Разделы

Интернет Интернет-ПО

Интернет-рынок Петербурга: разгорается маркетинговая война

По прогнозам экспертов, в 2008 году петербургский рынок широкополосного доступа к сети интернет (ШПДИ) вновь удвоится, оставаясь основным драйвером роста телеком-рынка. Однако ожидаемое укрупнение вряд ли произойдет: покупки минувшего года не оправдали надежд инвесторов, и постепенно их интерес к приобретению новых активов снижается. Тем временем борьба между многочисленными игрокам будет вестись на маркетинговом поле.

По мнению аналитика Дениса Кускова, повышение спроса на более высоко скоростные, и, следовательно, более дорогостоящие тарифы, является основной причиной того, что темпы роста оборотов провайдеров превышают темпы роста абонентской базы. Доходы операторов, по его данным, выросли в течение 2007 года в 3 раза до 1,3 млрд рублей. По прогнозам г-на Кускова, в 2008 году рост будет еще стремительнее – оборот отрасли составит порядка 5,2 млрд рублей, то есть, увеличится в 4 раза.

ARPU с линии по разным оценкам сейчас составляет от 13 до 25 долларов в месяц. ARPU интернет-услуг ТКТ составляет 17 долларов, по данным компании. По информации "Ниеншанц-Хоум, ARPU находится на уровне 450-500 рублей. Оценки консалтинговой компании iPipl совпали с данными "Ниеншанца", ARPU в Питере на март месяц был в пределах 450-500 рублей (18-20 долларов).

Triple Play в Петербурге обернется Double Play

Операторы стремятся сохранять высокий уровень ARPU и компенсируют потребность массового рынка в его снижении увеличением объема услуг. Так, в текущем году многие игроки попробуют свои возможности в предоставлении услуг Triple Play, прежде всего, IPTV в дополнение к доступу к сети интернет. Концепция комплексного предоставления домашних ИТ-услуг Triple Play до последнего времени была слабо реализована в Петербурге. ТВ-пакеты в дополнение к интернет-доступу долгое время были прерогативой кабельных сетей. Однако такие компании, как West Call, "Сильвернет", Unet, "Элтел", Web Plus, SkyNet, запустили сервис IPTV в тестовую эксплуатацию в течение 2007 года.

В декабре было объявлено о начале коммерческой эксплуатации IPTV компанией СЗТ под брендом "Авангард ТВ". У СЗТ есть также планы по IP-телефонии, оператор намерен предложить абонентам полноценный Triple Play уже в 2008 году. Запуск услуг телефонии на базе SIP планируется в сентябре 2008 года, сообщила начальник отдела по связям с общественностью "Северо-Западного телекома" Татьяна Николаева. По словам Виктории Кулибановой, Web Plus запустит услугу IPTV в коммерческую эксплуатацию в течение 2007 года. Директор петербургского филиала "Корбина Телеком" Денис Куликов заявил, что услуга IPTV будет запущена компанией в 3 квартале 2008 года, к этому моменту абонентам будет предоставляться полноценный Triple Play.

В конце этого квартала планирует запустить в коммерческую эксплуатацию услуги IP-телефонии и "Ниеншанц-Хоум", на многих тарифах провайдера эти услуги будут включены в стандартный пакет, что касается IPTV, то компания ведет тестирование технической реализации сервиса. О своих планах по реализации сервиса IPTV заявляли в конце прошлого года представители провайдера TiERA и оператора "Антхилл".

Препятствий в развитии IPTV на данный момент два – техническое и юридическое. Юридический аспект состоит в том, что на данный момент не существует отлаженного механизма взаимодействия правообладателей, агрегаторов контента и его поставщиков. Технические сложности связаны с тем, что текущего уровня развития сети провайдеров пока не хватает для предоставления абонентам высокого качества сервиса. Компания ТКТ, например, с 1 апреля начала передачу телевизионного сигнала в формате HDTV (телевидение высокой четкости). Тем не менее, инновационная услуга пока вряд ли будет пользоваться массовым спросом: стоимость оборудования для подключения пакета "Твое ТV.HD" составляет около 7 тыс. руб., но при этом пользователю еще необходимо иметь телевизор, который поддерживает данный формат. Сейчас в рамках сервиса доступен просмотр только одного канала, в перспективе их будет три.

