Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Интерес к BPM-проектам продиктован быстрой окупаемостью?

Процессное управление вызывает все больший интерес как метод выявления в своей деятельности избыточных функций или дублирующих работ – с тем, чтобы отказаться от них без каких-либо потерь. В то же время, существует ряд факторов, препятствующих распространению BРМ в России. Компаниям, решившимся на реализацию подобного проекта, приходится сталкиваться со множеством проблем – от выбора поставщика и самого решения до интеграции ВРМ в уже сформированную ИТ-инфраструктуру. Новые тенденции в области применения BPM стали предметом обсуждения участников круглого стола CNews "BPM - управление бизнес-процессами в России", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

По оценке Gartner, 95% проектов внедрения BPM-систем были успешными; 67% всех проектов были успешно завершены менее чем за 6 месяцев; в том числе половина из них - менее чем за 4 месяца; все проекты имели ROI не менее 10%, а в 78% из них ROI превысил 15%. При этом российские ИТ-специалисты, участвующие в исследовании, проведенном IDS Scheer, не в полной мере разделяют оптимистичные выводы зарубежных аналитиков.

Доверие к подобным решениям, согласно результатам исследования CNews Analytics, испытывают также далеко не все респонденты. Некоторые называют BPM "чистым маркетингом" или даже еще более радикально - "лженаукой". По данным исследования CNews Analytics, лишь 12% респондентов – ИТ-директоров крупных и средних компаний (банки, ритейл, телеком) - говорят о том, что в 2007-2008 гг. в их организации внедрялись BPM-решения.

Ощущает ли компания положительный эффект от внедрения процессного управления?

Источник: IDS Scheer, 2008

Только 16% опрошенных подтвердили наличие планов реализации подобного проекта в 2009 году.

Для каких задач используются созданные описания бизнес-процессов?

Источник: IDS Scheer, 2008

При этом в числе наиболее популярных функций ВРМ, которые уже используются российскими компаниями, были названы моделирование бизнес-процессов, мониторинг и анализ функционирования бизнес-процессов, отслеживание показателей их эффективности, а также оптимизация бизнес-процессов на основе показателей.

Модная тема

"В России сегодня BPM является модной темой, - отметил менеджер по работе с ключевыми заказчиками Software AG в России и СНГ Михаил Терлецкий. - С одной стороны, все об этих решениях говорят, с другой – не очень понятно, в какой мере стоит погружаться в эту тему, и каждой ли компании подобные решения необходимы".

По его словам, в мире бизнеса очень легко поддаться на заманчивые обещания увеличения дохода за короткий промежуток времени в несколько раз благодаря введению новых технологий. Многие, услышав о преимуществах работы с ВРМ, принимают решение повысить эффективность бизнеса с помощью этого подхода, не очень ясно представляя, что и как предстоит сделать, каковы конечные цели и требования к ресурсам. И в результате теряют и время, и деньги.

Г-н Терлецкий убежден, что потенциальным заказчикам есть смысл проанализировать, какие именно бизнес-процессы в наибольшей степени нуждаются в управлении посредством BPM. Для этих целей на первом этапе можно использовать аналитический инструментарий и с его помощью определить "узкие места" процессов, и затем оценить, для каких бизнес-процессов эффект от внедрения BPM-cистемы будет максимальным. Компания Software AG предоставляет заказчикам такую возможность. Причем, помимо самой BPM-платформы, можно воспользоваться предлагаемой компанией экспертизой и методологией внедрения. Особенностью продуктов компании является их "платформо-независимость": решения Software AG не привязаны ни к одной ERP системе, СУБД, или аппаратной среде.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Особенности классификации: чем управляем?

Директор по качеству и организационному развитию "Форс – Центр разработки" Виталий Елиферов посетовал на то, что восприятие термина "бизнес-процессы" у всех различно. И необходимы разные атрибуты для того, чтобы их формализовать. По его словам, в мире существует не менее десяти школ подхода к определению бизнес-процесса. "В основе классификации бизнес-процессов "Форс" использовал матрицу Захмана, однако мы легко подстраиваем нашу классификацию под потребности заказчика, - отметил он. – Иногда при реализации ВРМ-проектов нам приходится менять экономическое мышление у заказчика". По его словам, архитектура организации состоит из четырех основных видов бизнес-процессов, наложенных на оргструктуру. Это бизнес-процессы управления, технологические бизнес-процессы, бизнес-процессы – процедуры и исполняемые бизнес-процессы. По его словам, для каждого вида существуют свои требования представления и атрибутирования в модели.

