Спецпроекты

Как российскому разработчику специализированного ПО выжить в кризис

Телеком Интеграция Инфраструктура
Лидия Захарова, технический директор компании «Сетевые решения», рассказала о стратегии компании в непростых экономических условиях. Ставка сделана на два направления: создание комплексных решений – наборов типовых кейсов, из которых клиент может быстро «собрать» готовую к использованию систему; а также на облачный биллинг.

CNews: Кризис повлиял на рынок российской разработки программного обеспечения?

Лидия Захарова: Безусловно. Даже несмотря на то, что наша компания является полностью российской, с российскими сотрудниками, основная деятельность которой – интеллектуальный труд по разработке ПО, и не должна зависеть от курса валют. В этом году разработчики ПО сталкиваются с ситуацией, когда после полугодового пресейла, выигрыша тендера на поставку ПО и проведения работ на внедрение, уже на этапе заключения договора получают отказ из-за сокращения бюджета на развитие ИТ у заказчика.

Рост цен на оборудование, увеличение процентной ставки по кредитам снизили темпы роста операторов связи, внедрения новых услуг. Для большей части стартапов полностью закрылась возможность выхода на телекоммуникационный рынок, что повлияло и на компании-разработчиков специализированного ПО для телекома – количество продаж и заявок на доработку ПО существенно снизилось.

CNews: Компания «Сетевые решения» находится на рынке уже более 10 лет и сумела преодолеть кризис 2008 года. Что вы предпринимаете для того, чтобы остаться на рынке в текущей экономической ситуации?

Лидия Захарова: В такие годы перед руководством компании встает выбор: либо оптимизировать расходы на персонал (существенно расширившийся за предыдущие несколько «сытых» лет), либо менять стратегию развития и продвижения продуктов, подстраиваясь под текущую рыночную ситуацию, либо пытаться совместить оба подхода. В кризис увеличивается конкуренция, идет борьба за каждый заказ. От компании-разработчика требуется мобилизоваться и быть готовым быстро адаптироваться под требования рынка, предлагая клиенту необходимые решения. Промедление означает проигрыш и уход с рынка.

CNews: Как кризис может повлиять на взаимоотношения бизнеса и сотрудника? Ведь разработчики ПО обычно относятся к категории дефицитных специалистов.

Лидия Захарова: Найти хорошего разработчика крайне сложно и каждый год становится все сложнее даже в условиях финансового кризиса в стране. Зачастую разработчик излишне самоуверен, ведет себя достаточно вольготно с работодателем и убежден, что всегда сможет найти работу с условиями, не хуже текущих. Увеличение уровня инфляции в стране не сопоставляется разработчиком с работой его компании.

Лидия Захарова: Наблюдается ярко выраженный тренд упрощения не только в использовании программных продуктов, но и в эксплуатации такого сложного продукта, как биллинг

Тем не менее компания должна, по мнению сотрудника, производить индексацию и плановое увеличение заработных плат, создавать комфортные условия работы, дополнительно его мотивировать вне зависимости от внешних факторов. В то же время в экономике страны уже имеет место дисбаланс между ростом реальной производительности труда и ростом заработных плат трудящихся, который существенно выше роста отдачи.

Основными причинами собственной переоценки разработчика является небольшой и благополучный трудовой опыт, хорошие условия работы, замкнутый круг общения в однородной социальной среде. Поэтому в этом году мы ожидаем, что сотрудник будет активно искать лучшего, достойного его места, в условиях дефицита квалифицированных специалистов.

Кризис, тем не менее, рассматривается нами только с позитивной стороны: в компании останутся те, кто не только является специалистом высокого уровня, но и тот, кто понимает, что работа – это взаимовыгодное сотрудничество с работодателем. Для компании кризис – это стимул к повышению эффективности работы.

CNews: Как изменилась стратегия компании в кризис?

Лидия Захарова: В основу стратегии развития компании на 2015 год легли следующие тезисы: рынок перенасыщен необходимыми зрелыми продуктами для малого, среднего бизнеса телекома. Расширять рыночный сектор разработкой нового продукта – утопия в виду невозможности конкурировать с существующими продуктами. Поэтому клиентам предлагаются продукты, которые обладают множеством функциональных возможностей, позволяющих реализовать почти любые «хотелки». Не удивлюсь, что такой специализированный продукт, как биллинг, в скором времени сможет не только считать деньги (прямая задача), управлять сетью оператора связи (не свойственная, но уже реализованная задача), но и заказывать пиццу сотруднику технической поддержки во время ночного дежурства.