Руководитель отдела PR и рекламы West Call Сергей Шведов считает, что на данный момент скорее уместно говорить о внедрении услуг Double Play (Интернет и телевидение), поскольку востребованность IP-телефонии у квартирных абонентов сомнительна. "IP-телефония вряд ли станет востребованным сервисом в частном сегменте, если речь не идет о Skype, по которому звонить действительно дешевле в некоторые страны мира. При текущем уровне проникновения мобильной связи в обеих столицах эта услуга просто никому не нужна", - отметил также и Константин Агафонов. Очевидно, что путь IP-телефонии на городском рынке будет достаточно сложным, скорее всего, основными потребителями этого сервиса станут корпоративные клиенты, полагают участники рынка.

"Сетевые войны" разыграются на маркетинговом поле

Такое явление, как "сетевые войны" (черный PR и порча оборудования конкурирующих провайдеров) окончательно ушли в прошлое на петербургском рынке ШПДИ, считают его участники. С ростом конкуренции и одновременным повышением требований абонентов к качеству услуг основная борьба в ближайшие два года будет вестись на маркетинговом поле. К ней присоединятся все сколь бы то ни было крупные игроки. Небольшие провайдеры, достигая абонентской базы в 2-3 тыс. человек, также становятся сервисными и задумываются о маркетинге.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Проблема воровства оборудования и кабеля действительно актуальна для домашних сетей, но основной ущерб здесь наносят хулиганы. Если говорить конкретно о провайдере InterZet, то за два года работы отдела безопасности компании было заведено 40 уголовных дел по фактам краж и вандализма в различных районах города. СЗТ же за 2007 год зарегистрировано 600 фактов хищения кабеля, и финансовые потери компании при этом достигли 12 млн рублей. Проблема настолько актуальна, что с конца марта "Северо-Западный телеком" проводит общественную компанию: "Защитите свой дом! Не дайте украсть телефонную линию!".

Что касается маркетинговой активности компаний, то здесь необходимо сказать еще об одной особенности рынка: поскольку крупнейшие игроки держат цены приблизительно на одном уровне, для абонента при выборе провайдера ценовой фактор перестает иметь первостепенное значение. "При выборе провайдера и подходящего тарифного плана для многих абонентов цена вопроса отходит на второй план, ценники у большинства провайдеров сравнялись. Важным становится именно качество услуг и мультисервисность, поэтому многие провайдеры будут развивать в качестве дополнительных услуг медийное направление: справочные, телевидение, медиапорталы", - заявил Сергей Шведов.

Дополнительные услуги (мультимедиа-контент во всех проявлениях) плюс маркетинговые мероприятия станут к 2009 году основой для развития провайдеров ШПДИ, по мнению Дениса Куликова. Другие возможные варианты в области мультимедиа – развитие сервисов видеонаблюдения (услугу предоставляют многие операторы, но пока она не стала массовой), продажа платного контента (в первую очередь софта) среди абонентов со списанием средств с основного счета абонента. Будет расти роль интерактива: ТКТ, например, позиционирует как конкурентное преимущество интерактивный проект "Мой город онлайн".

Также с целью увеличения лояльности абонентов продолжится активная модернизация сетей, будут расширяться локальные ресурсы, наличие которых уже сейчас является конкурентным преимуществом. Увеличивая последние, провайдеры все более охотно вступают друг с другом в пиринговые отношения и союзы: для этого арендуется или прокладывается отдельный оптоволоконный канал, либо, если сети работают на одной и той же территории, просто соединяются друг с другом их узловые точки. В Петербурге обменом трафика занимаются практически все крупные сети — например, "Антхилл" и "Цифра" или "Ниеншанц" и TiERA. Таким образом, именно агрессивный и продуманный маркетинг станет основой ожидаемого роста рынка.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

"Никаких принципиальных отличий от 2007 года в плане конкуренции я не предполагаю. Основная конкуренция будет по-прежнему развиваться между ADSL-операторами и домовыми сетями, а также между крупными игроками внутри этих сегментов. Я думаю, что лет через 5 единственной технологией останется "оптика в дом". При этом конкуренция будет уже развиваться не между возможными технологиями подключения интернета, а по набору сервисов, предоставляемых провайдерами", - заключил Дмитрий Новиков.

Анастасия Симакина / CNews Северо-Запад