Спецпроекты

На страницу обзора
Связь и государство: телекоммуникационная война проиграна?
Прошедший год был богат не столько на важные события, сколько на предпосылки к ним. Государство принялось активно регулировать самые разнообразные сферы в телекоммуникационной отрасли. Благодаря заложенному в 2012 г. фундаменту, абоненты вскоре избавятся от «мобильного рабства» и, возможно, свисающих по стенам интернет-кабелей.

2012 г. стал годом активных реформ телекоммуникационной отрасли, вызвавших острые дискуссии между Минкомсвязи и операторами по вопросам отмены национального роуминга и «мобильного рабства». Стороны признают назревшую необходимость реформирования отраслевого законодательства, но предлагают разные подходы, одновременно утверждая, что стоят на защите интересов абонентов. Определить победивших или проигравших в «телекоммуникационной войне» достаточно сложно. Регулятор настоял на соблюдении установленных сроков по ряду законопроектов, не предоставив отсрочки, которую просили игроки рынка. При этом по ряду ключевых вопросов он все же пошел на уступки.

Отмена мобильного рабства

С 1 декабря 2013 г. российские абоненты смогут пользоваться услугой сохранения номера при переходе от одного сотового оператора к другому (Mobile number portability, MNP). На сегодняшний день определено, что переход с сохранением номера будет платным для абонента, но не будет превышать 100 руб. Переносить номер можно только в пределах одного субъекта РФ, предварительно погасив все задолженности по оплате услуг связи. Также абонент сможет менять оператора не чаще, чем один раз в полгода. По оценкам Минкомсвязи, услугой переноса номера могут воспользоваться около 3 млн абонентов.

В ситуации с MNP остались нерешенные вопросы о способах технической реализации услуги, такие как порядок расторжения договора абонента с оператором, решение проблем с подключением, схема транзита трафика абонентам, сменившим свои номера, создание единой базы абонентов и т.д.

МТТ и «Ростелеком» сообщили, что готовы выступить в роли маршрутизирующих операторов, которые будут обслуживать такие звонки. По сути, речь шла о создании компании, которая будет монопольно контролировать межоператорские расчеты. Генеральный директор МТТ Евгений Васильев, утверждал, что МТТ не планировала становиться монополистом транзитного трафика и изначально выступала за то, чтобы телефонный оператор мог выбирать путь маршрутизации трафика, через свою сеть или через транзитного оператора. «Но «большая тройка» предлагает вариант, когда телефонный оператор, не имея возможности самостоятельно маршрутизировать вызов (например, оператор фиксированной связи), должен сначала передать его оператору-донору (от которого ушел абонент), а только затем транзитному оператору», — объясняет Васильев. В свою очередь, «большая тройка» выступила против, заявив, что может обеспечить маршрутизацию самостоятельно, без транзитных операторов. В конечном счете, Минкомсвязи приняло вариант, близкий к предложенному «большой тройкой», без обязательного маршрутизирующего оператора.

Предлагаемый Минкосвязи в качестве оператора базы данных «Координационный центр национального домена сети интернет», негативно воспринят сотовыми операторами, которые сомневаются в необходимости данной структуры, тем более выбранной без проведения конкурса. Трудности с сохранением номеров могут возникнуть и у юридических лиц. Для них передача закрепленных номеров возможна после завершения срочного договора.

Подводя итоги почти двухлетнего противостояния, можно отметить, что стороны в целом смогли договориться. Минкомсвязи провело законопроект, несмотря на острую критику со стороны операторов связи, однако и операторы смогли защитить свои интересы. Выиграют ли в итоге пользователи с точки зрения стоимости или повышения качества услуг связи, и как это отразится на региональных операторах связи, станет ясно уже в следующем году. По мнению заместителя председателя правительства Аркадия Дворковича, в перспективе сумма выкупа из «мобильного рабства» снизится: «мировая практика показывает, что через некоторое время эти платежи обнуляются, поскольку конкуренция приводит к тому, что плата снижается до минимума или вообще не взимается».

Внутрисетевой роуминг не отменят

Важным дискуссионным вопросом стала отмена внутрисетевого роуминга в России. Речь шла о возможности его отмены уже в 2014 г. О планах внести соответствующие изменения в закон «О связи» глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявлял еще в августе 2012 г.

Первые попытки отменить внутрисетевой роуминг в 2011 г. предприняла, правда безуспешно, ФАС. Поэтому летом 2012 г. еще на стадии обсуждения было понятно, что дискуссия будет острой, но новая команда Минкомсвязи демонстрировала готовность довести отмену до конца и, главное, уложиться в обозначенные сроки.

В соответствии с позицией Минкомсвязи все звонки в пределах одного региона абоненты должны оплачивать по местным тарифам, а звонки в другие города — как междугородные. В пределах одного региона все входящие должны стать бесплатными, откуда бы абонент ни приехал.

