Спецпроекты

Андрей Голов

Андрей Голов:
Мы вышли на новый этап развития и готовы предложить рынку комплексные ИБ-решения, равные по функционалу, логике и удобству иностранным аналогам

Генеральный директор компании «Код безопасности» Андрей Голов рассказал CNews о том, почему наибольшим спросом будут пользоваться решения, охватывающие все аспекты защиты компьютеров, поделился тем, как повлияли проведенные в компании бизнес-изменения на динамику ее развития, представил новые продукты, а также объяснил, почему планы «Кода безопасности» на ближайшие три года исполнены оптимизма.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка информационной безопасности в 2014 году в рублях по сравнению с 2013 годом?

Андрей Голов: Конечно, более точный ответ на этот вопрос могут дать аналитические агентства. Например, по оценкам J’son & Partners Consulting, в 2014 году объем российского рынка ИБ превысил p51 млрд, рост составил 13%.

Поскольку мы не аналитики, а вендоры, наши оценки будут приблизительными: мы суммируем свои продажи и продажи других ключевых вендоров по различным продуктовым сегментам (антивирусы, сетевая защита, сканеры защищенности, backup, DLP и пр.), добавляем к этому примерный объем услуг по ИБ. И эту консолидированную цифру можно условно назвать объемом рынка. По моим ощущениям, в 2014 году он достиг p80 млрд. При этом наблюдался рост только в рублевом эквиваленте, а в долларовом, в силу всем известных причин, объемы упали.

CNews: Насколько рыночная динамика коррелирует с финансовыми результатами вашей компании?

Андрей Голов: Рост по итогам первого полугодия 2015 года составил 78%. Думаю, что среднегодовая динамика в 2015 году составит около 48%. Такие темпы роста были прогнозируемыми и стали следствием ряда бизнес-изменений, которые стартовали в компании еще два года назад.

В первую очередь, изменилась бизнес-стратегия «Кода безопасности». Мы перешли к модели разработки новых массовых продуктов по требованиям конкретных заказчиков, готовых инвестировать в процесс разработки. Подчеркну, что речь идет именно о массовых продуктах, а не о заказных решениях. И такой подход дает нам уверенность, что наш вклад в создание новых продуктов окупится с первым заказом. Например, этой осенью мы вывели на рынок два новых решения – Secret Net Studio для комплексной защиты рабочих станций и систему обнаружения вторжений (СОВ) «Континент» 4.0 для обеспечения безопасности сетевого периметра.

В рамках реализации стратегии произошло усиление коммерческой дирекции компании: был создан отдел по работе с конечными пользователями, расширился партнерский отдел, в целом было пересмотрено взаимодействие с каналом продаж.

andrej_golov_telo.jpg

Андрей Голов: Весь год шли разговоры об импортозамещении. Но только в последнее время на рынке стали появляться реальные решения в этой области

Мы разделили техническую дирекцию на два больших блока. Есть «тяжелые решения», у которых своеобразный и длительный цикл создания. И есть направление «быстрой» разработки – это средства защиты мобильных устройств и «облаков». Собираемся усилить наш R&D-блок в Санкт-Петербурге, где исторически разрабатывались системы защиты информации для виртуальных сред – vGate. И там как раз будут создаваться продукты с коротким циклом разработки.

Я думаю, что основным фактором роста в ближайшем году станут наши новые продукты. Их уже очень ждут заказчики. За месяц, прошедший с начала открытого бета-тестирования Secret Net Studio, мы получили несколько десятков предзаказов со стороны крупных российских организаций. Аналогичная ситуация и с СОВ «Континент» 4.0, которая сейчас проходит закрытое бета-тестирование у наших ключевых заказчиков. Мы вложились в разработку веб-технологий, сделали большой задел в вопросе ОЕМ-интеграции с зарубежными вендорами. Еще одна важная ниша – это MDM. И третье ключевое направление – это продукты на стыке мобильных и облачных технологий. Потребность в таких решениях у рынка есть. По всем перечисленным направлениям мы намерены расширять функциональность решений.

CNews: Какие тенденции, по вашему мнению, были ключевыми для отечественного рынка ИБ?

Андрей Голов: Весь год шли разговоры об импортозамещении. Но только в последнее время на рынке стали появляться реальные решения в этой области. Сейчас мы видим, что началась реализация проектов по замене зарубежных средств защиты информации отечественными. Однако взрывного роста количества таких внедрений нет и не будет, поскольку доля российских ИБ-продуктов на рынке и так достаточно высока – в отличие от ситуации на рынке операционных систем (по оценке Минкомсвязи России – это 65% и 5% соответственно).

