Спецпроекты

На страницу обзора
Что делают BPM-системы, кроме автоматизации процессов
О том, чем российский рынок BPM отличается от мирового, какую роль эта технология играет в цифровизации компании и какое будущее ждет low-code-платформы, в интервью CNews рассказал Алексей Клочков, управляющий директор компании «Террасофт».

Алексей Клочков, «Террасофт»

CNews: Есть мнение, что BPM является одним из краеугольных камней цифровизации. Вы с этим согласны? Почему?

Алексей Клочков: С моей точки зрения, именно BPM лежит в основе цифровизации любой компании. И этому есть простое объяснение: все организации функционируют именно с помощью бизнес-процессов. Корректно построенные процессы являются рычагом для более продуктивной работы и лучших результатов, поэтому компании и стремятся внедрять BPM-инструменты. Мы все чаще наблюдаем, что организации (коммерческие и государственные) переводят свои операции в цифровой вид. Это касается как процессов, выполняемых вручную, так и тех, которые в принципе не выполнялись в компании ввиду их сложности или даже невозможности. А в дополнение к этому, популярные сегодня «умные» технологии позволяют более эффективно использовать инструменты автоматизации и учить машины выполнять операции с человеческим подходом.

CNews: Давайте поговорим об основных трендах 2020 года, которые вы видите на рынке BPM-технологий. Как развиваются BPM-решения? Какие новые возможности у них появляются с течением времени?

Алексей Клочков: В числе ключевых трендов именно в разрезе BPM-систем можно выделить фокус на интеграции таких решений с другими классами систем. Любая BPM-система не живет «в вакууме», она обязательно интегрируется с другими решениями, которые уже используются в компании, или с внешними сервисами, из которых она черпает данные либо передает их. BPM-системы без таких возможностей становятся все менее интересными клиентам.

Второй тренд — это использование элементов искусственного интеллекта (ИИ), в частности, машинного обучения. Эта тенденция уже очень давно на слуху, и сейчас ее отличие в том, что ажиотаж уже понемногу спадает, но компании все больше стали понимать, как именно и для каких задач им лучше всего использовать возможности ИИ. Мы тоже активно используем машинный интеллект — он встроен в BPM-движок Creatio («Террасофт» изменил название своей платформы с bpm’online на Creatio — прим. ред.) и может использоваться, например, для прогнозирования числовых значений, ранжирования данных или маршрутизации запросов между ответственными.

klochkov500.jpeg
Алексей Клочков: Именно BPM лежит в основе цифровизации любой компании

Еще один тренд — это ориентация BPM-решений на аналитиков и бизнес-пользователей, так называемых citizen developers. Современные системы дают возможность описывать и автоматизировать процессы сотрудникам, которые знают бизнес, имеют хорошее системное мышление и энтузиазм улучшать процессы своего департамента самостоятельно. При этом нет необходимости привлекать ИТ-департамент, что в долгосрочной перспективе может повлиять на роль этого отдела в компании, например, в дальнейшем разработчики сконцентрируются на сопровождении систем. Они возьмут на себя контроль над процессами, которые должны быть централизованными, например, организацией безопасности данных.

CNews: Отличаются ли мировые тренды от тенденций, которые наметились на российском рынке?

Алексей Клочков: Тренды, озвученные выше, — это визионерский взгляд на отрасль, который основывается на запросах ведущих мировых компаний. Эти тренды применимы и к России, но у локального рынка есть особенность — большой разрыв между проникновением технологий в компаниях даже одного размера и из одной отрасли. Если некоторые предприятия реализовывают действительно масштабные проекты, которые затрагивают едва ли не все существующие бизнес-процессы, то другие еще только делают первые шаги в направлении автоматизации процессов и на данный момент заинтересованы в решении более простых базовых задач. Сейчас можно сказать, что в российских компаниях все еще часто встречаются проекты по внедрению ERP- и CRM-систем. При этом управление многими другими процессами (например, организация взаимодействия между департаментами) все еще требует более основательного подхода.

Мы верим, что ситуация изменится в ближайшие 3-4 года, чему поспособствуют сразу несколько факторов. Во-первых, это развитие самих BPM-систем. Если раньше внедрение любых ИТ-решений, особенно в крупных компаниях, могло занимать годы, то сейчас эти сроки значительно сократились. Второе: компании наращивают необходимую экспертизу для реализации подобных проектов. Ну и, конечно, главное — это потребность предприятий в самой цифровизации: я твердо убежден, что сейчас уже невозможно развивать бизнес без инновационных технологий.

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на развитие российского BPM-рынка в целом?

Алексей Клочков: Можно выделить три фактора: глобальные тенденции, влияние государства, запрос бизнеса. Если говорить о глобальных тенденциях, Россия является крупным игроком мирового рынка, практически все ведущие компании имеют тут свои представительства. Они приносят сюда свои наработки с других рынков и реализовывают BPM-проекты с использованием лучших мировых практик, тем самым являясь примером для других компаний.

