Спецпроекты

На страницу атласа
Мы работаем над улучшением носимого устройства, которое отвечает за безопасность человека

Существует множество сценариев применения технологии интернета вещей. Один из них — контроль и обеспечение безопасности сотрудников промышленных предприятий. Традиционно для этих целей использовались видеонаблюдение и система контроля и управления доступом. Применив технологию интернета вещей, компания «АТБ Электроника» разработала программно-аппаратный комплекс, который в режиме реального времени позволяет контролировать перемещения сотрудников, отправлять оповещения о чрезвычайных ситуациях, формировать периодические отчеты, например, о работе в опасной зоне или опозданиях. Директор по продуктам IoT компании «АТБ Электроника» Дмитрий Ракович рассказал CNews о том, какой эффект может дать использование этого решения предприятиям различных отраслей.

Дмитрий Ракович«АТБ Электроника»

Универсальный ПАК

CNews: Насколько типичен сценарий применения интернета вещей (ИВ) для обеспечения безопасности на российских предприятиях? В каких сегментах промышленности, на каких предприятиях решение «АТБ Электроника» наиболее востребовано?

Дмитрий Ракович: Наш программно-аппаратный комплекс (ПАК) востребован на любых предприятиях, от малых до больших, где есть опасные зоны и где необходимо контролировать местоположение персонала, его физическое состояние и соблюдение техники безопасности. Когда у вас в одной локации находится одновременно 3-5 тыс. сотрудников и подрядчиков, как это часто бывает на нефтеперерабатывающих заводах или энергетических предприятиях, контролировать их традиционными способами невозможно. На помощь приходит технология интернета вещей и подключенные устройства.

Дмитрий Ракович: Наш ПАК востребован на любых предприятиях, где есть опасные зоны и где необходимо контролировать местоположение персонала, его физическое состояние и соблюдение техники безопасности

Также наше решение подходит для предприятий, которые занимаются подземной добычей и строят или обслуживают тоннели (автомобильные, железнодорожные, метро). GPS-позиционирование под землей недоступно, а определение местоположения сотрудника с точностью до метра необходимо. Это вопрос спасения жизни в случае обрушения тоннеля, образования загазованности и в других чрезвычайных ситуациях. В 2015-2016 годах существовали специализированные решения, но их было немного, и стоимость была высока. Интернет вещей находит все более широкое применение на таких предприятиях с опасными условия труда.

Наконец, актуальность нашего решения возросла во время пандемии, когда нужно было следить за соблюдением социальной дистанции, мониторить температуру сотрудников, контролировать, кто и с кем контактировал. ПАК позволяет не создавать очереди около медпунктов, а в случае подтверждения диагноза у кого-то из сотрудников, быстро устанавливать, с кем он взаимодействовал в последнее время, выявлять группы риска, которым нужно оказать медицинскую помощь или обеспечить изоляцию. Решение представляет собой совокупность персональных носимых устройств, а также программное обеспечение, которое в реальном времени в автоматическом режиме собирает и анализирует информацию, в том числе о том, кто с кем на предприятии контактирует.

CNews: Какие именно средства мониторинга входят в ПАК? Как может варьироваться комплектация в зависимости от специфики предприятия?

Дмитрий Ракович: У решения три составляющие. Во-первых, персональные устройства в разных форм-факторах (карта, браслет-трекер, умная каска) которые оснащены специальными метками и могут передавать данные. Вторая составляющая — это инфраструктура: маячки и локаторы. А именно оборудование, которое устанавливается на объекте, чтобы определять местоположение носимых меток в пространстве. То есть эти два компонента определяют взаимодействие одного с другим. Третий элемент — программное обеспечение, которое позволяет собирать и интерпретировать данные, выдает всю необходимую аналитику. Соответственно, программное обеспечение замыкает весь контур компонентов ПАК.

Как производитель отечественной электроники мы берем на себя изготовление носимых устройств и инфраструктуры. Для заказчиков из разных отраслей мы предлагаем кастомизированные решения в соответствии с их задачами и потребностями. ПО предоставляет наш технологический партнер. То есть, мы производим оборудование и интегрируем его в программное обеспечение партнера. Таким образом наши заказчики получают комплексное решение «под ключ».

CNews: Можете уточнить название партнера, который поставляет ПО?

Дмитрий Ракович: Мы сотрудничаем с резидентом «Сколково» — компанией Navigine — которая разработала комплексную платформу для навигации внутри и вне зданий. Решения на базе программного продукта Navigine внедрены в более чем 500 локациях по всему миру. Так что мы сотрудничаем с высококлассными специалистами, которые получили международное признание.

Датчик производства «АТБ Электроника». Такие устройства устанавливаются на объекте заказчика и принимают сигнал с носимых меток в пространстве

«АТБ Электроника» также является высокотехнологичной компанией со своим R&D-центром. Мы уверенно разрабатываем аппаратную часть, то есть — хороши в устройствах. Думаю, что с программным обеспечением, в случае необходимости, мы бы тоже справились. Ресурсов для этого хватит, но мы потратим много времени на то, чтобы достичь качества, которое уже сегодня нам может предложить компания, которая занимается ПО около 10 лет. Поэтому мы выбрали топового партнера и вместе с ним сделали законченное решение.

Разнообразие архитектур и технологий

CNews: Как взаимодействуют между собой персональные устройства (метки) и инфраструктура (маячки и локаторы)?

Дмитрий Ракович: Существует две архитектуры для систем позиционирования: прямая и обратная. Прямая архитектура предполагает использование активных носимых устройств, например, планшетов или смартфонов, которые могут определять свое местоположение относительно маячков в пространстве. Маячок в этом случае — это пассивная инфраструктура, которая устанавливается на объекте, его координаты фиксируются в программном обеспечении. Такая инфраструктура создает радиоизлучение, а мы понимаем, из каких координат оно приходит.

Обратная архитектура предполагает использование локаторов, которые имеют проводное подключение к сети и способны определять местоположение маячков в пространстве. В этом случае маячки — простые, «неумные» носимые устройства в форме карточки или браслета, которые носит сотрудник. Локаторы определяют местоположение таких маячков.

То есть прямая архитектура — когда активное носимое устройство и пассивная инфраструктура, обратная архитектура — когда активная инфраструктура определяет положение пассивных устройств в пространстве. Принципиальная разница между двумя архитектурами в том, что в первом случае смартфон стоит дороже маячка, а во втором — метка в формате носимого маячка дешевле, чем устройство инфраструктуры.

Мы видим свою задачу в том, чтобы и та, и другая составляющая стоили дешевле. Это даст нам возможность дифференцированно подходить к капитальным издержкам на реализацию таких проектов.

CNews: С учетом того, что мониторинг необходимо осуществлять как внутри различных объектов, так и снаружи, какие технологии связи вы используете?

Дмитрий Ракович: Программное обеспечение нашего партнера, о котором мы говорили ранее, позволяет нам совмещать разные технологии. Для работы ПО не важно, какую технологию позиционирования мы используем для навигации, программное обеспечение универсально. На предприятиях, где сотрудники перемещаются по открытым площадкам (в промышленных зонах, на складах) оправдано применение GPS. Это лучшее решение для outdoor-связи.

Для обеспечения indoor-покрытия внутри помещений мы применяем около десяти разных технологий. В принципе мы умеем работать с любой из них, но с технологической точки зрения отдаем предпочтение технологии позиционирования, основанной на Bluetooth. Она поддерживается мировым сообществом, а в пятом релизе дает возможность высокоточного позиционирования (с погрешностью до одного метра). Эта технология может использоваться и для неточного позиционирования (с погрешностью 3-5 метров). Когда нужно определить местоположение сотрудника на уровне кабинета или столовой, этого вполне достаточно. Но если мы говорим об опасной зоне, где нужно понять, находится ли человек в опасной зоне, нужно высокоточное позиционирование, и погрешность должна быть не более одного метра.

Дмитрий Ракович: Для заказчиков из разных отраслей мы предлагаем кастомизированные решения в соответствии с их задачами и потребностями

Стоит подчеркнуть, что с увеличением точности позиционирования вырастает цена решения и, как следствие, капитальные издержки. Производители, которые используют ту или иную технологию позиционирования, по сути обязывают заказчика покупать оборудование, которое не позволяет совмещать разные технологии там, где это в принципе возможно. Универсальность нашего решения заключается в том, что мы можем как менять архитектуру в контуре одного предприятия, так и совмещать технологии для мониторинга внутри и вне помещений предприятия.

Это нам дает возможность не только отслеживать перемещения персонала и контролировать пересечение опасных зон, но и мониторить товарно-материальные активы, транспорт, какие-то объекты, которые располагаются на территории вне помещения. Кроме того, мы делаем недорогие качественные универсальные устройства, которые используются внутри и вне помещения. То есть фактически у вас на одном устройстве (метке), совмещены разные технологии позиционирования: outdoor (GPS), indoor (преимущественно Bluetooth) и технология передачи данных на транспортном уровне (Wi-Fi, GSM, LoRaWAN).

Простая арифметика

CNews: Насколько легко внедрять ПАК с точки зрения как временных, так и финансовых затрат?

Дмитрий Ракович: На каждую тысячу квадратных метров для точности позиционирования 3-5 метров нужно около 10-15 маячков. Цена маячка может варьироваться в зависимости от сроков службы. Маячок, который может работать до пяти лет, стоит не более 3 тыс. рублей. У нас была задача сделать для горнодобывающей отрасли маячок, который должен работать 10 лет. Цена такого устройства примерно на 1-2 тыс. рублей выше, чем у стандартного. В конечно счете на стоимость проекта это сильно не влияет. Арифметика простая.

