Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения Законодательство

ИТ в здравоохранении: что несут грядущие перемены

Проблема повышения качества медицинского обслуживания российских граждан и роль ИТ в этом процессе с каждым годом становятся предметом все более оживленных дискуссий. События последнего времени, среди которых появление в июле 2008 года в Минздравсоцразвития РФ департамента информатизации, усиление внимания президента страны к внедрению ИКТ в здравоохранении и, наконец, создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения во главе с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой позволяют надеяться на то, что российская медицина в обозримом будущем перейдет на новый технологический уровень. Перспективы такого перехода обсуждались на круглом столе "ИКТ в здравоохранении России", организованной CNews Conferences.

По мнению Алексея Саломатина, генерального директора компании "БизнесИнформТехнологии", преимущества web-технологий очевидны. Они не требуют инсталлировать и администрировать рабочие места, а управление функциями и данными осуществляется только с серверов. Решения на их основе кроссплатформенны, имеют мощные интеграционные возможности и благодаря трехзвенной архитектуре обеспечивают возможность использовать любые стандартные технологии защиты данных. При автоматизации деятельности отдельных ЛПУ портальные технологии позволяют объединить на едином экране данные бухгалтерской системы, базы данных медицинских изображений и внешней аптечной сети. Также в портал встраивается система видеонаблюдения и контроля доступа. Имеется возможность организовать внутреннюю электронную почту, СМС-рассылки и такие сервисы, как обмен информацией между сотрудниками и руководством. При автоматизации сети медицинских учреждений доступ к серверу осуществляется не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных устройств. Информация находится в хранилищах и архивах данных, позволяющих интегрировать ее по любому необходимому принципу.

"Построение единой информационной системы здравоохранения требует учета специфических факторов, свойственных каждой отдельной стране", - утверждает Александр Дубина, архитектор информационных систем в здравоохранении Microsoft. Компания готова предложить свой опыт, изложенный в методологии Connected Healthcare Framework (CHF), разработанной на основе опыта, накопленного в процессе реализации подобных проектов в других странах. При этом, учитывая российскую специфику, основными задачами автоматизации будут являться создание электронных медицинских карт пациентов, формирование и сопровождение истории болезни пациента, контроль подтверждения личности и выданных полномочий, корректная идентифицикация пациента или медработника, интеграция различных систем, работающих на разных платформах, продление периода эффективной эксплуатации "унаследованных" систем, готовность к реализации изменяющихся требований и запросов, производительность, масштабируемость. В подходе, предложенном Microsoft, особое внимание уделяется интеграции унаследованных программных приложений и предоставлению бизнес-сервисов с их использованием. Такие приложения в идеале необходимо перестроить таким образом, чтобы они приобрели многоуровневую структуру. Для этого можно воспользоваться имеющимися на рынке ИТ-продуктов анализаторами кодов и инструментами для его реструктуризации.

В числе основных рисков при ведении проектов автоматизации учреждений здравоохранения Григорий Кряжев, руководитель направления по автоматизации предприятий здравоохранения "1С-Рарус", отмечает отсутствие заинтересованности руководства в автоматизации, неправильный выбор ЛПУ стратегического партнера и неправильную оценку бюджета проекта и сопутствующих затрат, недостаток квалификации для принятия решений в области ИТ, отсутствие опыта ведения проектов по автоматизации, ведение проекта без проектной команды со стороны заказчика и исполнителя, недостаток управленческого ресурса на преодоление стереотипов и быстро меняющиеся экономические и политические условия. Для преодоления этих рисков Григорий Кряжев советует представителям медучреждений взаимодействовать с известными компаниями, занимающими устойчивое положение на рынке и предлагающими хорошо зарекомендовавшие себя технологии и платформы, использовать комплексный подход к решению задач и обращать особое внимание на присутствие представителей разработчика или его партнеров в регионе, а также на количество независимых специалистов на рынке.