Со своей стороны, государство активно поддерживает внедрение инновационных технологий, в первую очередь, благодаря официальной программе «Цифровая экономика», которая направлена на все более активное проникновение цифровых решений в разные сферы экономики.

Третий фактор — это потребность предприятий в эффективном управлении процессами. Как я уже говорил, сейчас бизнес дошел до пика своей продуктивности и развиваться дальше без цифровых технологий просто невозможно. Именно в цифровизации компании видят возможность получить конкурентное преимущество. И тут стоит отметить, что мы наблюдаем заинтересованность не просто в BPM-системах, а в гибких low-code-платформах для управления бизнес-процессами, которые можно трансформировать без привлечения разработчиков. Это позволяет компаниям быстро меняться с учетом изменений внешней среды и при этом не зависеть от дорогостоящих разработок и недостатка высококвалифицированных ИТ-специалистов, который наблюдается на рынке.

CNews: Вы упомянули о low-code-технологиях. Чем они привлекают бизнес? Каким вам представляется глобальное будущее low-code платформ?

Алексей Клочков: Ключевое преимущество low-code технологий — это ускорение внедрения изменений, ведь чем быстрее компания меняется, тем выше ее место в конкурентной гонке и тем труднее ее догнать. Представьте, что у вас есть необходимость изменить или доработать ИТ-решение, которое вы используете. Вы готовите техническое задание, общаетесь с подрядчиками, принимаете работу после нескольких итераций — и в результате тратите десятки и сотни часов на задачу, которую можно было решить за считанные часы. Low-code-инструменты позволяют быстро запустить решение в промышленную эксплуатацию силами людей от бизнеса, без привлечения сторонних исполнителей. И мы верим, что спрос на такие продукты, в том числе и на гибкие BPM-платформы, будет значительными темпами расти из года в год.

CNews: Какой вклад в развитие рынка BPM делает ваша компания?

Алексей Клочков: Мы стараемся активно развивать BPM-рынок в России. В этом году мы выпустили бесплатный продукт для создания процессов, который доступен для людей с разными навыками, от разработчиков до сотрудников бизнес-департаментов. С его помощью каждый может начать создавать и описывать процессы, а также привлекать к этому других членов команды — это действительно просто и понятно.

Также ежегодно в разных городах мира мы проводим серию мероприятий ACCELERATE, посвященную, в том числе, и вопросам управления бизнес-процессами. Интерес к BPM настолько вырос за последние несколько лет, что уже в этом году на конференции в Москве мы выделили отдельный поток для этой темы. Опытные практики делились своей экспертизой в управлении бизнес-процессами — мы получили отличную обратную связь от гостей конференции и уже строим планы по еще более глубокому погружению в BPM на мероприятиях в следующем году.

CNews: Совсем недавно по всему рынку СНГ пронеслась новость о том, что «Террасофт» меняет название платформы и продуктов. Почему было принято такое решение?

Алексей Клочков: Спасибо за вопрос, это на самом деле очень вдохновляющая история! Уже больше 15 лет мы развиваем технологии, которые дают компаниям новые возможности для роста и развития. И восхищаемся теми уникальными и масштабными решениями, которые создаются клиентами и партнерами с помощью нашей платформы и продуктов. Это действительно блестящие разработки, и они отражают уникальную специфику каждой организации. По сути, при помощи наших технологий каждая компания создает свой собственный драйвер, который двигает ее вперед. Мы очень вдохновились всей этой историей и приняли решение переименовать платформу.

Посмотрите, новое название — Creatio — очень близко к английскому «create» (создавать, творить). И оно очень точно отражает наше видение мира, в котором любая бизнес-идея может быть автоматизирована буквально за минуты. Кстати, хочу подчеркнуть, что изменилось только название платформы — команда, стратегия и продукты Террасофт остаются неизменными.

CNews: В чем технологическое отличие вашего ключевого BPM-продукта от других предложений на рынке? Какие преимущества он дает бизнесу? Каким компаниям больше всего подходит?

Алексей Клочков: Важным отличием Studio Creatio от остальных решений я бы назвал как раз таки ориентацию на low-code-возможности. Расскажу на примере. Когда мы говорим о BPM-системах, зачастую задача состоит не только в автоматизации процессов. Также есть необходимость в пользовательских интерфейсах, например, для ввода и хранения данных. В таких случаях создание этих интерфейсов остается задачей тех, кто внедряет систему — отдельные сотрудники разрабатывают нужные решения в специальных средах разработки и интегрируют их в BPM-систему. Low-code-инструменты Creatio объединяют эти задачи на одной платформе. Бизнес-пользователи могут настроить процесс, тут же открыть дизайнер страниц и создать все необходимые пользовательские интерфейсы. То есть клиенты получают сразу готовое решение, не требующее привлечения ИТ-департамента. При таком подходе стоимость решения снижается.