Разработчики, в погоне за реализацией в одном ПО порой противоречивые «хотелки» множества заказчиков, получают хоть и гибкий, но очень сложный продукт, требующий не только хорошего знания архитектуры программного обеспечения для эксплуатации, но и незаурядных технических знаний для осуществления его настройки. К сожалению, на рынке не редки случаи, когда компания приобрела продукт, но не смогла его внедрить, а привлечение разработчика программного обеспечения – дорогостоящее «удовольствие», которое может позволить себе не каждый.

Отличительной особенностью российского рынка программного обеспечения является продажа свойств ПО, а не того результата, которого может добиться клиент, используя данное ПО. Например, говоря о биллинговых системах, продают либо функции, которые есть в любой биллинговой системе, и здесь клиент встает перед выбором: а в чем разница, если мне предлагают одно и то же? Или продают функции, которые не нужны клиенту, для того чтобы получать прибыль (основную цель деятельности коммерческого предприятия): модульность, мультивалютность, гибкую настройку, платформонезависимость.

Исходя из этих тезисов, мы приняли решение об изменении стратегии продолжения дальнейшего расширения функциональности существующих программных продуктов и их усложнения в сторону разработки простых типовых кейсов на базе существующего ПО. Наша цель – предложить клиенту готовое к использованию решение.

Лидия Захарова: Переход биллинга в облако – это вопрос времени и зрелости рынка. Мы уже предлагаем нашим клиентам облачный сервис биллинга – LANBilling Cloud

Основным продуктом компании является автоматизированная система расчетов (биллинг) – комплексное программное обеспечение, позволяющее решать широкий спектр задач путем применения различных методик не только для операторов связи, но и компаний из других секторов рынка. Для наглядности биллинг можно представить в виде конструктора, состоящего из множества деталей различных форм и расцветок, из которых можно сложить множество различных моделей. И сейчас клиенту важно получить не коробку с деталями, а уже готовую модель, которую он сможет сразу начать использовать.

CNews: Приведите, пожалуйста, пример подобного «конструктора».

Лидия Захарова: Например, решение Wi-Fi HotSpot на базе АСР LANBilling позволяет без особых усилий заказчику начать предоставлять беспроводной персонифицированный доступ в интернет своим клиентам на платной или бесплатной основе. Клиент подключается к открытой Wi-Fi-сети, самостоятельно регистрируется, вводя персональные данные (ФИО, номер телефона, email) с подтверждением по sms, производит оплату банковской картой и начинает пользоваться интернетом.

Подобная модель предоставления доступа к интернету достаточно распространена, но каждому клиенту приходится самостоятельно изобретать ее реализацию. А если предоставление услуги доступа в интернет не является основным видом деятельности, и в компании нет технических специалистов необходимой квалификации, то организация платного доступа к беспроводной сети интернет становится сложной задачей.

Принято считать, что автоматизированная система расчетов (биллинг) – это специализированная система для операторов связи. Но в качестве решения для организации Wi-Fi HotSpot может применяться в отелях, бизнес-центрах, выставочных и конференц-залах, кафе и ресторанах, на стадионах и спортивных площадках, медицинских учреждениях. Другими словами, везде, где заказчик хочет предоставлять дополнительную услугу доступа в интернет.

Еще один пример – организация абонентского доступа к интернету по технологии IPoE opt.82. Решение представляет собой настроенный комплекс для предоставления доступа абонентов в сеть интернет, состоящий из сервера с установленной биллинговой системой LANBilling и маршрутизатора Ericsson SmartEdge 100. Решение позволяет гибко управлять абонентскими сессиями, производить отключение пользователей по отрицательному балансу, изменять скорость «на лету» и многое другое.

Роль RADIUS-сервера и DHCP-сервера выполняет АСР LANBilling, что значительно упрощает администрирование эксплуатируемых механизмов. Настройка и интеграция в собственную сеть оператора не занимает много времени и труда, и позволяет начать предоставлять услуги доступа в сеть сразу после покупки.

CNews: Каков баланс между продажей услуг и продуктов в кризис?

