oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2017

Сергей Мусин

Сергей Мусин:

Мы активно движемся в сторону интернета вещей

Эффективность работы ритейлера зависит не только от того, какие ИТ-решения он использует в своей работе, но и от функционирования созданной им инфраструктуры. О том, как оптимизировать затраты на ее создание и обеспечение работоспособности, в интервью CNews рассказал Сергей Мусин, руководитель направления по работе с корпоративными клиентами подразделения IT Division компании Schneider Electric.

CNews: Каким был 2016 г. для российского ритейла с точки зрения развития ИТ?

Сергей Мусин: 2016 год был непростым для всех, но при этом принес качественные изменения. Это был год поиска новых идей и инструментов для достижения положительных результатов, несмотря на снижение покупательской активности. Новые маркетинговые идеи, различные ребрендинги и модернизации, внедрение технологических новинок, различного рода аналитики – это все инструменты для дальнейшего движения вперед.

CNews: Какие основные тенденции вы видите на этом рынке?

Сергей Мусин: На данный момент можно выделить четыре основные тенденции. Первая – тесная работа с потребителем, так как в условиях снижения покупательной способности особенно важно уделять внимание качественному развитию. Второй тенденцией я считаю дальнейшее развитие омниканальной торговли в условиях продолжающейся диджитализации, что является логичной реакцией ритейлеров на адаптацию покупателей в цифровом мире.

Также не стоит забывать о тенденции оптимизации затрат там, где это возможно. Однако чрезмерное увлечение этим процессом может привести к серьезному снижению уровня отказоустойчивости инфраструктуры. И последнее – частичный или полный перевод вычислительных мощностей на аутсорсинг. Интенсивно развивающиеся игроки рынка часто не имеют возможности тратить свои ресурсы на поддержание собственной инфраструктуры. Кроме того, некоторые ритейлеры используют аутсорсинг с целью сокращения капитальных вложений и изменения стратегии развития ИТ с оглядкой на нынешнюю экономическую ситуацию.

CNews: Какие требования к оборудованию предъявляют крупные распределенные торговые предприятия?

Сергей Мусин: Учитывая географическую распределенность объектов, для некоторых, особенно крупных торговых сетей важна стандартизованность решений, позволяющая обеспечить удобство обслуживания, эксплуатациии планирования. Ритейлеры не хотят содержать большой штат специалистов технической поддержки, иметь склад запасных частей, прописывать шаблоны регламентных работ для оборудования различных производителей, вести базу данных устройств от разных вендоров и т.д. Учитывая это, компания Schneider Electric предлагает широкий спектр продукции для составления универсальных конфигураций, в состав которой входят источники бесперебойного питания (ИБП), серверные шкафы с различными органайзерами и опциями, прецизионные кондиционеры, блоки распределения питания, системы мониторинга инженерных систем ЦОДа и параметров окружающей среды, специализированное ПО и аксессуары, то есть все то, что необходимо заказчику для создания инженерной инфраструктуры.

Также ввиду удаленности объектов от центра компетенций и зачастую отсутствия обслуживающего персонала на каждом объекте, ритейлерам важно понимать состояние оборудования: в рабочем или аварийном режиме оно находится, требуется ли обслуживание, замена компонентов и прочее. Для решения этой задачи Schneider Electric предлагает систему централизованной диспетчеризации Data Center Expert (DCE). Это ПО позволяет осуществлять мониторинг узлов, принимать превентивные меры для минимизации простоя оборудования и, соответственно, сократить финансовые потери. Стоит отметить, что ПО DCE является удобным инструментом планирования для быстро развивающихся компаний.

Помимо прочего, при развитии торговой сети, а следовательно, расширении парка оборудования, очень важно организовать периодическое сервисное обслуживание. И преимуществом Schneider Electric является является наличие широкой сети сервисных центров в 15 крупнейших городах России.

CNews: Как изменились требования к кассовому оборудованию в связи со вступлением в силу 54-ФЗ?

Сергей Мусин: У кассы, действительно, появляются новые функции. Теперь она должна в режиме онлайн передавать информацию о совершенных продажах через оператора фискальных данных в ФНС. Для того, чтобы технические сбои не обернулись серьезными проблемами, необходимо позаботиться о стабильной работе онлайн-кассы – обеспечить непрерывное электропитание и доступ в интернет.