Директор департамента корпоративных проектов IDS Scheer Россия и СНГ Алексей Борисов отметил, что бизнес-процесс – это последовательность действий для реализации услуги, которая добавляет стоимость для внутреннего или внешнего клиента. И основная задача современной компании – это достижение непрерывного успеха в бизнесе через управление бизнес-процессами.

Профессор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Алешин также поделился своим определением основных бизнес-процессов. По его словам, это процессы, которые осуществляются на предприятии и могут быть идентифицированы на протяжении всей цепочки создания ценностей. Как правило, они направлены непосредственно на достижение успеха на рынке и характеризуются измеримой информацией на входе, созданием ценности и измеримой информации на выходе.

Зоны риска

Внедрение ВРМ сопряжено с рядом трудностей – управленческого, технологического и организационного характера. Успех такого проекта зависит по большей части от готовности заказчика к изменениям. Проблемными зонами внедрения BPM, по мнению г-на Алешина, являются соотношение между стратегией бизнеса и бизнес-процесами, отношение к реижинирингу бизнес-процессов, уровень зрелости организации, а также человеческий фактор и его влияние на сопротивление изменениям.

Директор DocsVision Владимир Андреев считает одной из главных трудностей внедрения BPM необходимость бесшовного перехода от директивного управления к процессному. Он отметил, что в реальности проектное управление совмещает директивные и процессные этапы. При этом цель одна – повышение управляемости компании. Ни один реальный процесс полностью не описывается какими бы то ни было методиками. "Реальные процессы в силу своей изменчивости не живут в рамках какой-либо одной информационной системы, - отметил он. - Поэтому необходима интеграция систем". Путь, который предлагает г-н Андреев – это движение от директивного управления на базе КИД к процессному управлению (BPM) через автоматизацию отдельных процессов (Workflow) управления на базе единой инфраструктуры СЭД.

Руководитель центра компетенции процессного управления МЭСИ Игорь Федоров также убежден в необходимости и перехода от директивного управления к процессному. BPM является одним из важнейших средств для достижения этого результата. Вторая цель использования подобных решений – освобождение руководителя от контроля над всеми процессами и предоставление возможности сконцентрироваться лишь на самых критичных из них.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

По мнению г-на Федорова, традиционно существует очень большой зазор между бизнес-процессами и ИТ. "Недостаточно только автоматизации бизнес-процессов: необходимо их моделирование, - отмечает г-н Федоров. - Сегодня существует ряд средств для моделирования, но сколько процесс ни рисуй, он не станет исполняемым. Цель может быть поставлена абсолютно правильно, но при этом могут быть выбраны неправильные средства". Например, процессы, хорошо зарекомендовавшие себя в бумажном делопроизводстве, могут оказаться не эффективными при переносе в электронный документооборот. Поэтому, по его мнению, переходить к разработке пользовательских интерфейсов и интеграции с окружающими приложениями можно только после того, как станет ясно, что схема процесса имеет близкое сходство с реальными бизнес-процессами. Он считает, что BPM закрывает разрыв между потребностями бизнеса и ИТ-реализацией, позволяет добиться точности и детальности модели процесса.

Начальник управления "Промсвязьбанка" Кирилл Лядов уверен, что до тех пор, пока не будет стоять четкой цели внедрения BPM, компании так и будут заниматься философией. "Все задачи, которые предстоит решать посредством BPM, должны быть конкретными, - отметил он. - Должно быть понятно, как эффект от внедрения будет соотнесен с затратами на BPM-проект". По его словам, надо отдавать себе отчет в том, что поддержка BPM в дальнейшем будет ежегодно обходиться в сумму, сопоставимую с 30% от стоимости внедрения. Поэтому должны быть найдены действительно значимые аргументы для того, чтобы убедить людей, что это средство окажется полезным. По его мнению, источник экономии при использовании BPM следует искать в удешевлении процесса (сокращение стоимости, длительности, снижении трудоемкости и управленческих затрат); повышении качества обслуживания, а также в снижении операционных рисков.