Интернет-рынок Петербурга: разгорается маркетинговая война
По прогнозам экспертов, в 2008 году петербургский рынок широкополосного доступа к сети интернет (ШПДИ) вновь удвоится, оставаясь основным драйвером роста телеком-рынка. Однако ожидаемое укрупнение вряд ли произойдет: покупки минувшего года не оправдали надежд инвесторов, и постепенно их интерес к приобретению новых активов снижается. Тем временем борьба между многочисленными игрокам будет вестись на маркетинговом поле.Структура рынка: СЗТ и ТКТ уходят в отрыв
Петербургский рынок ШПДИ крайне разрознен, в особенности в сравнении с московским, где он фактически монополизирован несколькими крупнейшими провайдерами. ADSL- и КТВ-провайдеры традиционно обладают преимуществом по сравнению с домашними сетями, поскольку располагают готовой инфраструктурой для внедрения услуг доступа в интернет. И все же при этом доля домовых сетей на петербургском рынке ШПД уже превышает 40%.
Крупнейший игрок - компания "Северо-Западный Телеком" (бренд "Авангард", ADSL-доступ), ей принадлежит фактически треть этого рынка. В пятерку лидеров рынка входят также кабельная сеть компании ТКТ (100 тыс. абонентов), InterZet (65 тыс.), "Корбина Телеком" (60 тыс.), Web Plus (45 тыс.) и компания "Северен Хоум" (30 тыс.). Стоит отметить, что "Северен Телеком" располагает двумя активами на петербургском рынке: домашними сетями "Озерки" и "Цифра".
Крупнейшие провайдеры ШПДИ в Петербурге
Название компании | Активная абонентская база (тыс.) | Технология |
СЗТ (Авангард) | 200 | ADSL |
ТКТ (Твой интернет) | 100 | КТВ |
InterZet | 65 | Ethernet |
Корбина Телеком | 60 | Ethernet |
Web Plus | 45 | ADSL |
SkyNet | 33 | Ethernet |
Северен Хоум (домашние сети Озерки и Цифра) | 30 | Ethernet |
Ниеншанц-Хоум | 26 | Ethernet |
Элтел | 22 | Ethernet |
Matrix | 18 | Ethernet |
Невалинк | 14 | Ethernet |
Антхилл | 13 | Ethernet |
West Call | 10 | Ethernet |
TiERA | 8 | Ethernet |
Источник: CNews Analytics, 2008
Помимо еще двух ADSL-игроков ("Петерстар" и ROL) и двух игроков КТВ ("Север-Телеком", "Смоленка-Интернет"), наибольшее число провайдеров на петербургском рынке работает в сегменте домовых сетей (ethernet): всего не менее сотни игроков, причем абонентская база большинства из них не превышает 2-3 тыс. абонентов. Некоторые же вообще являются провайдерами одного дома или квартала. Основная причина раздробленности рынка на данный момент – невысокий входной барьер для новых игроков: первоначальные инвестиции оператора домашней сети не превышают 100-150 тыс. долл.
СЗТ выигрывает за счет call-центров
В планах крупнейших провайдеров увеличить абонентскую базу в Петербурге в течение 2008 года в 1,5-2,5 раза: "Северо-Западный телеком" до 300 тыс., ТКТ – до 200 тыс., InterZet – до 115 тыс., "Корбины" – до 170 тыс., то есть, если эти прогнозы оправдаются, абонентская база в целом по Петербургу вырастет в 1,5-2 раза к концу текущего года.
Наиболее интенсивно развивающийся игрок петербургского рынка ШПД – "Корбина Телеком". Компания уже имеет успешный опыт освоения московского рынка, где за 1,5 года работы сумела занять второе место. В течение 2007 года ей удалось вытеснить ADSL-провайдера Web Plus из тройки лидеров петербургского рынка. В свою очередь, из крупных игроков Web Plus продемонстрировала самый низкий прирост абонентской базы – не более 4 тыс. В 2005 году провайдер был пионером на рынке ADSL-доступа Северной столицы. Однако зависимость от инфраструктуры СЗТ существенно "подкосила" позиции этого игрока. Реабилитировать себя компания намерена за счет своего ethernet-проекта. "Мы планируем развивать абонентскую базу в основном за счет прироста абонентов в сегменте домашней сети, которую мы сейчас активно строим", - сообщила руководитель службы PR и рекламы Web Plus Виктория Кулибанова.