Компания Schneider Electric под брендом APC производит качественные, надежные ИБП, проверенные ИТ-рынком на протяжении ни одного десятка лет. APC предлагает широкий модельный ряд ИБП различной мощности и разных ценовых сегментов. Schneider Electric постоянно изучает потребности рынка, и выпускает, в том числе, модели среднего ценового сегмента, исключая из ИБП некоторый избыточный для пользователя функционал, например, возможность удаленной диспетчеризации ИБП или так называемые «зеленые» розетки.

CNews: Прошедший кризис заставил компании сконцентрироваться на снижении текущих затрат и тщательно просчитывать экономическую эффективность всех реализуемых проектов. Какие решения вы могли бы им порекомендовать?

Сергей Мусин: Schneider Electric предлагает решения для мониторинга, анализа, а впоследствии и оптимизации режимов работы оборудования, что позволяет сократить расходы на его эксплуатацию. Также мы предоставляем услугу аудита ЦОДа и подготовки рекомендаций по изменению конфигурации существующего дата-центра. Практика показывает, что это позволяет значительно сократить операционные расходы.

Некоторые ритейлеры и вовсе отказываются от идеи строительства собственного ЦОДа – как основного, так и резервного. В этом случае перед заказчиком встает задача выбора коммерческой площадки. Большинство коммерческих ЦОДов построены на оборудовании Schneider Electric или с непосредственным участием нашей компании. Также мы являемся стратегическими партнерами некоторых ключевых коммерческих облачных провайдеров. Таким образом, наши специалисты отлично знают специфику работы этого сегмента рынка, и мы готовы оказать содействие в выборе площадки под конкретные задачи заказчика. И, конечно, самым очевидным способом снижения затрат является переход на более бюджетное оборудование.

CNews: Не приведет ли переход на более доступные по цене решения к снижению качества оборудования и, соответственно, его работоспособности?

Сергей Мусин: Снижение потребительской активности и изменившийся курс национальной валюты подталкивает ритейлеров к поиску путей снижения капитальных затрат. При этом не следует забывать о том, что важно не сокращать не просто капитальные вложения, но и стоимость владения оборудованием в целом на протяжении определенного периода. Существуют примеры, когда из-за частого выхода из строя оборудования низкого качества операционные расходы выросли настолько, что его использование стало для заказчика невыгодным.

Schneider Electric пристально следит за тенденциями рынка и меняющимися запросами бизнеса. Сегодня компании не готовы инвестировать в системы резервирования питания на прежнем уровне, но одновременно предъявляют все более высокие требования к их функционалу и, главное, качеству. Учитывая это, Schneider Electric выпустил новую серию линейно-интерактивных ИБП начального уровня – APC Back-UPS BX Li. Стоимость моделей этой линейки ниже, чем аналогов из основного продуктового портфеля, при сохранении легендарного качества APC by Schneider Electric. Снижение цены стало возможным благодаря отказу от части дополнительного функционала, который не всегда критичен для пользователей. Уверен, что такое «антикризисное» решение идеально впишется в традиционную инфраструктуру ритейлеров и обеспечит бесперебойную работу кассовых аппаратов

Если потребность в мощности выше, чем обеспечение резервным питанием кассовых аппаратов, то можно рекомендовать использовать новые ИБП класса Smart-UPS On-Line (модели SRC1KI и SRC2KI). Это полнофункциональные источники бесперебойного питания с чистой синусоидой на выходе, впервые выпущенные в среднеценовом сегменте.

CNews: Каким, на ваш взгляд, будет 2017 г. для ритейла и компаний, работающих в сфере его информатизации?

Сергей Мусин: В 2017 году наблюдается оживление покупательской активности, люди адаптируются в существующей экономической ситуации. На смену ставшим дорогими импортным продуктам все чаще приходят более дешевые российские аналоги.

Торговые сети пытаются предугадать потребности потребителей, изучить их привычки и настроения. На рынке появляются интересные решения с высокой, а в некоторых случаях и полной автоматизацией процесса покупки. Все это ведет к росту объемов данных, которые нужно обрабатывать при помощи соответствующих программно-аппаратных средств. Иными словами, активно развиваются ИТ-сервисы, для работы которых потребуется создать надежную и качественную инженерную инфраструктуру ЦОДа, что является одной из ключевых компетенций Schneider Electric.

CNews: Каковы планы вашей компании на ближайший год? На 3-5 лет?

Сергей Мусин: Наша компания активно инвестирует в развитие бизнеса в России. В прошлом году открылся центр НИОКР Schneider Electric в области программного обеспечения, который будет заниматься созданием и локализацией программного обеспечения – систем диспетчеризации, управления и контроля. Мы активно движемся в сторону интернета вещей.

Вернуться на главную страницу обзора