Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения Законодательство

ИТ в здравоохранении: что несут грядущие перемены

Проблема повышения качества медицинского обслуживания российских граждан и роль ИТ в этом процессе с каждым годом становятся предметом все более оживленных дискуссий. События последнего времени, среди которых появление в июле 2008 года в Минздравсоцразвития РФ департамента информатизации, усиление внимания президента страны к внедрению ИКТ в здравоохранении и, наконец, создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения во главе с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой позволяют надеяться на то, что российская медицина в обозримом будущем перейдет на новый технологический уровень. Перспективы такого перехода обсуждались на круглом столе "ИКТ в здравоохранении России", организованной CNews Conferences.

Проблема стандартизации в области медицинской информатики начала решаться, заверил участников круглого стола Георгий Лебедев, заместитель директора по ИТ ФГУ Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения. Он рассказал о том, что за последний год Техническим комитетом 468 "Информатизация здоровья" опубликовано 6 национальных стандартов, разработан 1 новый национальный стандарт, на стадии опубликования находятся 19 идентичных национальных стандартов ИСО.

"Первейшей задачей, которой должны были заняться органы управления здравоохранением, является принятие инфраструктурных решений, которые обеспечат функционирование информационных потоков", - продолжает разговор о необходимости госполитики в области информатизации здравоохранения Михаил Шифрин, к.ф.-м.н., руководитель медико-математической лаборатории НИИ нейрохирургии им. акад. Бурденко РАМН. Речь идет о транспортной инфраструктуре как внутри организаций, так и между ними, о проблеме обслуживания установленного в ЛПУ оборудования, о техническом консультировании руководителей медучреждений по вопросам выбора оборудования и ПО, о совместном использовании имеющихся ИТ-ресурсов. На уровне государства должна производиться сертификация и оценка качества МИС и создаваться инфраструктура предоставления услуг. Прерогативой государства остается и обеспечение семантической совместимости: разработка стандартов, классификаторов, системы архетипов, а также решение проблемы совместного использования информационных ресурсов (баз данных и баз знаний). Государством должны быть разработаны регламенты по обеспечению безопасности данных в медицинских информационных системах, организована система распространения нормативно-справочной документации в унифицированном виде, а также сбора данных "снизу вверх" с возможностью обратной связи. Для пациентов на уровне государства должна быть разработана инфраструктура доступа к своим медицинским данным и инфраструктура управления данными о здоровье. Не менее важно создание конкурентной среды и определение границ, в рамках которых задачи информатизации могут решаться директивным путем.

Необходимо на государственном уровне определить принципы построения федеральной системы обмена фармацевтической информацией и создать единое лингвистическое пространство информационных систем. "Подсистема лингвистического обеспечения локальной автоматизированной системы должна опираться на коды товаров, словари, классификации и двумерные таблицы данных, - утверждает Геннадий Вышковский, президент группы компаний РЛС. - В основе лингвистического обеспечения лежит официальная информация, которая рождается в подразделениях органов, осуществляющих сертификацию товаров в виде кодов, реестров и таблиц данных. Такая официальная информация должна распространяться государственными органами, осуществляющими сертификацию товаров, свободно, по подписке, через интернет (в режимах онлайн и оффлайн), в режиме реального времени".

По мнению Владимира Дрожжинова, председателя правления Центра компетенции по электронному правительству, недостаточно внимания в медицинских учреждениях уделяется вопросам обеспечения непрерывности деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. "Необходимо ввести в состав Общественного совета по защите прав пациентов профессионалов в области обеспечения непрерывности функционирования учреждений и применения информационных технологий в учреждениях здравоохранения и социальной защиты", - предложил он.

Привлечь внимание государства к развитию телемедицинских технологий считает необходимым Андрей Сельков, вице-президент Российской ассоциации телемедицины. По его данным, в Российской Федерации существуют тысячи ведомственных здравпунктов, 39,8 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов, 29,8 тыс. амбулаторных медучреждений, 6,8 тыс. больниц и сотни Федеральных лечебно-консультационных центров, услугами которых пользуется более 140 млн россиян и гостей страны. Однако медицинские услуги не всегда оказываются доступными для граждан по целому ряду причин. И преодолеть эту проблему можно путем организации первичного обследования пациентов с использованием мобильных диагностических комплексов. "Такое оборудование позволит за сравнительно небольшие деньги, около 50 тыс. рублей, постепенно наладить оснащенность фельдшерско-акушерских пунктов и решить задачу предварительного обследования на месте", - утверждает Андрей Сельков. Известно, что значительная часть врачей предпочитает работать в крупных городах. Поэтому роль фельдшера должна сводиться к тому, чтобы правильно подключить имеющуюся в его распоряжении диагностическую аппаратуру и передать полученные данные в телемедицинский центр для принятия дальнейшего решения. "Мы должны решить одну важную проблему, а именно создать платформу на базе ноутбука, которая позволяла бы интегрировать сенсорные элементы современных диагностических приборов. Это можно делать последовательно, начиная с электронного термометра, и наращивать возможности по мере необходимости. Таким образом мы обеспечим всем россиянам доступ к специалистам высочайшей квалификации", - сказал он.

"Экономический кризис открывает новые возможности, - заявил Андрей Столбов, д.т.н., заместитель директора МИАЦ РАМН, профессор ММА им. Сеченова. – Может быть, мы наконец начнем более скоординировано, более разумно подходить к тем ресурсам, которых у нас не очень много, для того, чтобы рациональнее их расходовать". Одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются поставщики программных продуктов в медицинские учреждения, является отсутствие планомерности. Большинство государственных контрактов заключается во второй половине года, а деньги по ним приходят только в 4 квартале, поэтому времени на масштабные, ресурсоемкие проекты практически не остается. Это приводит к тому, что не происходит полноценной проработки и постановки задачи, отсутствует экспертиза и преемственность работ. Не существует и единого заказчика проектов информатизации здравоохранения. Ими занимаются все - и Минобразования, и ФАИТ, и Минздравсоцразвития. Кроме того, практически не финансируются разработки в области медицинской информатики.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость