Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Внедрения

ИКТ в госсекторе: приказано ускоряться

Тема информатизации органов государственной власти, остававшаяся одним их главных ИКТ-векторов России последнего десятилетия, получила новый импульс к развитию летом текущего года - после требований президента РФ завершить в стране к 2010 году создание системы электронного документооборота. Руководство страны признает, что несмотря на выделение существенных бюджетов, ситуация с использованием ИТ в госсекторе по-прежнему остается проблемной. Разобраться в причинах того, почему это происходит, обсудить вопросы эффективного расходования средств, выделенных на информатизацию, решили участники прошедшего в Москве круглого стола "ИКТ в госсекторе", организованного CNews Analytics и CNews Conference.

"В настоящее время для борьбы с коррупцией используется, во-первых, регламентация и стандартизация административных процессов предоставления услуг государственными и муниципальными органами граждан и бизнесу с помощью соответствующих документов и, во-вторых, автоматизация административных процессов, реализующих регламенты и стандарты, вплоть до полного исключения чиновников из процесса предоставления услуг гражданам", - прокомментировал председатель правления Центра компетенции по электронному правительству Владимир Дрожжинов. По его мнению, важнейшим компонентом антикоррупционной стратегии России должна стать разработка и сопровождение систем управления электронными записями и документами в госсекторе.

Заместитель руководителя Роснедвижимости Владимир Самолетов отметил, что ключевым фактором успешности ИТ-проектов в госсекторе являются личная заинтересованность ИТ-руководителя, а также наличие и понимание видения проекта. Говоря об информатизации государства в целом, он напомнил о том, что конкурентоспособность страны зависит от качества государственных услуг, которые должны строиться по таким же принципам, как услуги бизнеса. "Организация процессов предоставления государственной услуги должна исходить из ценностей потребителя, - считает он. - Сама услуга должна быть востребованной населением, а ее эффективная ИТ-поддержка предполагает обучение поставщиков и потребителей государственных услуг".

Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Максим Паршин в продолжение темы отметил, что в 2008 году министерство завершит работу по созданию типового программного решения по ведению реестров государственных услуг. "К концу текущего года это решение будет апробировано в 3 пилотных регионах, - отметил он. - Следующим направлением деятельности станет перевод наиболее массовых комплексных государственных услуг в электронную форму". По словам г-на Паршина, для организации работы по переводу государственных услуг в электронный вид необходимо выбрать наиболее массовые комплексные услуги и сконцентрировать усилия на доведении процедуры их оказания до возможности получения гражданином или организацией государственной услуги, включая ее результат, в полностью дистанционном режиме с использованием ИТ и интернета. Он отметил, что Минэкономразвития предлагает 7 групп таких услуг: услуги связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, социальной защитой населения, регистрацией прав на земельные участки и недвижимое имущество, а также с автотранспортом и таможенным оформлением.

Руководитель направления телекоммуникационных решений компании "Ниеншанц" Алексей Павлюц поднял тему возможностей и проблем широкого распространения доступа в интернет. Главные риски, по его мнению, связаны с утечками информации, инсайдерской деятельностью и взломами систем. Однако бороться с этими проблемами в госструктурах можно с помощью регламента использования интернета. Г-н Павлюц отметил, что развитие электронного взаимодействия государства и гражданина пока останавливает вопрос идентификации физического лица. Как только это будет достигнуто – можно будет "взаимодействовать электронно" - посредством сайта, электронной почты и т.д. В будущем, по его мнению, человек сможет один раз лично получить "электронный паспорт", и в дальнейшем использовать его для самоидентификации в интерактивных ИС, обмениваясь необходимой информацией с любой государственной структурой. "При этом риски подделки при электронном взаимодействии, будут не больше, чем всегда: ведь подделать обычную подпись куда проще, чем электронную", - отметил г-н Павлюц.

