Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Интерес к BPM-проектам продиктован быстрой окупаемостью?

Процессное управление вызывает все больший интерес как метод выявления в своей деятельности избыточных функций или дублирующих работ – с тем, чтобы отказаться от них без каких-либо потерь. В то же время, существует ряд факторов, препятствующих распространению BРМ в России. Компаниям, решившимся на реализацию подобного проекта, приходится сталкиваться со множеством проблем – от выбора поставщика и самого решения до интеграции ВРМ в уже сформированную ИТ-инфраструктуру. Новые тенденции в области применения BPM стали предметом обсуждения участников круглого стола CNews "BPM - управление бизнес-процессами в России", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Виталий Елиферов: BPM – это помощник в работе, а не замещающий руководителя элемент

На вопросы CNews ответил Виталий Елиферов, директор по качеству и организационному развитию компании "ФОРС – Центр разработки".

CNews: Что мешает распространению BРМ в России?

Виталий Елиферов: Распространению BPM в России мешают две основные причины. Первая из них связана с недостаточной квалификацией консультантов, которые стремятся, в первую очередь, к собственной выгоде – зачастую, в ущерб интересам заказчика. Обещания быстро и дешево решить его проблемы оборачиваются тем, что сумма проекта необоснованно завышается, а заказчику остается лишь внушительная кипа наукообразных отчетов. Правильная постановка задачи по таким "отчетам" невозможна, и для осуществления BPM-проекта программистам приходится начинать создание модели бизнес-процессов заново. К сожалению, по-прежнему приходится повторять ту же самую истину - описание и оптимизация бизнес-процессов "на бумаге" должны предшествовать программированию и автоматизации.

Вторая причина обусловлена неподготовленностью топ-менеджеров, которые сначала задают вопрос: "А где тут у вас самая главная кнопка, нажав на которую, я получу ответ, где у меня плохо, и что нужно сделать, чтобы стало хорошо?", а потом с разочарованием осознают, что компьютер людьми управлять не может, что искать управленческие решения и оценивать их эффективность придется самому, принимать решения самому, и нести за них всю полноту ответственности тоже самому. BPM – это помощник в работе, а не замещающий руководителя элемент. Консультант обязан, прежде всего, максимально честно и четко объяснить заказчику, какие области деятельности предприятия оптимизирует или автоматизирует его система BPM.

CNews: С какими проблемами приходится сталкиваться в ходе ВРМ-проектов?

Виталий Елиферов: Зачастую это неадекватно сформулированная цель BPM-проекта. Чаще всего она звучит так: "Описать и автоматизировать бизнес-процессы". На самом деле описание – это средство, а не цель проекта. Описание бизнес-процессов не требует оценки эффективности бизнес-процессов и всего проекта по их описанию. Целью проекта может быть только повышение эффективности бизнес-процессов путем их автоматизации.

Цифровые новинки ВТБ: от биометрии для веб-версии до банка в Telegram
ИТ в банках

Другой распространенной проблемой является недостаточное внимание высшего руководства к данному проекту или вовсе его отсутствие. В этом случае сотрудники в организации будут основное время уделять ежедневной оперативной работе, а не проекту по улучшению бизнес-процессов. В результате их описание будет сделано кое-как, а порядок в распределении ответственности и полномочий так и не будет наведен. Соответственно, ни о какой оптимизации или повышении эффективности здесь речи не идет. Очевидно, что автоматизация простейших цепочек рутинных операций (docflow, workflow) проектом по внедрению BPM не является.

Следует также упомянуть и недостаток квалификации у менеджеров среднего звена, а также чрезмерное увлечение средствами моделирования у участников проекта. Особенно важно обратить внимание на то, как организовано управление бизнес-процессами в целом. Ведь описание и автоматизация только отдельных цепочек процессов docflow (workflow) легко может привести к появлению в организации "лоскутного одеяла". Поэтому необходима четкая координация между работами по проекту, бизнес-процессами и управленческой деятельностью.

И, наконец, размытое определение границ BPM-проекта приводит к огромному перерасходу времени и ресурсов. Возникает ситуация, когда "за деревьями не видят" леса, и проект замещается решением частных задач по автоматизации отдельных бизнес-процессов, выбранных не по принципу их важности для организации, а по остаточному принципу (второстепенные, малозначимые бизнес-процессы).

CNews: Как выбрать поставщика и само решение ВРМ?

Юрий Соснин, «Астра»: С февраля мы испытываем на себе лавинообразный рост запросов на миграцию
Бизнес

Виталий Елиферов: Для этого руководитель проекта должен, с одной стороны, понимать, что любое BPM-решение требует наличия в организации самого объекта автоматизации, иначе говоря, хорошо продуманных, четко структурированных, экономически обоснованных бизнес-процессов. Средствами BPM нельзя сконструировать бизнес-процессы из ничего, зато можно их оптимизировать и автоматизировать. С другой стороны, необходимо быть хорошо информированным о рынке BPM-решений, их функциональных возможностях и особенностях.