За чей счет банкет? Как ресторану перейти в «облако» и не прогореть
Как «Облакотека» помогла «Чайхоне №1 братьев Васильчуков» переехать на отказоустойчивую облачную инфраструктуру, параллельно ликвидировав изъяны старой архитектуры и ускорив время отклика систем «1С» в два раза.
Облачные решения остаются одним из самых быстро растущих направлений ИТ. Все больше отечественных компаний предпочитают избегать фундаментальных технических вложений и платить только за те мощности, которые они используют в конкретный период времени. Впрочем, плюсы облачной инфраструктуры не исчерпываются возможностями перевода капитальных расходов предприятия в операционные. Выбирая облако, вы существенно снижаете нагрузку на внутренний ИТ-департамент, получаете возможность в любой момент полностью переконфигурировать свою инфраструктуру и, наконец, избавиться от мешающих жить архитектурных элементов, унаследованных от существовавшей когда-то, но давно канувшей в лету бизнес-реальности.
Компания «Облакотека» специализируется на услугах полного спектра облачной инфраструктуры, включая технологические платформы VDS, резервное копирование и быстрое восстановление данных, а также кластерную виртуализацию. Особое место в ее портфеле занимают виртуальные машины, обеспечивающие максимальную производительность системы управления бизнес-процессами «1С: Предприятие 8». С помощью этого решения работающие с «1С» клиенты могут не только существенно повысить скорость программной составляющей своих операций, но и существенно упростить жизнь всех не имеющих непосредственного отношения к ИТ сотрудников. Любые более-менее стандартные настройки виртуальной машины можно выполнить на пользовательском уровне в панели управления, не обращаясь к штатным специалистам или в техническую поддержку.
Особенности проекта: от нишевого софта до отказоустойчивости
Чем крупнее компания, тем больше важных нюансов при переезде может возникнуть. В случае с сетью ресторанов «Чайхона №1 братьев Васильчуков» таких принципиальных моментов оказалось три. Во-первых, повышение эффективности всех систем. Как известно, для измерения индекса производительности инфраструктурной платформы «1С» используется тест Гилева (нагрузочный тест TPC-1C). На момент начала проекта весной 2021 года, ряд аппаратных мощностей компании получил по Гилеву оценку «неудовлетворительно». Имеющееся оборудование уже не очень справлялось, к тому же его конфигурация не могла похвастаться идеальной логикой. ИТ-инфраструктура компании эволюционно развивалась в несколько независимых этапов, что неизбежно привело к изъянам в архитектуре.
Второй деликатной особенностью была гибридная форма программного обеспечения: помимо «1С: Предприятие», сеть использует созданный специально для ресторанного бизнеса r_keeper. На нем работают не только кассовая станция и приложение для смартфонов, которым пользуются официанты, но и система визуализации заказов для кухни и, например, электронная очередь. Отраслевая специфика документооборота также включает в себя учет скоропортящихся товаров, логистики и пересортицы, — ситуации, когда фактическое количество одного наименования — меньше указанного в отчетности, а другого — больше. Сюда же стоит добавить и сотню собственных баз «1С» нестандартной конфигурации. Специалистам «Облакотеки» предстояло позаботиться, чтобы в результате переезда никакие данные не потерялись, а взаимодействие двух платформ между собой не было нарушено.
Третьей принципиальной целью переезда было желание заказчика получить на выходе готовое отказоустойчивое решение. Для сферы общественного питания любой сбой может оказаться крайне чувствительным, все же речь идет об обслуживании посетителей здесь и сейчас, а хорошее настроение клиента и атмосфера праздника являются такой же неотъемлемой частью итогового продукта, как и сами блюда.
