Интерес к BPM-проектам продиктован быстрой окупаемостью?
Процессное управление вызывает все больший интерес как метод выявления в своей деятельности избыточных функций или дублирующих работ – с тем, чтобы отказаться от них без каких-либо потерь. В то же время, существует ряд факторов, препятствующих распространению BРМ в России. Компаниям, решившимся на реализацию подобного проекта, приходится сталкиваться со множеством проблем – от выбора поставщика и самого решения до интеграции ВРМ в уже сформированную ИТ-инфраструктуру. Новые тенденции в области применения BPM стали предметом обсуждения участников круглого стола CNews "BPM - управление бизнес-процессами в России", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.Заместитель генерального директора по бизнес-процессам "Акадо" Федор Краснов убежден, что BPM является хорошим средством для изменения взглядов руководителей на операционную деятельность. Подобные решения дают повод сделать все самостоятельно и правильно. В тоже время внедрение BPM в большинстве случаев сопряжено с психологическими проблемами, которые приходится преодолевать. Зачастую сотрудники не понимают, что такое процессы, любят понятную непроизводительную работу, не любят изменений, а автоматизацию воспринимают исключительно как повод работать меньше.
При этом г-н Краснов также остановился на трудностях перехода компаний на BPM-рельсы. "Прийти и сказать: "Давайте внедрим BPM - и будем жить лучше" сегодня не получится, хотя еще три года назад это было вполне возможно, - отметил он. - Сейчас руководство готово согласиться на внедрение BPM, но требует "показать результат в деньгах". Например, в "Акадо" в результате BPM-проекта была повышена эффективность работы контакт-центра (14% времени оператора на операцию), были на 17% сокращены затраты на рассылку SMS-уведомлений абонентам. Кроме того, компания отказалась от "лишней" BI-системы и смогла увеличить оборачиваемость абонентского оборудования и складских помещений.
Проекты и решения
Эффективность использования BPM-подхода на себе ощутили, помимо "Акадо", многие компании. И выступления в рамках круглого стола заказчиков и интеграторов данных решений – лишнее тому подтверждение.
Бизнес-аналитик и руководитель проекта консалтинговой группы "Руна" Андрей Михеев рассказал о том, что компания использует процессный подход с 2003 года. Было формализовано много процессов, они рисовались в редакторе MS Visio и в системе Aris. Основные трудности состояли в обеспечении правильности исполнения бизнес-процессов, в контроле за их состоянием. Было решено внедрить в "Руне" автоматизированную систему управления бизнес-процессами. Рассматривались два пути развития проекта: купить готовую коммерческую систему либо собрать систему из готовых открытых компонентов. У обоих путей развития были свои "плюсы" и "минусы", но в итоге компания внедрила две BPM-системы. Первая система – компонента "Бизнес-процессы" в составе платформы "1С:Предприятие", в которой автоматизируются основные процессы "Руны" (их около 15) - заказы клиентов, производство услуг и продажи. Второе решение – открытая система на основе JBoss jBPM, которая автоматизирует порядка 20 вспомогательных процессов компании. В процессе освоения систем все сотрудники "Руны" перешли на "процессное мышление".
Заместитель генерального директора, операционный директор компании "БиАй Телеком" Роман Ткачев поделился с участниками круглого стола опытом компании в реализации нескольких BPM-проектов. Один из них (обработка страховых убытков) был реализован в страховой компании "Росно". Основные характеристики проекта – более 200 шагов в процессе, свыше 400 экранных форм, около 400 сервисов, более 40 ролей, несколько сотен пользователей. Реализация проекта заняла 11 месяцев. С октября 2008 года проект находится в промышленной эксплуатации. BPM проект в "Росно" потянул за собой проект по созданию сервисно-ориентированной архитектуры. Более того, компания создала собственный центр компетенции по BPM и СОА.
Проект в компании "Скайлинк", который состоял в автоматизации процесса заключения договоров, был меньшим по масштабам и очень коротким (1,5 месяца). Он включал 15 шагов в процессе, около 20 сервисов, порядка нескольких десятков пользователей. Еще один проект, о котором упомянул г-н Ткачев (автоматизация процесса обработки кредитных заявок) был реализован в одном из крупнейших российских банков совместно с командой ИТ-специалистов банка. Проект охватил около 70 шагов в процессе, более 230 сервисов, от нескольких сотен до нескольких тысяч пользователей. Проект в настоящее время находится в пилотной эксплуатации на ограниченном объеме точек продаж. Г-н Ткачев также отметил, что сейчас в стадии реализации находятся несколько новых BPM-проектов.
