Спецпроекты

Антон Девиченский, IBM: Облачная цифровизация и DevSecOps решают проблему загрузки сотрудников рутиной

Интеграция

Эффективной облачной трансформации по всему миру мешают высокая загрузка рутиной и ограниченная техническая экспертиза компаний. О том, почему не всем удается управлять своими гибридными и облачными средами, в чем проблема моновендорного подхода и как снизить риски использования открытого ПО, в интервью CNews рассказал руководитель направления мультивендорных сервисов IBM в России и странах СНГ Антон Девиченский.

CNews: Антон, как определить, нужна ли компании облачная трансформация?

Антон Девиченский: Чтобы соответствовать технологическим вызовам цифровой эры, современному бизнесу нужна ИТ-среда, обладающая высокой гибкостью и масштабируемостью, удовлетворяющая всем корпоративным требованиям безопасности. При этом она должна позволять бизнесу оптимизировать совокупную стоимость ее владения. В принципе, в этой фразе нет ничего нового — я в компании IBM работаю с 2006 года, и все эти годы в нашей работе с заказчиками мы ориентируемся на эти четыре метрики, предлагая наиболее подходящие для каждой конкретной ситуации технологические решения и сервисы. Которые, кстати, за последнее десятилетие значительно продвинулись вперед.

Если какое-то время назад самым распространенным решением были средства виртуализации, то за последние несколько лет развитие ИТ дало миру целую гамму облачных решений, которые уверенно приживаются и на российском рынке. Они соответствуют требованиям времени и динамике развития бизнеса, обеспечивая достижение тех самых четырех метрик. Поэтому трудно представить зрелую компанию, которая не задумывалась бы всерьез об облачной трансформации и переходе на микросервисную архитектуру.

Антон Девиченский: Грамотное использование облаков и их инструментария дают возможность повысить доступность и безопасность бизнес-сервисов

Подтверждают это и аналитические исследования — подавляющее большинство ИТ-руководителей сходятся в необходимости использования гибридных облаков, чтобы их компании смогли остаться конкурентоспособными в своих индустриях. При этом они же отмечают, что облачные технологии являются важнейшей частью в стратегии цифровой трансформации их компаний в целом.

CNews: Какие основные преимущества облачная трансформация приносит бизнесу? Есть ли исключения из этого правила, связанные с российской действительностью?

Антон Девиченский: Если облачная трансформация проходит успешно и компании удается достичь для своей ИТ-среды необходимого уровня гибкости, масштабируемости и безопасности, то появляется возможность существенно ускорять вывод новых продуктов и сервисов на рынок, улучшая показатель time-to-market.

Стоит также упомянуть, что грамотное использование облаков и их инструментария дают возможность повысить доступность и, что особенно важно в наше время, безопасность бизнес-сервисов. Несомненно, в России, как и в других странах, есть своя регуляторная специфика и бизнес-акценты. Например, как никогда важны вопросы безопасности данных и приложений. Поэтому большинство заказчиков уделяют им особое внимание при построении частных облаков. Задача же компании IBM как технологического лидера — ориентироваться на требования бизнеса и помогать заказчикам реализовывать их самые амбициозные задачи. Для этого у нас накоплен огромный опыт и знания, что дает возможность понимать клиента и индивидуально адаптировать решения, учитывая российскую специфику.

CNews: Какие ключевые сложности возникают у бизнеса с управлением облачными и гибридными средами?

Антон Девиченский: Несмотря на огромные преимущества, которые может дать облачная трансформация, есть и обратная сторона медали — местами тернистый путь, который должна пройти компания к желаемому результату. Основные трудности можно разделить на два типа: технические и организационные.

Давайте сначала поговорим об организационных трудностях. Зачастую организационная структура компании и ее бизнес-процессы не позволяют эффективно провести облачную трансформацию, поскольку процесс внедрения и эксплуатации требует вовлечения различных функций вне ИТ — это могут быть финансы, юристы, безопасность и другие. Если нет отлаженных согласованных процессов и внедренных KPI, способствующих активному вовлечению всех функций, то трансформация и последующее управление гибридными облачными средами начинают буксовать и могут перерасти в бремя для компании. Именно поэтому мы стараемся начинать разговор на самом раннем этапе, когда клиент только задумывается о трансформации. Мы помогаем изначально заложить правильный фундамент, участвуя в разработке облачной стратегии. Часто бывают ситуации, когда IBM подключается уже в процессе, консультируя компании на тему того, как необходимо скорректировать стратегию, процессы, архитектуру, чтобы войти в правильное русло без особых затруднений.