"Северо-Западный Телеком", обладающий большими финансовыми возможностями и разветвленной сетью, в ближайшие годы сохранит лидерство, уверены участники рынка. По словам генерального директора консалтинговой компании iPipl Дмитрия Петрова, Web Plus сдает позиции, несмотря на грамотную и массированную маркетинговую активность, потому, что не может обеспечить себестоимость услуг ниже, чем у СЗТ. Также со стороны партнерских call-центров "Северо-Западного телекома" регулярно в адрес абонентов Web Plus происходят звонки с предложениями переключиться на более выгодных условиях. По разным данным, от 15 до 25% привлеченных абонентов "Авангард" подключились за счет работы call-центров.
Бывший генеральный директор "Антхилл" Константин Агафонов считает, что СЗТ удалось побить главный "козырь" домовых сетей – высокие скорости на безлимитных тарифах при относительно невысокой цене. Кроме того, еще на полкорпуса вперед "Северо-Западный телеком" позволит вырваться внедрение перспективной технологии построения "последней мили" - PON (passive optical network), считает Константин Агафонов. Эта технология позволит предоставлять каждому абоненту канал 1 Гбит/с против экономически оправданных для провайдера 100 Мбит/с. "Единственным недостатком лидера рынка остается качество обслуживания, вызывающее многочисленный нарекания, но это решаемый вопрос", - заявил он.
Васильевский район и Петроградка обделены вниманием провайдеров
Закономерным образом вместе со спросом на услугу растет и охват домовых сетей. В тех районах, где концентрация игроков достаточно высокая, абоненты имеют возможность выбирать, к какой именно сети подключиться. В 2008 году, как и в предыдущем, продолжается экспансия провайдеров в новые, в основном смежные районы, а также в пригород. Вместе с тем уровень проникновения ШПДИ в ближайших городах-спутниках Петербурга все еще очень низок.
Распределение провайдеров по районам Петербурга:
Район города | Количество игроков |
Невский | 28 |
Выборгский | 24 |
Московский | 22 |
Центральный | 22 |
Приморский | 21 |
Калининский | 20 |
Красносельский | 19 |
Красногвардейский | 18 |
Кировский | 18 |
Фрунзенский | 14 |
Адмиралтейский | 10 |
Василеостровский | 9 |
Петроградский | 5 |
Источник: CNews Analytics, 2008
Покрытие в пределах 13 районов Петербурга также крайне неравномерно. За исключением ТКТ (все районы) и "Корбины" (12 районов), в Петербурге нет, так называемых, "общегородских" провайдеров. Сеть "Элтел" охватывает 10 районов, West Call и "Цифры" - по 9 районов, в 8-ми районах работают InterZet и RSSPNet. Еще порядка 15 крупнейших игроков работают в нескольких районах города, а около 90% всех ethernet-провайдеров работают в пределах одного района или даже нескольких домов/кварталов.
Наиболее насыщенные районы – Невский, Выборгский, Московский, Приморский, Калининский, наименее – Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский. Последние три, как, впрочем, и Центральный, привлекают меньшее количество потенциальных игроков в силу сложностей развития необходимой инфраструктуры. Несмотря на то, что в Центральном районе работает 22 провайдера, здесь они ориентированы, прежде всего, на подключение коммерческих клиентов (отелей, бизнес-центров) и нередко реализует, так называемое, "точечное" подключение конкретных зданий. В наступившем году кардинальным образом эта картина не изменится.
Укрупнение рынка: верхи - не могут, низы – не хотят
Ссылаясь на высокую раздробленность петербургского рынка ШПДИ, многие ожидали от 2007 года значительного укрупнения рынка. В качестве потенциальных покупателей называли, как крупнейших локальных игроков, так и столичных инвесторов, прежде всего, телекоммуникационный холдинг "Ренова-Медиа" и АФК "Система", точнее, ее "дочку" - "Комстар ОТС". Однако этот прогноз оправдался не в полной мере, а при ближайшем рассмотрении сделки, совершенные в 2007 году, "переделом" рынка можно назвать только с большой натяжкой. "Либо "Ренова" и "Система" тщательно скрывают совершенные сделки, либо таких прецедентов на самом деле нет. По крайнем мере, информацию о покупке АФК "Системой" компании InterZet последняя категорически отрицает", - отметил Дмитрий Петров.