Каких-то других значимых тенденций на рынке ИБ нет. В то же время начали радовать первые ростки инновационных российских технологий. Мы наблюдаем значительный рост количества технологических стартапов, зарождающихся на базе крупных вузов и технопарков. Это те компании, развитию которых мы в перспективе можем поспособствовать. У них есть интересные задумки и технологии, а у нас – возможность помочь в их реализации. Только крупный вендор может обеспечить инновационным стартапам необходимый трамплин.

CNews: Отразилась ли непростая экономическая ситуация на расходах клиентов, связанных с сегментом информационной безопасности?

Андрей Голов: Отразилась, но не настолько заметно. Те заказчики, которые покупали зарубежные продукты в долларах, теперь приобретают их отечественную альтернативу в рублях. Я не считаю, что бюджеты заказчиков на ИБ сократились. Более того, у бизнеса стали появляться новые задачи. На будущий год бюджет страны уже сверстан, возможно, большие средства будут выделены силовому блоку. Но мы убеждены, что заказчики будут вкладывать средства в отечественные ИБ-продукты.

У российского ИБ-рынка есть огромный запас прочности и потенциал к развитию. Мы наблюдаем тренд оптимизации, вызванный экономическими факторами. Резкое падение курса рубля в разы увеличило стоимость компьютерного оборудования и ПО, соответственно, выросли цены на зарубежные средства защиты, услуги по их техподдержке и обновлению. В связи с этим были заморожены отдельные ИБ-проекты, где использовались иностранные решения. Если же говорить про госсектор, то здесь ситуация иная. Под давлением санкций, политики импортозамещения и требований законодательства госструктуры, напротив, вынуждены повышать уровень информационной безопасности и развивать инфраструктуру.

CNews: Какие СЗИ заказчики внедряют в первую очередь, а какие рассматривают как второстепенные?

Андрей Голов: У нас продукты решают основные задачи заказчиков по защите информации, поэтому мы стоим на первой линии внедрения. Производителям решений с функционалом, выходящим за рамки первоочередных потребностей, несколько тяжелее – и с точки зрения спроса, и с точки зрения необходимости подтверждать соответствие требованиям регуляторов.

У нас, например, есть решения, которые охватывают все аспекты защиты компьютеров. Мы впервые сделали полнофункциональный продукт для защиты рабочих станций сразу и от внешних, и от внутренних угроз – Secret Net Studio. Система будет интересна в первую очередь нашим текущим заказчикам, которые к имеющимся решениям могут у нас же докупить необходимый функционал, который будет отлично совместим, соответственно, вся система будет работать корректно. К тому же приобретение дополнительных функций обойдется существенно дешевле.

Основное преимущество нашего подхода в том, что мы сумели сделать механизмы Secret Net Studio очень гибкими и легко комбинируемыми. И администратор может создать любые взаимосвязанные ИБ-политики. Никто из конкурентов не может пока этого сделать. Как это у нас получилось? У нас было много продуктов, каждый из которых решал локальную задачу. Мы их соединили сначала «механистически», а потом наполнили логикой и сделали единую «стену безопасности».

CNews: Можно ли оценить влияние мобилизации бизнеса на рынок ИБ в России?

Андрей Голов: Об этом много говорят, но пока мало сделано. Потребность рынка есть, однако она точечная. С учетом кризиса мы оцениваем влияние мобилизации на ИБ-рынок как незначительное. Но мы работаем со всеми направлениями, пошли в новые для себя ниши – в мобильность и «облака». Мы не хотим себя ограничивать рамками российского рынка, а хотели бы выйти с этими продуктами на зарубежных заказчиков. Причем нам готовы помочь наши потенциальные OEM-партнеры – как в вопросах интеграции продуктов, так и в вопросах их продвижения за рубежом.

CNews: Какие крупные проекты вашей компании, выполненные в 2014–2015 годах, вы считаете самыми интересными и почему?

Андрей Голов: За прошедшие два года мы реализовали ряд масштабных проектов как для государственных структур, так и для коммерческих организаций. В числе наиболее крупных – Минобороны России, Федеральная таможенная служба, Центробанк РФ, «Ростех», «Московская объединенная энергетическая компания», Холдинг МРСК (новое наименование – «Россети»), «Гознак», «Росатом», «Концерн Росэнергоатом», Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Мы плотно сотрудничали с Федеральным казначейством по ряду задач, в том числе участвовали в проекте «Электронный бюджет». Он впечатляет огромным масштабом (объем пользователей 1,2 млн) и решаемыми задачами.