Если рассматривать потенциальные технические сложности, то их спектр достаточно широк — от недостатка грамотных специалистов и до трудностей поддержки и управления мультивендорной средой программных и аппаратных средств. Например, в том же аналитическом исследовании компании Frost and Sullivan, основанном на опросе руководителей ИТ по всему миру, упоминается шесть потенциальных трудностей, препятствующих эффективной облачной трансформации: слишком большое количество ресурсов компании вовлечено в ежедневные операционные вопросы, а не инновации (об этом сказали 80% респондентов), ограниченная собственная техническая экспертиза в облачных решениях (67%), обеспечение стабильной производительности приложений в гибридном облаке (65%), сложная интеграция текущих монолитных решений с гибридным облаком (62%), необходимость затрачивать слишком много усилий на управление мультивендорной средой, взаимоотношениями с каждым из вендоров, приведением контрактов и SLA к единому знаменателю (58%), а также управление и поддержка решений/нагрузок, построенных на продуктах c открытым кодом (54%).

CNews: Можно ли говорить о том, что облачная цифровизация решает проблему загрузки сотрудников рутинными обязанностями? Существует ли доказанная эффективность высвобождения их времени под инновации в результате трансформации?

Антон Девиченский: Облачная цифровизация при условии грамотного управления организационными и техническими рисками, а также при условии автоматизации и использования подходов DevSecOps, действительно решает проблему загрузки сотрудников рутинными операциями. Более того, согласно нашему собственному опыту, клиентам удается экономить и в целом на содержании ИТ. Однако трудно привести объективные количественные показатели, поскольку вопрос очень индивидуальный и больше зависит от изначальной ситуации и постановки задачи. Например, у IBM есть опыт и понимание, как управлять этим и другими ключевыми показателями, но это желательно обсуждать на берегу и закладывать в целевые показатели проекта. Не секрет, что очень часто многие из требований становятся достижимы только при определенном дизайне решения и соответствующем наборе услуг со стороны подрядчика.

CNews: В чем проблема управления предприятиями, исповедующими мультивендорный подход?

Антон Девиченский: В современном мире сокращается количество компаний, которые используют моновендорный подход в разрезе аппаратного или программного обеспечения. И это понятно — складывание всех яиц в одну корзину лишает клиента возможности получать лучшие ИТ-продукты по лучшей цене. В контексте гибридных облаков подход по определению будет мультивендорным. Парадигмой сегодняшнего дня является ситуация, когда клиент вынужден работать и постоянно взаимодействовать со многими вендорами, причем не только по техническим вопросам, но и по организационным — особенности лицензирования, согласование уровней SLA и выравнивание периодов действия услуг, заключение самих сервисных контрактов и прочее. Занятие это — очень ресурсоемкое и утомительное. Особенно хорошо это поймут коллеги из закупок, у которых процесс проведения тендеров и заключение договоров даже на обычную поддержку аппаратных решений является непрерывным процессом — только отыграли тендеры на этот год, как уже нужно начинать все заново на следующий.

Контроль качества услуг и продуктов по действующим контрактам также является отдельной задачей, но уже для сотрудников ИТ-подразделений. Нужно обладать широкой исчерпывающей экспертизой по каждому из продуктов, вплоть до знания организационной структуры и процессов каждого из вендоров. Это неизбежно увеличивает штат и смещает приоритеты у сотрудников от инноваций в сторону операционной рутины. Вряд ли это хотели бы видеть владельцы и руководители предприятий в современном мире, в котором крайне важны инновации и гибкость.

И вот как раз здесь крайне остро всплывает необходимость в доверенном и профессиональном поставщике ИТ-услуг и решений, способном помочь и с облачной трансформацией, и с дальнейшим управлением и поддержкой независимо от того, из каких элементов и продуктов все собрано. В частности, именно на выполнение таких задач мы фокусируем свою команду сервисных инженеров IBM.

CNews: Можно ли в гибридных средах решить проблему несовместимости приложений? Как от этого страдает производительность систем и их безопасность?

Антон Девиченский: Вопрос частый и насущный. IBM понимает, что часть приложений изначально проектировалась без учета облачной среды, они не могут быть полноценно интегрированы. Именно поэтому мы занимаемся модернизацией приложений и обеспечиваем поддержку интеграции как решений заказчика, так и собственных сервисов. Однако без хорошо продуманной архитектуры действительно может пострадать производительность: пиковые нагрузки могут вызывать большие задержки в предоставлении сервисов. В данной ситуации IBM может предложить решение на базе Open Source проекта Istio или же собственную разработку API Connect — все зависит от архитектуры заказчика и его потребностей. То же самое относится к вопросам безопасности — без построенных процессов DevSecOps появляются серьезные риски в этой области.

CNews: Существуют ли проблемы с использованием в гибридных системах ПО с открытым кодом?

Антон Девиченский: Без грамотно выстроенных стратегии управления и политики работы с ПО с открытым кодом (потребление, работа с open source-сообществами, управление уязвимостями, обновления и т.д.) есть риски как для разработки и безопасности, так и для эксплуатации. Ярким примером является случай с внедрением вредоносного кода в популярную библиотеку event stream.