Обратить свое внимание на решение сегодняшних актуальных задач призвал участников круглого стола Алексей Баранов, коммерческий директор компании "РадиоТел", предлагающей использовать ИКТ в системах управления службами скорой медицинской помощи. Ни для кого не секрет, что при спасении больного счет времени идет, порой, на минуты. В такой ситуации оперативность и точность работы диспетчерских служб "03", возможность их постоянного взаимодействия с экипажами приобретает особое значение. Предлагаемые компанией системы радиосвязи стандарта TETRA позволяют организовать голосовую связь с учетом организационной структуры управления, наладить взаимодействие между МЧС, ГИБДД и службами скорой медицинской помощи, обеспечить безопасность экипажа реанимобиля, передавать короткие текстовые сообщения, определять координаты абонентов на местности и многое другое. В дальнейшем функциональность предлагаемого решения может быть расширена за счет возможности отправки запросов в специальные базы данных и передачи информации, в том числе и результатов обследования пациента, по назначению.

Время идет, а проблемы остаются

Одной из самых актуальных проблем автоматизации деятельности медучреждений на сегодняшний день является соответствие внедряемых решений требованиям закона "О персональных данных", который вступает в действие с 1 января 2010 г. По мнению Михаила Булаева, консультанта-аналитика компании "Элвис-плюс", требуемый уровень безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах медучреждений достигается обеспечением локализации персональных данных, счетности субъектов и объектов информационных систем медучреждений, доверенности конфигурации и настроек ПО, целостности всех элементов информационных систем, подконтрольности всех действий субъектов и документированности всех событий в информационных системах медучреждений.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

"Мероприятия по обеспечению безопасности персональных данных должны сочетать в себе реализацию правовых, организационных и технических мер защиты, - считает Михаил Булаев, - причем все они одинаково значимы, и невыполнение одних требований сводит на нет результаты реализации других". Понятно, что реализация этих мероприятий потребует от медицинских учреждений значительных материальных затрат, которые, по расчетам некоторых участников круглого стола, могут достигать 40 млн руб. Значительно снизить эти затраты, по мнению Михаила Булаева, можно за счет максимального использования возможностей уже имеющихся средств защиты информации, а также возможностей операционной системы и прикладного ПО, сертифицированных или имеющих перспективы сертификации в ФСТЭК России или ФСБ России; сокращения количества персонала, обрабатывающего персональные данные, разделения функций, минимизирующего возможность одновременной обработки данных из разных систем; обезличивания части персональных данных путем перехода на необщеизвестные идентификаторы (номера медкарт, номера лицевых счетов и т.п.); разделения информационных систем сертифицированными межсетевыми экранами на отдельные сегменты, классификации каждого сегмента и снижения требований к части из них; организации терминального доступа к системам и исключения из них части персональных данных путем хранения их на бумажных или иных носителях.

Не первый год участниками рынка ИКТ в здравоохранении обсуждается вопрос о необходимости создания нормативных документов, регламентирующих процесс внедрения информационных систем в медицинских учреждениях. К сожалению, по мнению Бориса Зингермана, заведующего отделением компьютеризации Гематологического научного центра РАМН, на настоящий момент ни один нормативный документ не содержит положений о возможности использования электронных медицинских записей, и внедрить полезную компьютерную медицинскую систему невозможно, не нарушив положений действующих инструкций. Необходимо выработать специфические требования к электронной истории болезни, связанные с обеспечением неизменности информации в течение всего срока хранения, ее защищенности, целостности, доступности, юридической значимости и коллективной работы в системе здравоохранения. Первый национальный стандарт в сфере медицинской информатики "Электронная история болезни. Общие положения" действует и в большой мере решает вышеперечисленные проблемы, но в соответствии с действующим законодательством применяется на добровольной основе и не может заменить нормативные документы. "На базе национального стандарта необходимо разработать нормативные документы, разрешающие и регламентирующие ведение истории болезни в электронном виде, - считает Борис Зингерман. - Необходимо также ускорить работы по разработке национальных стандартов в области электронного обмена медицинской информацией и регламенту работы интегрированных архивов".