Результаты проекта: двойной прирост скорости и удобство бэкапа
В результате переезда «Чайхона №1 Братьев Васильчуков» получила крупный виртуальный кластер, оставив в строю ряд своих «железных» мощностей. Данные разрозненных по всей России пользователей вместе с базами «1С» переместились в единое пространство на терминальных серверах «Облакотеки», что, по словам СТО «Чайхоны» Владимира Дирюгина, существенно облегчило обновления, бэкап и защиту данных. Подключаясь к своей VDS под «1С», каждый сотрудник получает полностью приспособленное к программной среде оборудование, к тому же одинаковое для всей компании. В таких условиях среднее значение теста Гилева уменьшилось в два раза, а оценка инфраструктуры сменилась на «Хорошо». Также во время переезда архитекторы «Облакотеки» провели ряд оптимизаций, позволив клиенту уйти от так называемых «костылей» во взаимодействии отдельных элементов инфраструктуры. «1С: Предприятие 8» и r_keeper были успешно проинтегрированы в новую среду, а администрирование аппаратного уровня полностью перешло в ведение «Облакотеки». Отметим, что когда появилась срочная необходимость внести некоторые правки в конфигурацию «1С:Предприятия», на портале CloudProfi.ru на заявку «Облакотеки» оперативно откликнулась компания «Дата8» из Краснодара и произвела необходимые работы. Теперь собственные ИТ-ресурсы компания может целиком направить на решение своих специфических бизнес-задач. «В облачных технологиях существует множество скрытых нюансов, знакомых лишь узким специалистам, и опыт наших партнеров из «Облакотеки» помогает избегать лишних проблем, — объясняет Дирюгин. — Одним из главных преимуществ облака я бы назвал гибкость в области ресурсов. Мы теперь можем практически мгновенно изменить конфигурацию того или иного фрагмента инфраструктуры, нарастить мощности или, наоборот, убрать все лишнее. Раньше приходилось заранее покупать дополнительные сервера, они какое-то время простаивали, затем их снова не хватало. Сейчас же мы платим ровно за те ресурсы, которые компания действительно потребляет».
Что же касается отказоустойчивости, то она оказалась решена и на уровне логики приложения, и на уровне самой инфраструктуры.
В портфеле «Облакотеки» присутствует сразу несколько вариантов подобной услуги. «Страховка 1С» позволяет в случае аварии переключаться на резервную площадку без какой-либо перенастройки, чтобы, когда все снова заработает, безболезненно вернуться на обычное место. Также на уровне инфраструктуры в «Облакотеке» развернута система теплого резервирования (DR, Disaster-recovery): в случае катастрофы работоспособность всей клиентской системы можно восстановить в другой локации меньше, чем пару часов. Компания также предоставляет услугу репликации между тремя своими ЦОДами в Москве и одним — в Эстонии. Актуальные копии дисков ваших виртуальных машин, расположенных на Hyper-V-платформе в ЦОДе, реплицируются на специальное хранилище. В случае аварии основной площадки работоспособность виртуальных машин обеспечивается резервными мощностями без миграции.
Гибкий инструмент для крупной компании
Проект «Облакотеки» с «Чайхоной №1 братьев Васильчуков» успешно завершился в октябре, доказав, что для крупной компании с историей и филиалами в десятках городов облачные мощности могут стать крайне эффективным инструментом. Больше не надо содержать разрозненную инфраструктуру, отягощенную накопленными за годы архитектурными недостатками и требующую постоянных обновлений. Можно забыть об особых требованиях к формированию и обслуживанию аппаратной части, продиктованными тем или иным программным обеспечением, ведь парк виртуальных машин всегда можно настроить под конкретные нужды. Вся вычислительная база компании перемещается на единую платформу, где взаимодействие отдельных элементов уже оптимизировано, а структуру можно быстро переконфигурировать под изменившиеся обстоятельства. Благодаря расположенным в разных географических точках ЦОДам отказоустойчивость и возможность восстановления данных гарантированы. И, наконец, необходимость искать ИТ-специалистов во всех населенных пунктах, где есть филиалы, отпадает сама собой. Облачная платформа берет на себя всю техническую рутину.