Поскольку внедрение BPM является совокупностью небольших проектов, каждый из которых как бы доращивает функциональность предыдущего, то, по мнению г-на Ткачева, нужно стремиться к тому, чтобы все BPM-проекты приносили бизнес-эффект. "При этом до 80% успеха BPM-проекта зависит от инфраструктуры (имеется ввиду не только "программно-аппаратный комплекс", но и готовность смежных систем), - убежден г-н Ткачев. - Для совершенствования процессов бизнесу нужна интегрированная технология, реализующая бесшовное соединение стратегических планов с оперативной деятельностью".
Отличия традиционного проекта от BPM-проекта
Управление традиционным ИТ-проектом | Управление BPM-проектом |
Несколько крупных проектов | Много маленьких проектов |
Внедрение методом "Большого взрыва" | Инкрементальное внедрение |
Большие пользовательские группы | Небольшие и средние группы для каждого релиза |
Большие проектные команды (от нескольких десятков до сотен) | Маленькие команды (до 10 человек) |
Большие бюджеты (могут достигать 1 млн долл. и более) | Небольшие бюджеты в несколько сотен тысяч долл. |
Источник: "БиАй Телеком", 2009
Немаловажным фактором успешности проекта является и правильный выбор решения. Директор компании "Элевайз" Алексей Будин, представив решение компании (систему ELMA), отметил, что используемая в нем спецификация хороша для бизнес-процессов нижнего уровня. ELMA - это автоматизация бизнес-процессов и система документооборота. Использование механизма WorkFlow позволяет быстро настроить систему в соответствии с потребностями компании. По словам г-на Будина, при разработке решения в "Элевайзе" взяли в качестве стандарта концепцию тонкого клиента. И изначально ориентировались на совместимость с системой "1С": при моделировании бизнес-процессов это дает возможность системе работать со справочником, созданным в "1С". "То, что мы пользовались стандартными решениями при создании своей системы, позволило избежать множества проблем при ее внедрении, - считает г-н Будин. - Это позволяет с использованием стандартных технологий вести масштабирование системы, дописывать функциональность и т.п."
Руководитель направления WebSphere/Business Integration, департамента ПО IBM Леонид Маргулис рассказал о том, какие продукты для реализации BPM-концепции есть у IBM, а также об особенностях использования этих решений. По его словам, приняв на вооружение СОА-концепцию, IBM стала ориентироваться на управление бизнес-процессами. Набор BPM -продуктов IBM вырос из интеграционных технологий. Для компании очень важно, чтобы создаваемые решения в этой области были ориентированы на бизнес-пользователей, чтобы имели дружелюбный интерфейс. Последние три года набор BPM-решений компании не меняется, он только совершенствуется и дорабатывается.
В числе базовых продуктов г-н Маргулис назвал IBM WebSphere Dynamic Process Edition. Это основной элемент набора решений IBM BPM Suite, включающий встроенную поддержку, которая позволяет адаптироваться к изменениям и динамично реагировать на них. Данное решение предоставляет средства управления бизнес-процессами, реализуемые на основе сервис-ориентированной архитектуры, и обеспечивает моделирование, внедрение и мониторинг сквозных динамических бизнес-процессов.
ПО WebSphere Business Monitor 6.2 обеспечивает бизнес-мониторинг в режиме реального времени, включая отслеживание показателей, визуальное представление данных и оповещения. Версия 6.2 этого продукта содержит новые интерфейсы и возможности для бизнес-пользователей, а также расширенные функции прогнозирования, позволяющие предотвращать проблемы и использовать рыночные возможности для увеличения эффективности бизнеса.
Кризис – время для BPM?
По мнению аналитиков, кризис будет стимулировать российский бизнес к совершенствованию бизнес-процессов. Так, в России растет интерес к процессному управлению: какие-то компании только начали вести описание бизнес-процессов, другие – успели создать специализированные подразделения для совершенствования бизнес-процессов, некоторые уже построили процессное управление и используют ВРМ. При этом преимущества использования BPM-систем в кризис достаточно очевидны. Это более гибкая и бюджетная система управления предприятием, чем ERP, она не заставляет изменять бизнес-процессы под внедряемую систему, не требует переподготовки персонала, обеспечивает тотальный мониторинг функционирования процессов в режиме реального времени, а также позволяет заранее оценить целесообразность и эффективность изменений в компании.
Игорь Федоров также убежден в том, что кризис является оптимальным временем для BPM-проектов. "Владельцы бизнеса сегодня возвращаются к оперативному руководству, занимаются оптимизацией бизнеса (в первую очередь - повышением его эффективности), - отмечает он. - При этом топ-менеджмент ждет от сотрудников помощи именно в организации бизнес-процессов, а BPM-проекты могут помочь реализовать эти планы".
Презентации участников круглого стола