным Интернетом в статье понимаются сайты, адаптированные под просмотр с мобильных телефонов, коммуникаторов и смартфонов (WAP/PDA-версии), контент-сервисы (мобильные онлайн-игры, мобильная почта, мобильные соцсети).

Другая проблема подсчета объема сектора – его однобразность. Большинство мобильных сайтов предлагают своим посетителям один и тот же контент: преимущественно, он носит развлекательный характер, часть ресурсов является мультипорталами, объединяющими витрины рингтонов, JAVA-игр и приложений, видеороликов и других мультимедийных элементов с форумами и чатами для общения. Как вариант, подобный мобильный портал может иметь и дополнительные сервисы – например, предоставлять данные о погоде, последние новости, гороскопы, карты, блоги. Чаще всего такой ресурс является или WAP-версией официального сообщества абонентов сотового оператора и относится к категории on-portal (типичные примеры – wap.mts.ru, wap.beeline.ru), или же мобильной версией поисковой машины (m.ya.ru, wap.mail.ru), то есть по сути является off-portal. Узкотематические ресурсы (например, новостные) не являются востребованными и, как правило, "существуют" в виде разделов в рамках тех же мультипорталов или как дополнение к основному сайту.

Доля абонентов, использующих VAS, по сегментам

Источник: AC&M, 2008

Но самая главная проблема всех оценок – непопулярность подобных сервисов в общем, поскольку мобильный интернет в России еще находится на начальной стадии развития. Так, аналитики Nielsen Company подсчитали, что только около 11% российских владельцев мобильных телефонов выходят с их помощью в интернет.

Динамика роста доходов от VAS по сегментам в 2007-2008 гг.

Источник: AC&M, 2008

Все опрошенные эксперты называют особенностью отечественного сектора тот факт, что большинство (до 70% по данным WapStart) пользователей мобильного интернета проживает в регионах и выход в интернет через мобильный телефон для них является основным. Наиболее активные пользователи мобильного Интернета в 2007 г. проживали в Центральном и Северо-Западном регионах, в которых уже развернуты сотовые сети нового поколения (в северо-западном на основе WCDMA и EV-DO, в центральном на основе EV-DO), а также в Уральском регионе. "Однако динамика распределения популярности мобильного интернета по географии в 2009 г. Может изменится в связи с включением в нее регионов, где в 2008 г. операторами большой тройки были запущены сети "третьего поколения", в большей степени в ориентированные на трафик передачи данных", считает директор подразделения беспроводных технологий, JP Consulting Никита Дроздов.

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

Аудитория мобильного интернета

По данным AC&M, общий размер аудитории WAP-сайтов в России в настоящее время составляет 18 млн уникальных пользователей в месяц, а число пользователей WAP-сайтов прирастет на 38% ежегодно. Это обеспечивается за счет появления большего числа независимых WAP-сайтов и 5-7% роста посещаемости WAP-порталов операторов "большой тройки". По оценкам AC&M, в ближайшие 2-3 года их посещаемость приблизится к 6 млн уникальных пользователей в месяц (рост 3-4% в год), а сейчас ими постоянно пользуются 27% всех пользователей мобильного интернета.

Аудитория WAP-сайтов

Источник: AC&M, 2008

6 простых шагов: как импортозаместить решения в сфере информационной безопасности
Импортозамещение

Главным стимулом для развития этого сектора являлось обновление парка мобильной техники, в первую очередь, широкое распространение смартфонов и коммуникаторов, а также увеличение функциональности обычных мобильных телефонов. По данным AC&M, в настоящее время более 80% все мобильных терминалов, находящихся на руках у населения России, поддерживают технологию GPRS, 60% - технологию EDGE. Параллельно последние несколько лет сотовые операторы расширяли зоны покрытия GPRS/EDGE, что привело к тому, что в первом полугодии 2008 года количество пользователей GPRS-Internet сначала сравнялось, а потом и превысило количество пользователей GPRS-WAP – под данным iKS-Consulting на конец 2008 года, 22 млн абонентов сотовых сетей в России пользовались мобильным интернетом.

Динамика выручки мобильного интернета (2006-2011)

Источник: AC&M, 2008

Впрочем, смартфон Apple iPhone, продажи которого начались в РФ примерно с осени 2007 года (официальные – с октября 2008 года) не привнес особых корректив на рост числа пользователей мобильных ресурсов.