По данным одного из участников рынка, "Комстар" с осени 2007 года создает в Петербурге собственный филиал. "Ренова-Медиа" вышла не рынок Северной столицы, купив кабельного оператора ТКС "Нева", при этом ни сумма сделки, ни объем дальнейших инвестиций не разглашаются. "Ренова-Медиа" объявила, что претендует на 20-30% местного рынка Triple Play в 2008 году, однако, по словам Дмитрия Петрова, ценность приобретенного актива сомнительна. Вряд ли компании удастся добиться столько амбициозного результата, не совершив дополнительных покупок.
Другие примечательные сделки минувшего года – приобретение "Цифрой" (компания "Северен Хоум") провайдера "Озерки", что в итоге позволило "Северену" войти в число лидеров рынка ШПДИ. Реализуя подобную стратегию, существенного поднялся в рейтинге и SkyNet, скупив несколько небольших сеток в течение прошлого года. Провайдер "Антхилл" сменил собственника, теперь он принадлежит управляющей компании "ПиН групп". Последняя создает холдинговую структуру R&N Telecom, которая объединит все телекоммуникационные активы компании. Причем "ПиН групп" намерена продолжить приобретение активов. По словам коммерческого директора "Антхилл" Дмитрия Седова, "идут покупки, и после их завершения абонентская база провайдера значительно возрастет". В 2007 году West Call был приобретен провайдер "Винлинк". А, по данным одного из участников рынка, компанией ведутся переговоры также и о покупке "Сильвернета".
Игроки рынка в качестве одной из основных причин неудач московских инвесторов называются тот факт, что им не удалось найти общий язык с местными владельцами домовых сетей. Объективно, потенциальных инвесторов остановил, в том числе, и низкий уровень развития инфраструктуры домовых сетей, который, по словам директора по маркетингу ТКТ Елены Паснюк, оставляет желать лучшего.
Генеральный директор "Ниеншанц-Хоум" Дмитрий Новиков отметил и другие факторы, которые охладили интерес потенциальных инвесторов. По его словам, крупные инвесторы при покупке хотят получить прозрачную бизнес-систему: все, что касается основных средств, финансовых потоков, структуры доходов и расходов. Но далеко не все компании на нашем рынке отличаются такой прозрачностью. Кроме того, сейчас на рынке нет явного лидера, купив которого, можно было бы захватить существенную долю рынка. Поэтому остаются варианты: либо покупка нескольких операторов, либо покупка и дальнейшее развитие одного. И тот, и другой требуют больших затрат денег и усилий. "Поэтому, на наш взгляд, укрупнение рынка - это пока вопрос ближайшего будущего", - резюмировал он.
Основной критерий определения стоимости домовой сети – ARPU с абонента. Однако ажиотаж на рынке привел к тому, что в некоторых случаях ARPU оказался значительно завышен, а, кроме того, новые владельцы были вынуждены инвестировать значительные средства в модернизацию сети, в итоге большинство сделок не оправдало себя. "В начале 2007 года была бешеная мода на телеком, инвесторы вкладывали средства порой достаточно бездумно, отдавая по 400-500 долл. за абонента при реальной цене порядка 200 долл. Сейчас наблюдается инерция этого процесса, реальная цена за абонента составляет максимум 250 долл., но интерес инвесторов падает», - комментирует Константин Агафонов.
Тарифная политика: курс на увеличение скоростей
Один из главных трендов рынка ШПДИ – экстремальный рост, как безлимитных предложений, так и скоростей на тарифах без ограничения объема трафика. Если три года назад тариф на скорости 64 Кбит/с был вполне адекватным, то сейчас запросы абонентов начинаются от 512 Кбит/с и 1Мбит/с. Тарифы с меньшими скоростями попросту исчезли из линеек большинства игроков. На сегодняшний день у крупных операторов домашних сетей имеются безлимитные тарифы на скоростях 3 Мбит/с, 5Мбит/с и даже 10Мбит/с.
Средние цены на безлимитные предложения провайдеров
Скорость | Цена (руб.) |
512 кб/с | 420 |
1 Мб/с | 485 |
2 Мб/с | 669 |
3 Мб/с | 886 |
4 Мб/с | 977 |
5 Мб/с | 1233 |
Источник: CNews Analytics, 2008
Вместе с тем петербургские цены на широкополосный безлимитный доступ к сети интернет пока дороже московских в 2 раза. Например, за 650 рублей абонентской платы московские пользователи могут выбрать тариф на скорости 4 мб/с, то есть в 2 раза быстрее. Усиление конкуренции на рынке постепенно приблизит петербургские цены к столичным. Кроме того, раньше существенным барьером для большинства абонентов была высокая стоимость подключения к сети, сейчас зачастую эти расходы берет на себя провайдер.