Николай Никифоров выступил на Расширенном совещании Россвязи

Телеком ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров 12 мая выступил на Расширенном совещании подведомственного органа министерства — Федерального агентства связи (Россвязь). Расширенное совещание по итогам деятельности за 2015 г. прошло под председательством руководителя Россвязи Олега Духовницкого. Приводим полный текст выступления главы Минкомсвязи России.

«Уважаемые коллеги!

Хотел бы остановиться на двух, на взгляд министерства, проблемных блоках работы. Первый вопрос — как обеспечить реализацию проекта по устранению цифрового неравенства в условиях постоянных несанкционированных изменений правил игры. Прежде всего, со стороны финансового блока Правительства. Недофинансирование контракта по 2016 г. составляет p6,9 млрд. Это огромный объем средств. Нужно сказать слова благодарности компании “Ростелеком”, которая, несмотря на сложную ситуацию, связанную с односторонним изменением правил игры, по-прежнему продолжает реализацию проекта.

За 2015 г. проект был перевыполнен: построено чуть больше, чем запланировано, регионы активно продолжают заключение соглашений. В каждом соглашении прописаны конкретные населенные пункты, сроки прокладки волоконно-оптических линий связи до этих сел и деревень. Жители в этих населенных пунктах, как и главы регионов, справедливо ждут решения данной задачи.

В условиях постоянного пересмотра в сторону уменьшения объемов финансирования мы результата не добьемся. “Ростелеком” как коммерческая компания, несмотря на определенную долю государства в ее участии, не может бесконечно решать эту государственную задачу.

Что реально предлагается. Данный вопрос обсуждался в ходе отчетных выступлений министерства в Совете Федерации, вчера мы открыто обсуждали это в ходе Правительственного часа с коллегами в Государственной думе. И сенаторы, и депутаты справедливо ставят этот вопрос в качестве одного из основных на повестке дня, потому что им отвечать перед своими избирателями, им отвечать перед регионами.

В постановлении Совета Федерации, по итогам рассмотрения данного вопроса, появилось поручение Правительству Российской Федерации, нашему министерству рассмотреть вопрос о внесении соответствующих поправок, прежде всего, в федеральные законы, для того чтобы обособить Фонд универсальной услуги связи и обеспечить безусловное исполнение его целевого характера при расходах с точки зрения Федерального закона “О связи”.

Напомню, что у нас, по сути, правовая коллизия. С точки зрения Федерального закона “О связи” сбор в Фонд универсального обслуживания носит целевой характер и может использоваться на работу таксофонов, устранение цифрового неравенства, функционирование оператора по обеспечению переноса мобильных номеров. А по факту превалирует бюджетный кодекс. Мы не спорим, что этот кодекс более высокого уровня действия, в котором определен принцип того, что бюджетные доходы и бюджетные расходы напрямую не связаны. Фактически при формировании бюджета Правительство, руководство Министерства финансов чаще всего сейчас, в условиях объективных бюджетных ограничений, принимают решения, что несмотря на то, что операторы исполнили свою обязанность перед Фондом универсального обслуживания и около p15 млрд перечислили в бюджет, тем не менее расходы, связанные с устранением цифрового неравенства, недофинансируются на данную сумму.

Исходя из этого, мы считаем, что этот фонд нужно обособить. В практике Российской Федерации есть, пожалуй, единственный пример такого обособления. Это — так называемый дорожный фонд. Существует и много критических высказываний относительно того, что недоиспользуются средства дорожного фонда. Я думаю, что все ответственные связисты и представители “Ростелекома”, Россвязи, нашего министерства, все, кто задействован в реализации проекта устранения цифрового неравенства, готовы ответственно заявить, что никаких проблем с неиспользованием средств не будет точно.

У нас острая нехватка финансирования. Мы знаем, что и куда строить, мы готовы опережающими темпами реализовать всю эту программу. Собственно, на это и был расчет. Напомню, что, несмотря на десятилетний контракт, мы изначально рассчитывали фактически на пятилетнее исполнение планов стройки. “Ростелеком” шел именно таким путем, как частная компания брал кредиты, обращался в Фонд национального благосостояния за соответствующим возвратным финансированием, поэтому мы к этому готовы.