Лидия Захарова: Мы наблюдаем ярко выраженный тренд упрощения не только в использовании программных продуктов, но и в эксплуатации даже такого сложного продукта как биллинг. В данном случае мы предлагаем своим клиентам передавать нам сложные задачи по администрированию (на аутсорсинг), такие как: установка, обновление, внедрение новых услуг и проведение «тонких» настроек АСР LANBilling. Клиент получит не только выполнение работ квалифицированными специалистами, которые хорошо знают биллинг, но и возможность оптимизировать свои расходы на штатных системных администраторов.

CNews: В своей стратегии вы не отметили направления развития облачных решений. Означает ли это, что для специализированного софта в телекоме нет будущего в облаках?

Лидия Захарова: В журнале Connect мы опубликовали 3 года назад аналитическую статью о перспективах развития SaaS-решений в телекоме и высказали предположение о следующих возможных этапах: перенос в облака непрофильных бизнес-процессов (бухгалтерия, корпоративные сервисы (почта, антивирус и пр.)); частичный перенос в облака OSS/BSS.

Подводя промежуточные итоги, можно отметить, что выдвинутая гипотеза во многом оказалась верной. СМБ-сектор активно использует не только SaaS-сервисы для решения непрофильных задач, но и такие сервисы, как CRM, helpdesk и WFM, для решения задач по обслуживанию абонентов.

Лидия Захарова: Решение для организации Wi-Fi HotSpot может применяться везде, где заказчик хочет предоставлять дополнительную услугу доступа в интернет

Дальнейший перенос, в частности биллинга, как самой сложной системы оператора связи, пойдет уже не такими быстрыми темпами, как на первом этапе. На это есть несколько причин. Во-первых, это неудачный опыт работы с облачным ПО на начальном этапе развития отрасли в России. Сегодня качество облачного ПО стало значительно лучше, а недоверие осталось. Во-вторых, это «проблема роста»: покупать сервис у облачного провайдера уже достаточно дорого, а перенести данные из облака зачастую непросто. Не все сервисы предлагают коробочную версию продукта, а переход на новое ПО – это всегда сложный и болезненный процесс. В третьих, остались ментальные опасения, связанные в основном с профессиональным опытом и жизненной позицией: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам».

Тем не менее, я считаю, что вопрос перехода – это уже вопрос времени и зрелости рынка. Приобрести дорогостоящее оборудование, программное обеспечение, собрать компетентную команду ИТ-специалистов в среде одного предприятия – более сложная задача, чем найти устойчивого компетентного партнера на рынке, предоставляющего необходимый облачный сервис.

Ранее мы считали, что полный перенос в облака BSS/OSS невозможен в виду необходимости предоставления сервисов абонентам вне зависимости от доступности публичного облака. В случае падения резервного канала связи абонент продолжает получать сервисы, а частное облако работает в это время в автономном режиме. Но принимая во внимание темп, с которым развиваются сети передачи данных, их надежность и отказоустойчивость, не исключаю тот факт, что уже в скором времени можно будет рассматривать идею установки RADIUS-сервера не у клиента, а в облаке.

Перенос OSS/BSS-систем в облако позволит небольшим операторам пользоваться профессиональными системами при минимальных затратах.

CNews: Планируете ли вы выйти на рынок с сервисом биллинга по подписке?

Лидия Захарова: В прошлом году мы представили сервис LANBilling Cloud, позволяющий клиентам использовать сертифицированную биллинговую систему, установленную в дата-центре в России с надежными каналами связи и резервным копированием данных. Платформу администрируют квалифицированные специалисты компании «Сетевые решения», проводят регулярные обновления экземпляров биллинговой системы. Клиент может начать пользоваться платформой сразу же после регистрации.

С каждым месяцем клиенты проявляют все больший интерес к сервису LANBilling Cloud, пробуют, тестируют. Часть клиентов из опасений, описанных выше, приобрела коробочную версию продукта, но есть и те, кто решился и уже начал использовать сервис LANBilling Cloud для предоставления услуг для своих клиентов.

Взгляд месяца

Перспектива умного контроля над бизнесом ближе, чем кажется

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Профиль месяца

Мы отказываемся от лоскутной автоматизации

Валерий Дьяченко

ИТ-директор «Мечела»