Как и другие компании, «Код безопасности» активно включился в работу по исполнению 112-ФЗ и 161-ФЗ о национальной системе платежных карт. Наша задача заключалась в разработке и поставке решений для криптографической защиты каналов связи, по которым передается конфиденциальная информация платежной системы.

CNews: Какие технологичные тренды мирового рынка оказывают влияние на российский рынок информационной безопасности?

Андрей Голов: Общая тенденция состоит в том, что технологии атак постоянно совершенствуются. Вслед за ними трансформируются и средства ИБ-защиты. Растет скорость обмена данными. Растет потребность заказчиков в комплексных решениях.

Понятно, что не все типы ИТ-решений, необходимых российским заказчикам, можно включить в концепцию импортозамещения. На разработку с нуля решений, которые уже есть у зарубежных вендоров, уйдет очень много времени и денег. Поэтому будущее – за ОЕМ-альянсами на рынке информационной безопасности, а при глобальном продвижении российских решений – за сотрудничеством отечественных и иностранных ИБ-производителей.

Мы нацелены на создание качественных продуктов. Эффект масштаба компании способствует этому: чем шире охват рынка вендором – тем более качественным становится его продукт. Если один наш заказчик столкнулся с проблемой при использовании продукта – мы не только ее решаем, но и избавляем другого клиента от риска столкнуться с такой же проблемой. Так что благодаря конструктивной критике мы получаем информацию, которая потом трансформируется в улучшение функционала.

Должен быть разумный баланс между реинвестированием в существующие продуктовые линейки и инвестированием в новые решения. Совершенствование текущих продуктов – это очень длительный путь. Главное – не сойти с него, не поддаться искушению. У нас нет «напрасных вложений». Да, мы можем потратить больше времени на новые разработки, чем хотелось бы. Но если мы написали код, и он по каким-то причинам не может быть полностью использован, – мы его применим фрагментарно в наших текущих решениях. То есть никакие наши усилия не пропадут даром. У вендора все потраченные деньги идут в капитализацию.

CNews: По вашему мнению, какой может быть динамика российского рынка ИБ в 2015 году по сравнению с 2014 годом? Можно указать оптимистичный и пессимистичный варианты развития событий.

Андрей Голов: Развитие рынка ИБ стимулирует рост рынка ИТ, а также необходимость модернизации сетевой инфраструктуры заказчиков. По моим оценкам, рост ИБ-рынка в 2015 году составит 10–15%. При этом в качестве самого оптимистичного сценария я рассматриваю рост 40%, в качестве самого пессимистичного – стагнацию.

Если говорить об отдельных нишах – то, например, в сегменте защиты сетей есть большой спрос. А рынок защиты рабочих станций близок к насыщению. Количество компьютеров «счетно», оно не растет – ведь объем поставок ПК и серверов упал, из-за курсовой разницы возможности приобретения нового оборудования у заказчиков снизились. Соответственно, это несколько сузит рынок средств защиты информации для компьютеров. При этом растет потребность в продуктах, закрывающих сразу несколько задач заказчиков.

Мы этот момент предусмотрели и заранее подготовились к изменениям. Сейчас все заказчики заинтересованы в непрерывной технической поддержке имеющегося компьютерного оборудования. Соответственно, мы стали наращивать продажи услуг технической поддержки. И уже сейчас это направление демонстрирует существенный рост – в 4–5 раз – и сегодня занимает до 15% оборота компании. А в будущем году вырастет еще сильнее. Это очень хорошие результаты для вендора. Если наши заказчики покупают техподдержку в пять раз активнее – это не «подвиги продавцов», а хорошая работа продуктов. Кроме того, мы стали заниматься развитием специализированных обучающих центров, где заказчики смогут прослушать авторизованные курсы по продуктам «Кода безопасности» и получить сертификаты. И высокий спрос на обучение также свидетельствует о том, что наши продукты работают.

Мы вышли на новый этап развития и готовы предложить рынку комплексные ИБ-решения, равные по функционалу, логике и удобству иностранным аналогам. Поэтому наши результаты будут выше среднерыночных. Большую ставку мы делаем на международную экспансию. Сегодня решения «Кода безопасности» представлены во всех сегментах ИБ-защиты – и в виртуализации, и в сети, и в рабочих точках. То, что технологии разноплановые, – для вендоров большая редкость. И это дает нам возможность при необходимости концентрироваться на любой из ниш.

Вернуться на главную страницу обзора