TAdviser выявил стимулы и сдерживающие факторы импортозамещения ИТ

Софт Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Аналитический центр TAdviser при поддержке группы компаний «АйТи» в сентябре 2016 г. провел исследование стимулирующих и сдерживающих факторов импортозамещения в сфере информационных технологий. Исследование базируется на опросе ИТ-директоров федеральных и региональных ведомств. Респондентам задавались три вопроса — о стимулах, о сдерживающих факторах и о приоритетных направлениях импортозамещения. В результате был составлен перечень практических причин, замедляющих импортозамещение, а также определены факторы, позволяющие прогрессировать в этом направлении, сообщили CNews в TAdviser.

«Смена подходов к информатизации в связи с требованиями импортозамещения — это задача не простая, особенно в ситуации, когда существуют большие работающие системы, развитие которых должно быть непрерывным, а функционирование — стабильным. Поэтому нам представлялось важным понять отношение к этой задаче со стороны ИТ-директоров», — пояснил председатель совета директоров ГК «АйТи» Тагир Яппаров.

В целом в ходе опроса были выявлены следующие причины, почему импортозамещение в ИТ никак не начнется: нет денег на доработки связанных систем, переобучение персонала; нет достойных альтернатив среди российских продуктов, слабая осведомленность об историях успешной миграции; нет санкций за использование иностранных продуктов; есть риски сбоев информационных систем в период перестройки/миграции; есть привычка работать с проверенными поставщиками, с проприетарными лицензиями.

На протяжении последних десятилетий в создание и развитие информационных систем органы власти вложили сотни миллиардов рублей. В условиях роста экономики и стабильных международных отношений о применении российских продуктов для построения систем задумывались крайне редко. Исключением была разве что сфера информационной безопасности. В результате многое из внедренного прикладного ПО функционирует на импортных СУБД и операционных системах, федеральные системы зачастую требуют от регионов передачи информации в проприетарных форматах импортного ПО, в ведомствах создано огромное количество шаблонов в Word и Excel, объяснил министр информационных технологий и связи Челябинской области Александр Козлов.

Чтобы заменить зарубежное проприетарное системное ПО, необходимо провести модернизацию используемых прикладных информационных систем, что требует существенных финансовых затрат, добавили в ИТ-департаменте Ярославской области. Но бюджета на переделку информационных систем ни у регионов, ни у федеральных властей, как правило, нет. Кроме того, по словам Александра Козлова, в случае миграции на новые решения возникает необходимость переобучать персонал: как пользователей, так и администраторов.

Госинвестиции в импортные продукты уже сделаны, а объяснить проверяющим органам необходимость новых, зачастую, повторных вложений при переходе на отечественное ПО практически невозможно, отметил заместитель руководителя Росимущества Денис Солодовников. Еще один фактор, тормозящий процесс, по его словам, заключается в отсутствии персонифицированных санкций и санкций ведомств за неисполнение мероприятий, иными словами, необязательность реализации таких задач.

К тому же, у государственных ИТ-директоров сформировалась привычка к реализации задач через покупку проприетарного программного обеспечения (лицензий), ведь последние 20 лет их убеждали, что всё иностранное лучше, считает Игорь Скобелев, директор департамента и связи Краснодарского края.

«Но и достойную альтернативу среди предложений отечественных разработчиков найти не всегда возможно, — продолжил Солодовников. — Тут, с одной стороны, наблюдается лень заказчиков, а с другой — неумение делать что-то новое компаниями-разработчиками».

На отсутствие развитых отечественных или свободных системных программных продуктов по ряду направлений обращают внимание и в Ярославской области. Еще одна проблема — отсутствие сертификата ФСТЭК для наиболее развитых СПО-продуктов, что также накладывает ограничения на их использование в ведомствах.

Некоторые респонденты среди причин, тормозящих импортозамещение, выделяют риски сбоев вследствие использования сырых российских продуктов. «Мы должны быть уверены, что все системы будут работать штатно, без потери функциональности, при этом будет обеспечена совместимость всего необходимого софта», — подчеркнул министр ИТ и связи Кировской области Александр Зорин.

В свою очередь, в числе стимулов, побуждающих госорганы к импортозамещению, были названы: нормативно-правовые акты, поручения президента, постановление правительства, решения рабочих групп; возможность сэкономить за счет перехода на свободное или более дешевое российское ПО; возможность получить дополнительный бюджет для реализации проектов импортозамещения; возможность влиять на развитие продуктов, выше скорость адаптации продуктов к нуждам конкретных заказчиков; безопасность и независимость от политики крупных иностранных корпораций.

Законодательные ограничения и недавно принятые нормативно-правовые акты являются основным стимулом, заставляющим госорганы заниматься импортозамещением. В то же время, ряд респондентов выделяют и другие факторы.

Челябинская область за счёт перехода на свободное ПО пытается сэкономить. Кроме того, импортозамещение — это возможность получить бюджет на обновление компьютеров и оргтехники, указал Александр Козлов.

Игорь Скобелев из Краснодарского края, со своей стороны, отметил, что важным стимулом является возможность влияния на развитие продукта и скорость адаптации российских разработчиков к нуждам госсектора.

«Безусловно, переход на российское ПО должен иметь явную полезность как с точки зрения информбезопасности, так и экономической эффективности», — считает Александр Зорин из Кировской области.

В федеральных ведомствах к побудителям импортозамещения относят также санкционные риски и зависимость от лицензионной политики зарубежных вендоров. «Не хочу платить за воздух или за бренд», — объяснил один из респондентов. В Минтрансе опасаются скрытых возможностей иностранных продуктов.

Опрошенные TAdviser госорганы готовы применять российский или свободный софт, преимущественно при старте новых проектов (когда нет унаследованной зависимости), и тут категория софта зависит от специфики проекта. В то же время, уже стартовал ряд проектов полномасштабной миграции, хотя на них пока осмеливаются немногие. Чиновники ждут комплексных российских решений, протестированных, проверенных в деле, отметили в аналитическом центре.

«За последние 25 лет возникло общее рыночное понимание того, что в определенных сферах российских продуктов нет, — пояснил Тагир Яппаров. — Сложившийся технологический ландшафт долгое время оставался стабильным, и понятно, что его изменения требуют больших финансовых и организационных усилий. Поэтому сдержанная и даже негативная первая реакция на требования импортозамещения — вполне понятна». При этом есть ниши, где российские технологии либо играют заметную роль, либо даже доминируют, указал председатель совета директоров «АйТи».

«Смена платформ несет определенные риски, но крупные российские разработчики готовы гарантировать непрерывность работы и понимают, как этими рисками управлять, — подчеркнул Яппаров. — Другая ситуация — когда есть задачи, которые еще не автоматизированы. И здесь у российских компаний есть возможность реально конкурировать с иностранными продуктами».

По его мнению, самая сложная ситуация — с технологиями, в которые российские компании раньше не инвестировали и где сформировался зрелый рынок зарубежных игроков. Но пример «МойОфис» показывает, что россияне инвестируют и в таких ситуациях. «Здесь важно, чтобы был достаточно большой временной период поддержки российских производителей», — убежден эксперт.

Долгосрочная поддержка со стороны заказчиков, по мнению Тагира Яппарова, очень важна игрокам рынка. Это позволяет заниматься долгосрочным планированием и повышать зрелость продуктов в общих интересах.