Если даже абстрагироваться от вопросов безопасности и рассматривать ПО с открытым кодом с точки зрения его функционала, то несмотря на его достаточно высокое качество, у организаций часто возникают проблемы, связанные с недостатком необходимой экспертизы у себя в штате и на рынке в целом. В результате командам разработки и архитекторам крайне тяжело скомпоновать решение, соответствующее всем требования бизнеса и современным тенденциям развития технологий. Более того, после внедрения и запуска в продуктивную эксплуатацию остро встает вопрос профессионального сопровождения систем. Особенностью ПО с открытым кодом является отсутствие вендора в классическом понимании — компании, которая гарантированно поможет и устранит ошибки в коде при обращении клиента, да еще и гарантирует какие-либо SLA хотя бы по поиску временного решения. Да, существуют коммерческие реализации многих решений ПО с открытым кодом, когда open source-вендор предоставляет поддержку L3. Но и здесь необходимо иметь глубокую локальную экспертизу, чтобы грамотно сформулировать проблему и эффективно общаться с L3. Учитывая, что крайне малое количество подобных компаний присутствуют на российском рынке и имеют локальную сервисную экспертизу, все это ложится на плечи клиента или же на профессионального локального поставщика. Особняком стоят более сложные задачи, чем просто устранение проблем в ПО (break and fix) — например, тестирование функциональности стеков продуктов, пилотирование каких-либо новых комбинаций, проведение сайзингов и масса других ежедневных задач служб разработки и эксплуатации.

В свою очередь, понимая современные тренды рынка и потребности наших клиентов, IBM делает большую ставку на ПО с открытым кодом, подкрепляя ее внушительными инвестициями, в том числе и в России. Тысячи разработчиков IBM являются контрибьюторами в ПО с открытым кодом. IBM конечно же является лидером по предоставлению всех уровней поддержки (L1, L2, L3) и премиальных сервисов. В нашем глобальном списке находится более 150 поддерживаемых продуктов с открытым кодом. Из них более чем в 40 имеется глубокая локальная российская экспертиза. Этот стек позволяет нам профессионально закрывать все слои ИТ и удовлетворять локальными ресурсами 80-90% рыночного спроса в разрезе продуктовых наименований. Таким образом, мы предлагаем клиентам зонтичные сервисы не одного или нескольких продуктов, а целых информационных систем, разработанных на стеках ПО с открытым кодом — как в облачных средах, так и в классическом монолитном исполнении.

CNews: Возможен ли переход в облака без интеллектуальной и технической поддержки вендора?

Антон Девиченский: С моей точки зрения, такое возможно при наличии у заказчика большой и опытной команды, у которой есть все компетенции и ресурсы для построения и сопровождения своих облаков. Такие примеры на российском рынке есть, но они единичны, поскольку, как правило, это крупные компании с огромным ресурсом. Если компания меньше — это затруднительно, потому что учесть все аспекты использования гибридных облаков при отсутствии достаточного количества разработчиков-контрибьюторов, облачного тестирования, облачной безопасности и облачной эксплуатации, как уже было упомянуто ранее, очень тяжело.

CNews: Как своим заказчикам помогает IBM?

Антон Девиченский: Мы уже про многое поговорили – и про наше понимание данной проблематики, и про ресурсы, и про инвестиции. Я хотел бы отдельно добавить про наши уникальные методологии и подходы — например, IBM Garage Method for Cloud и Enterprise Design Thinking Workshops. Они позволяют привлечь всех заинтересованных лиц и совместно с нашими экспертами в спокойной обстановке разобраться в том, как выглядят стратегические задачи, на каком этапе облачной трансформации компания находится, каких целей и показателей нужно достичь, в какие сроки и как расставить приоритеты и так далее. Если же заказчик уже прошел значительную часть пути и сталкивается с задачами сопровождения и поддержки, то такие воркшопы очень полезны для того, чтобы все-таки понять реальное состояние дел, обозначить конкретные потребности, определиться с тем, где IBM может помочь.

Когда же дело доходит до реализации конкретных облачных проектов, мы предлагаем подход IBM Garage Method: эксперты с обеих сторон собираются в одном помещении на какое-то время и через некоторое количество итераций получают решение или продукт, готовый к разворачиванию в облаке вместе со стратегиями миграции, планом интеграции, архитектурной валидацией на каждом шаге, выстроенными процессами DevSecOps и поддержкой решений

CNews: Можете ли вы привести примеры кейсов в России, в которых IBM оказывал техническую поддержку, которая привела к устранению всех этих негативных факторов?

Антон Девиченский: Несомненно, такие примеры есть. Например, в крупных банках, где мы сопровождаем информационные системы, построенные на больших стеках продуктов с открытым кодом. Есть проекты и в телекоммуникационных компаниях, где мы строим приватные облака на OpenStack и OpenShift. Есть проекты в ритейловой отрасли, где мы работаем с заказчиками в рамках уже внедренных микросервисных архитектур, помогая им с обследованием и устранением недочетов. Также довольно часто возникают случаи, когда в IBM обращаются с просьбой взять на поддержку отдельные продукты — например, Postgres или Apache Kafka.


Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.

Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.