Также я бы отметил возможность постоянного бесконечного расширения системы за счет решений, которые можно наслаивать друг на друга. То есть на базе BPM-платформы Creatio строятся наши CRM-продукты, на них можно установить решения из маркетплейса, после чего партнеры и клиенты могут разрабатывать собственные уникальные проекты. Кроме того, я бы назвал гибкость вариантов развертывания (в облаке или на собственных серверах), а также поддержку трех СУБД, в том числе Postgre SQL, и в принципе ориентацию платформы на работу с открытыми технологиями.

CNews: Поделитесь планами развития ваших BPM-решений. Как вы определяете, что включить в ближайшие версии?

Алексей Клочков: Для принятия таких решений мы руководствуемся двумя факторами. Первый — это наша стратегия. Исторически мы создавали CRM-решения и сейчас продолжаем развивать наши готовые продукты для управления продажами, маркетингом и сервисом. При этом стратегическим направлением нашей работы становится развитие гибкой и мощной low-code-платформы для управления бизнес-процессами, которая является основой всех наших решений.

Второй фактор — это, конечно, потребности пользователей продуктов Creatio. Чтобы понять, что принесет максимальную ценность нашим клиентам и партнерам, мы внимательно изучаем опыт использования инструментов Creatio, обратную связь клиентов, определяем наиболее острые запросы. На основании этой информации мы принимаем решение о том, в какую сторону двигаться дальше.

CNews: Расскажите о наиболее интересных BPM-проектах, реализованных вами за последнее время?

Алексей Клочков: «Террасофт» предоставляет платформу, обучение и поддержку, а реализация проектов лежит на стороне клиента или одного из наших партнеров (а их уже более 700 по всему миру). И в каждом BPM-проекте есть свои уникальные отличия, ведь компании автоматизируют разные процессы и адаптируют Creatio с учетом своих потребностей.

На самом деле, выделить можно множество проектов. Это и проект «Газпром нефти», в рамках которого компания приняла решение использовать единую платформу для автоматизации своих процессов (а вы можете себе представить их количество в такой крупной организации). И проект МСП Банка по автоматизации получения кредита или гарантии, реализованный в рамках программы государства по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства. Не могу не упомянуть о проекте «Сбербанк Лизинга», в рамках которого компания автоматизировала лизинговый процесс. Теперь для приобретения автомобиля в лизинг клиентам не нужно идти в отделение компании — достаточно зайти на сайт, оставить заявку и поехать в удобный автосалон за своим автомобилем. И это действительно прорывная услуга, реализовать которую было бы невозможно без цифровых технологий.

CNews: Как вы развиваете свою партнерскую сеть?

Алексей Клочков: Наши партнеры делают неоценимый вклад не только в развитие нашего общего бизнеса, но и в развитие рынка BPM в целом. Они реализовывают масштабные проекты, которые помогают клиентам решать важнейшие задачи и достигать необходимых результатов. В такой ситуации основная задача «Террасофт» — это поддерживать текущий уровень компетенций партнера и способствовать его повышению. Мы бы очень хотели, чтобы каждый участник нашего сообщества становился лучше в своих процессах лидогенерации, предпродажной работы и процессах продаж, реализации проектов. Поэтому мы передаем свои лучшие практики, которые и сами используем в своей работе, через различные обучающие материалы и мероприятия, а также предоставляем поддержку непосредственно в сделках.

Кроме того, мы невероятно рады, что уникальная экспертиза партнеров трансформируется в полезные приложения и шаблоны, которые публикуются на марткеплейсе. Мы со своей стороны всеми силами стараемся помогать и поддерживать партнеров в разработке новых продуктов. При этом мы также стремимся обеспечить высокое качество партнерских разработок. Например, для этого мы ввели сертификацию приложений, с помощью которой определяем лучшие продукты и помогаем совершенствовать те решения, которым это необходимо. В результате выигрывают все — и партнеры, и конечные пользователи.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие разработчики BPMS 2019
№ 2018 Компания Выручка от BPM-направления в 2018 г. с НДС, ₽тыс.
1 Comindware (1) 546 320
2 Naumen 487 310
3 ELMA 407 000
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие игроки рынка BPMS 2019
№ 2018 Город Выручка от BPM-направления в 2017 г. с НДС, ₽тыс.
1 Москва 557 000
2 Москва 667 900
3 Санкт-Петербург 624 490
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие игроки рынка BPMS 2019
№ 2018 Город Выручка от BPM-направления в 2017 г. с НДС, ₽тыс.
1 Москва 557 000
2 Москва 667 900
3 Санкт-Петербург 624 490
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие системные интеграторы рынка BPMS 2019
№ 2018 Компания Выручка от BPM-направления в 2018 г. с НДС, ₽тыс.
1 Ланит 841 000
2 Аплана 835 000
3 Диджитал Дизайн 626 917
Подробнее