Беспроводная связь: продавцов больше, чем покупателей
В апреле CNews организовал круглый стол, посвященный проблемам и перспективам беспроводных технологий в России. Несмотря на бурный рост рынка, здесь есть ряд серьезных проблем. Среди них надо отметить дефицит частот, дисбаланс спроса и предложения, а также дороговизну оборудования.В ходе круглого стола приводилась различная статистика, характеризующая современный российский рынок широкополосного беспроводного доступа (ШБД). В целом, этот сегмент, несмотря на все его сложности, растет быстрее, чем другие сегменты и чем российский телекоммуникационный рынок в целом. При этом, как следует из данных, приведенных руководителем направления беспроводных технологий компании CompTek Станиславом Рыбалко, рынок ШБД довольно централизован и продолжает укрупняться. Несколько крупных игроков, таких как "Синтерра", "Энфорта", ArtCommunications, "Квантум", "Старт Телеком", OptiTelecom, "Комстар-ОТС", ряд сотовых операторов, по его оценке, контролирует около 70% рынка, в то время как остальные 30% делят примерно 100 независимых операторов (несколько лет назад их было существенно больше). Объем рынка оборудования широкополосного радиодоступа за 2006 год, по оценке г-на Рыбалко, составил около 40 млн долл., а его ожидаемый прирост в 2007 году прогнозируется на уровне 35-40%.
Вместе с тем, производителей и поставщиков оборудования значительно больше, чем покупателей, а "удобных" частот меньше, чем нужно для быстрого развития рынка. Помимо дисбаланса спроса и предложения в сегменте оборудования радиодоступа и дефицита частот также отмечалась высокая стоимость оборудования.
На мероприятия были обозначены следующие основные тенденции рынка ШБД. В сегменте услуг это консолидация операторов связи, рост инвестиционной привлекательности рынка и степени доверия к технологии, увеличение уровня проникновения. В сегменте оборудования он отметил такие тенденции, как конвергенция разных протоколов в одном устройстве, смещение акцентов, с одной стороны, в сторону универсальности оборудования, с другой – в сторону его специализации. Кроме того, наблюдается уменьшение зоны обслуживания базовых станций в городах и рост популярности комнатных абонентских устройств.
Г-н Рыбалко также обозначил основных поставщиков оборудования, доминирующих на российском рынке - InfiNet Wireless (система Revolution 5000), Alvarion (BreezeAccess VL), Motorola (Canopy). В классе систем, отвечающих требованиям стандарта IEEE 802.16d, он отметил компании Alvarion (BreezeMAX), Aperto Networks, Redline Communication, AirSpan, а в классе решений Wi-Fi (всепогодное оборудование стандарта IEEE 802.11 b/g) - Cisco Aironet, SmartBridges, Proxim и др. Основные потребители такого оборудования – операторы, государственные учреждения и коммерческие компании, а также частные лица, т.е. практически весь спектр потребителей.
Станислав Рыбалко: В России востребованными окажутся относительно недорогие решения
 На вопросы CNews ответил Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek
На вопросы CNews ответил Станислав Рыбалко, руководитель направления беспроводных технологий компании CompTek
CNews: Согласны ли вы, что спрос на рынке беспроводной связи значительно меньше предложения? Что заставит это соотношение измениться?
Станислав Рыбалко: Сейчас на рынке беспроводного широкополосного радиодоступа переломный момент. Рынок из нишевого грозится стать массовым, благодаря стандартизации и планируемому удешевлению. С одной стороны, на этот рынок стремятся сейчас все крупные производители телекоммуникационного оборудования, с другой - существующих операторов активно приобретают и объединяют в одну компанию. В рамках одной компании уже не будет того многообразия, будет выбран один-два поставщика. И уже сейчас мы видим, что продавцов оборудования стало больше, чем покупателей. Думаю, за 2008-2009 годы определятся несколько лидеров рынка среди производителей, остальные будут вынуждены просто уйти.
Что ждет российский рынок широкополосного радиодоступа в этом году? Основные "факторы влияния", которые будут во многом определять траекторию его движения, по версии Станислава Рыбалко, включают появление и стандартизацию оборудования мобильного WiMAX (стандарт 802.16e-2005), доступность частотного ресурса и стоимость абонентских устройств. При оптимистическом развитии событий эксперт прогнозирует удвоение рынка оборудования, в противном случае рост составит - 30-40%. Но самое главное то, считает г-н Рыбалко, что в конце 2007 года рынок, наконец, определится с дальнейшим путем своего развития.