Опыт использования электронного документооборота в госорганах в мировой практике участники круглого стола оценили как весьма положительный. Руководитель направления региональных продаж, подразделение CMA в EMC Россия и СНГ Павел Эйгес в качестве одного из примеров привел Eutory – систему электронного документооборота правительства Финляндии. С вступлением Финляндии в ЕС значительную часть документооборота министерств и ведомств стали составлять связанные с этой деятельностью документы. Разобщенность систем министерств и ведомств приводила к дублированию информации и невозможности коллективной работы. Институты ЕС не имели возможности получить доступ к документам, разрабатываемым в правительстве Финляндии. Однако в результате внедрения данной системы появилась возможность обрабатывать от 4 до 6 тыс. документов в месяц на 4 различных языках. В настоящее время система объединяет 20 различных министерств и ведомств. Другой приведенный им пример — система управления электронным документооборотом правительства Германии Favorit. Данное программное решение позволяет решать задачи повседневной обработки документов, обработки информации в сетях интернет и интранет, а также широкомасштабного электронного сотрудничества. По мнению г-на Эйгеса, электронному документообороту в России, который, согласно "наказу президента", должен стать реальностью в 2010 году, мешают такие проблемы сегодняшнего дня, как низкий уровень компьютерной грамотности чиновников, низкий уровень компьютеризации госучреждений, отсутствие системы межведомственного документооборота, недостаточная компьютерная грамотность граждан и невысокие темпы интернетизации страны.

Впрочем, в российском госсекторе, к счастью, есть и весьма позитивные примеры использования электронного взаимодействия государства и гражданина. Так, начальник управления информатизации и связи Высшего Арбитражного Суда РФ Игорь Соловьев рассказал о реальной практике использования электронных услуг в его организации. Результатом информатизации этой госструктуры является возможность публикации всех судебных решений в интернете в открытом доступе. Причем материалы публикуются бесплатно и в имеющейся форме. Однако успешная работа внедренной системы имеет, по словам г-на Соловьева и оборотную сторону: простота и удобство подачи заявлений через веб-форму приводит к тому, что стороны придают меньшее значение процессу и могут просто не прийти на судебное заседание.

Построенная система позволяет производить поиск по различным критериям (номер дела, наименование стороны, участвующей в деле, категория спора; а также по тексту судебного акта). В результате обеспечен полный доступ ко всем решениям арбитражных судов первой инстанции, что не позволяла сделать до сих пор ни одна из существующих справочно-правовых систем.

Г-н Соловьев отметил, что количество опубликованных судебных актов на портале Высшего Арбитражного Суда РФ выросло с нуля в 2007 году до 800 тыс. в первом полугодии 2008 года и 1200 тыс. во втором. Причем имеющиеся разработки уже позволяют сделать шаг в сторону перехода к электронному правосудию. Он рассказал, что на 2009 год запланировано создание специализированного портала электронного правосудия для электронного взаимодействия сторон и арбитражных судов, а также более активное применение технологий видеоконференцсвязи в судебном процессе.

Проекты, приближающие электронную эру

Андрей Никитин, T1 Облако: Наличие новейших видеокарт NVIDIA H100 — одно из ключевых преимуществ использования GPU в облаке T1 Облако
Маркет

В рамках круглого стола был анонсирован ряд других инновационных проектов, реализованных отечественными интеграторами в интересах российских государственных структур. Докладчики поделились информацией о преимуществах подобных внедрений, а также особенностями реализуемых проектов.

Например, готовность Высшего Арбитражного Суда к "тотальной информатизации" подтверждается и успешной реализацией другого ИТ-проекта, также ставшего предметом обсуждения участников круглого стола. Руководитель проекта IBS Дмитрий Романченко на примере реализованного компанией проекта в этой организации рассказал о создании современного решения в области управления кадровым ресурсом в госсекторе. По его словам, основными целями проекта в ВАС стали: создание эффективного инструмента управления территориально распределенной государственной структурой, обеспечение внутренней прозрачности деятельности судей и аппарата арбитражной системы, консолидация сведений о деятельности судей и работников аппарата арбитражной системы, получение оперативной информации по персоналу в любых аналитических разрезах, а также исключение несанкционированного доступа к информации.