Представители «большой тройки» ссылаются на неготовность сетей к отмене внутрисетевого роуминга, необходимость перенастройки биллинга, неясность схемы перевода гостевых тарифов и вероятность снижения выручки на 5 млрд руб. ежегодно, что приведет к росту тарифов. По оценке J’son & Partners Consulting, потери операторов мобильной связи России от отмены внутрисетевого роуминга могут составить, в среднем, около 3-5% от их совокупной операционной выручки.

В итоге осенью 2013 г. Минкомсвязи отказалось от введения законодательных ограничений на внутрисетевой роуминг. Регулятор удовлетворен опциями, которые сотовые операторы ввели для удешевления роуминговых звонков, и больше не видит смысла в принятии отдельного закона, регулирующего эти вопросы. Так, у МТС и «Вымпелкома» при подключении опций стоимостью 5 руб./сутки входящие звонки во внутрисетевом роуминге становятся бесплатными, а стоимость исходящих снижается до 3 руб./мин. и 5 руб. соответственно. Без опции входящие и исходящие звонки у «Вымпелкома» будут стоить 10 руб./мин., у МТС – 9 руб./мин. У «Мегафона» опция стоимостью 7 руб./сутки позволяет также пользоваться бесплатными входящими звонками во внутрисетевом роуминге, а стоимость исходящих звонков снизится с 9 руб./мин. до 3 руб./мин.

Воздушные кабели остаются

2012 г. должен был стать последним для «воздушных кабелей» — волоконно-оптических линий связи, проложенных по стенам и крышам зданий. Власти, выступающие за перенос кабелей под землю, апеллируют к необходимости сохранить внешний вид городов. Операторы, выступающие против, обращают внимание, что воздушные кабели — экономичный вариант прокладки и обеспечения абонентов доступом в интернет, а перенос потребует огромных ресурсов, тем более что рынок аренды ВОЛС еще не развит и не отличается прозрачностью.

В 2011 г. активная борьба с «воздушкой» началась в Татарстане и затем была подхвачена местными властями других регионов. Однако уже на раннем этапе вслед за жалобами отраслевых организаций последовало вмешательство ФАС, которая увидела в этом ограничение конкуренции; кроме того, у провайдеров не было достаточных ресурсов для перепрокладки ВОЛС.

Скорее всего, право прокладывать кабели по стенам и крышам будет закреплено юридически. В мае 2013 г. было объявлено, что у операторов должно остаться право строить «по воздуху», а вопросы должны решаться на региональном уровне. Минкомсвязи потребовало от «Ростелекома» обеспечить доступ к своей кабельной инфраструктуре для других операторов.

ВТБ и Теле2

Еще один фрагмент «телекоммуникационной войны» 2012 г. – сделка ВТБ и Tele2 по приобретению российского бизнеса шведской компании. Возможности продажи «Tele2 Россия» любому игроку из «большой тройки» не существовало, так как антимонопольное законодательство огранивает долю доминирования компании на рынке 35%-ми.

Соглашение с ВТБ было заключено весной 2013 г. Сумма сделки с учетом $1,15 млрд. долга составила $3,55 млрд. При этом более выгодные предложения, поступившие от МТС, Vimpelcom и «Альфа-групп», были отклонены. Для ВТБ, как неоднократно подчеркивало его руководство, данная инвестиция является портфельной, и бизнес в дальнейшем может быть перепродан. Основным покупателем называется «Ростелеком», на базе которого может быть создано совместное предприятие. Таким образом «Tele2 Россия» может получить возможность оказывать услуги на сетях 3G/4G, а «Ростелеком» доступ к развитой региональной сети оператора. В частности, в июне 2013 г. «Ростелеком» и «Tele2 Россия» начали переговоры о возможности сотрудничества по модели виртуального оператора связи (MNVO).

Судя по нарастающему от инициатив Минкомсвязи раздражению внутри «большой тройки», на что указывают эксперты, опрошенные CNews, в 2014 г. напряжение между рыночными игроками и регулятором достигнет предела и, возможно, будет снято путем смены нелояльных государству топ-менеджеров компаний. Частично такой сценарий уже был разыгран при смене руководства Tele2 и, вполне предсказуемо, он может повториться в МТС, «Билайне» и в меньшей степени в «Мегафоне».

Алексей Писарев

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Telecom 2013: Крупнейшие телекоммуникационные компании России
Преимущественная бизнес-модель Выручка 2011, тыс. руб.
1 Сотовая связь 311 900 000
2 Сотовая связь 266 087 000
3 Проводная связь 214 607 158
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2013
Выручка от проектов в телекоме 2012, тыс. руб. Рост 2012/2011, %
1 31 270 000 127.3%
2 18 109 220 2%
3 9 866 978 н/д
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для операторов связи 2013
Выручка от проектов в телекоме 2012, тыс. руб. Рост 2012/2011, %
1 31 270 000 127.3%
2 18 109 220 2%
3 9 866 978 н/д
Подробнее