По мнению директора компании InfiNet Wireless по России и СНГ Петра Кочегарова, помимо стоимости оборудования и возможного появления мобильной версии WiMAX, основными двигателями рынка ШБД будут как доступность терминалов всех видов (внешнего и внутреннего исполнения, встроенных в другие системы, портативных – handheld и пр.), так и простота использования оборудования, а также наличие интересных приложений. Нишей фиксированного беспроводного доступа станут существующие сегодня системы pre-WiMAX, которые используют технологию OFDM c 64 поднесущими и работают в диапазоне частот ниже 6 ГГц, а также системы стандарта 802.16d (фиксированная версия WiMAX), которые используют ту же технологию, но 256 поднесущих и рассчитаны на диапазон 2-11 ГГц.
В любом случае, многие операторы ориентируются и на мобильную версию WiMAX. Так, компания "Инфосети", которая имеет в столице 20 базовых станций с покрытием около 95% территории города, к 2012 году планирует внедрить на территории России мобильный WiMAX. В настоящее время оператор также строит сети в Санкт-Петербурге, Иваново и других регионах.
Технологии: WiMAX победит?
По сути дела, на один и тот же рынок услуг (высокоскоростной беспроводной доступ в интернет) приходится несколько технологий. И это дает возможность говорить об их конкуренции, точнее о конкуренции между операторами, выбравшими различные технологии. Кроме WiMAX/pre-WiMAX, к ним относятся Wi-Fi, технологии сотовой связи CDMA 1x EV-DO и HSDPA и др.
Действительно, технология Wi-Fi, еще недавно считавшаяся предназначенной лишь для организации внутрикорпоративных или кампусных беспроводных сетей, а также хот-спотов, теперь замахивается на рынок доступа в интернет для квартирных и корпоративных пользователей. Хороший пример – крупнейшая в Европе сеть Golden Wi-Fi, развернутая недавно в Москве. Вице-президент и руководитель подразделения маркетинга и развития продуктов и услуг компании "Голден Телеком" Сергей Аветисян, отметил, что в настоящее время около 80% абонентов сети выбрали тарифный план с неограниченным доступом.
Отъедать определенную долю у операторов WiMAX (и не только у них), несмотря на существующую версию о параллельном сосуществовании технологий, будут и сотовые сети следующих поколений. Не случайно в своей презентации менеджер по развитию бизнеса Alcatel-Lucent Андрей Харитонов упомянул о так называемых home zones – "домашних зонах", в которых стационарные квартирные пользователи смогут получать услуги на базе технологий 3/3,5G. Он напомнил, что абонентская база стандарта WCDMA (UMTS) растет существенно быстрее, чем GSM, и сегодня число пользователей WCDMA в мире превышает 100 млн человек. Вслед за 3G активно развивается и технология HSDPA, которую относят к поколению 3,5. По данным г-на Харитонова, который ссылается на статистику аналитического агентства Informa Telecoms & Media, к концу февраля 2007 года в мире свыше 196 устройств поддерживают HSDPA, а число сетей, запущенных в коммерческую эксплуатацию в 54 странах, достигло ста.
Объем продаж сотовых телефонов UMTS в России, 2005 - 2006

Российский рынок, где сети UMTS еще не развернуты, встретит новую технологию во всеоружии. Как отметил Андрей Харитонов, объем продаж сотовых телефонов с поддержкой UMTS растет очень быстрыми темпами как в Москве, так и в других российских регионах - на уровне 300-400% по итогам 2006 года. GSM операторы к моменту фактического запуска сетей нового поколения уже будут располагать значительной абонентской базой, готовой потреблять услуги связи в сетях 3G без смены своего терминала, считает эксперт. По его данным со ссылкой на MForum Analytics 31% всех продаж трубок с поддержкой UMTS в 2006 году пришлось на Москву, а остальные 69% - на регионы.


 
		 
                                         
		 
                                         
		 
                                         
                                         
                                         
                                         
                                        


 
   
 
                         
                         
                        