Соответствующий законопроект наше министерство в ближайшее время в установленном порядке внесет. Ожидаем непростую дискуссию с финансовым блоком, но здесь мы четко отстаиваем интересы отрасли, интересы наших граждан. Ту инициативу, которую поддержал Президент нашей страны, подписав поправки в Федеральный закон “О связи”, мы считаем, что мы должны реализовать. Никаких отговорок с точки зрения такого нецелевого перераспределения средств здесь быть не может.

Второй вопрос касается развития нашей спутниковой группировки. Действительно завершен очень серьезный, важный этап обновления большого количества гражданских спутников связи на орбите. Здесь, прежде всего, роль подведомственного Россвязи предприятия ФГУП “Космическая связь”. Также старается не отставать и частный оператор — компания “Газпром космические системы”. Главную задачу видим в том, чтобы обеспечить самостоятельное дальнейшее развитие данной гражданской спутниковой группировки на основе рыночных принципов.

Напомню, что на сегодня фактически все субсидии, все меры поддержки, прямой или косвенной, связанной с развитием спутников, завершены. Уже несколько лет из бюджета Российской Федерации не оказывается никакой финансовой поддержки. Эти предприятия работают полностью в режиме самоокупаемости, самофинансирования, самостоятельно выстраиваемой своей стратегии. Это накладывает дополнительную обязанность и ответственность на руководство, на соответствующие финансовые подразделения данных предприятий, потому что нужно выстраивать такие бизнес-модели, такие подходы, которые обеспечивали бы дальнейшее состоятельное поступательное развитие в условиях самостоятельного плавания.

Мы, конечно же, буем искать разные пути поддержки, но базовый принцип, что это рыночная отрасль, которая должна работать по таким законам, должен всегда превалировать. Вчера в выступлении перед депутатами Государственной думы я отдельно отметил, что за четыре года работы не был заказан ни один зарубежный спутник связи. Ранее такой опыт был. Мы понимаем все возможные текущие сложности российской космической отрасли на данном этапе, тем не менее, считаем, что нужно последовательно придерживаться задачи по заказу спутников связи именно в Российской Федерации. В Роскосмосе новое руководство, предприятие активно реформируется, это тоже теперь корпорация, реализуется много разных проектов. Вопросы ответственности, страхования ответственности, перераспределения этой ответственности должны открыто обсуждаться с коллегами из Роскомоса. И они к этой ответственности готовы.

Если спутник выходит на орбите из режима функционирования ранее предназначенного срока, за это должна быть предусмотрена финансовая ответственность производителя. Если запуск спутника на орбиту и сдача его в эксплуатацию откладываются по каким-либо причинам, за это также должна быть предусмотрена финансовая ответственность. Вот на этих принципах и должно дальше строиться развитие нашей спутниковой группировки. Я просил бы этим руководствоваться.

Вы знаете, что проходит достаточно большое количество совещаний и в министерстве, и в Правительстве, и с нашими коллегами из Министерства финансов по данному вопросу. Я думаю, что особенно после удачного первого запуска с нового космодрома, мы должны взять курс на безусловное импортозамещение и последовательно его придерживаться.

Уважаемые коллеги! В этих проблемных блоках работы нам предстоит искать очень непростые компромиссы в условиях интенсивных ограничений бюджетного финансирования. Тем не менее, мы, безусловно, должны решать поставленные государством задачи и исполнить ту миссию, которую нам поручили наши налогоплательщики – граждане Российской Федерации.

Хотел бы поблагодарить всех сотрудников агентства, большого количества подведомственных предприятий, бюджетных учреждений, мы видим, что в режиме видео-конференции с нами участвует целый ряд городов, регионов Российской Федерации, поблагодарить всех за большую проделанную работу, поздравить с тем, что работа у вас очень интересная, проекты очень амбициозные. Это большое счастье, когда такая работа есть, когда такие проекты в нашей стране реализуются.

Спасибо вам и успехов в очередном отчетном периоде!»