Если у вас опасное производство, то нужны носимые устройства в защищенном исполнении. Очевидно, что взрывозащищенный смартфон априори не может быть недорогим. Также для опасных зон характерно применение гибридной системы, когда обратная архитектура дополняется 3-4 локаторами, которые будут отслеживать местоположение метки, выданной непосредственно сотруднику. Стоимость локаторов напрямую зависит от комплектующих. Зарубежные устройства могут стоить в районе $1 тыс., мы же можем предложить локаторы собственного производства, которые стоят раз в пять дешевле.

Что касается скорости внедрения, то мы можем приехать прямо к заказчику и, если у нас заранее подготовлена карта площадки, то достаточно часа, чтобы провести демо. Исходя из нашего опыта, установить около 100 маяков на промышленном предприятии за сутки вполне реально.

CNews: Сколько времени необходимо на тестирование и пилотирование системы?

Дмитрий Ракович: Не более 3-4 недель требуется для пилотирования, тестирования, настройки аналитики и отчетов. Повторюсь, когда у вас есть карта предприятия, все происходит быстро. Достаточно установить инфраструктуру. Системе совершенно неважно, контролировать 10 или 10 тыс. человек, она легко масштабируется.

CNews: Требуется ли поддержка внешних специалистов для эксплуатации ПАК?

Дмитрий Ракович: Система не требует постоянной технической поддержки, обслуживания и дополнительного персонала. Служба охраны труда любого предприятия вполне справляется с ее эксплуатацией. В случае, если нужна какая-то аналитика, обычный пользователь может получить ее, нажав необходимую клавишу.

Эффект прямой и косвенный

CNews: Можете привести пример, каких результатов удалось добиться заказчикам, внедрившим ПАК (сократилось количество инцидентов, время устранения последствий ЧС и тому подобное)?

Дмитрий Ракович: Это внутренняя кухня предприятия, куда у нас нет доступа. Мы можем рассчитать стоимость системы и стоимости позиционирования одного человека. Дальше эту информацию заказчик использует на свое усмотрение. В принципе, можно оценить, какой эффект это принесет компании, можно ли оптимизировать расходы на охрану труда, улучшить ее, выполнить KPI по цифровизации предприятия и так далее.

Если говорить о конкретных примерах, то наше решение позволяет улучшить работу службы охраны труда. Есть два подхода: активный, когда на предприятии произошел инцидент и специалисты по охране труда занимаются расследованием, и проактивный, когда система выявляет нарушения техники безопасности и с нарушителями проводятся профилактические беседы.

Другой приме — защита предприятия от простоев. Известен случай, когда на одном энергосбытовом предприятии произошло отключение электричества. Тут речь идет уже о простоях производства и ключевых агрегатов, стоимость которых может достигать миллионов и даже миллиардов рублей. А всего-то и нужно было визуально проконтролировать, как выглядит агрегат, и сделал ли ответственный сотрудник обход. Наше решение позволяет решить эту задачу.

Дмитрий Ракович: Универсальность нашего решения заключается в том, что мы можем как менять архитектуру в контуре одного предприятия, так и совмещать технологии для мониторинга внутри и вне помещений предприятия

Не менее актуален и контроль подрядчиков. Не секрет, что внешние подрядчики систематически нарушают охрану труда. Так, одному предприятию нефтяной отрасли, на территории которого может находиться до 3 тыс. сотрудников и подрядчиков, были выставлены штрафные санкции на 100 млн рублей.

CNews: Есть ли возможность интеграции вашего решения с используемыми на предприятии информационными системами? Какой эффект можно получить от такой интеграции?

Дмитрий Ракович: Наш ПАК устанавливается в контур предприятия и может быть интегрирован с системами видеоаналитики, учета, , SAP и многими другими. Для этого у решения есть необходимый API. Экономический эффект достигается за счет интеграции разных систем и сервисов, которые образуют единую систему управления предприятием.

Также стоит отметить, что благодаря простоте внедрения и масштабирования наше решение может стать основой для систем видеоаналитики, видеомониторинга, комплексного управления доступом. ПАК позволяет мониторить столько объектов, сколько вам нужно, и не важно, идет ли речь о персонале или ценных активах предприятия. Один из наших клиентов одновременно контролирует двадцать тысяч объектов на одном складе.

CNews: Каковы планы дальнейшего развития программно-аппаратного комплекса?

Дмитрий Ракович: Как отмечалось ранее, разным заказчикам мы предлагаем разные по цене и функционалу носимые устройства и архитектуру. Кроме того, мы готовы кастомизировать решение под требования конкретного предприятия. Как ОЕМ-производитель, мы можем дорабатывать существующий функционал, расширять или сокращать его, чтобы он не был избыточным.

Если говорить о развитии продуктовой линейки в целом, то мы планируем наращивать функционал персональных устройств, добавлять датчик температур, газоанализатор. То есть мы будем работать над улучшением носимого устройства, которое отвечает за безопасность конкретного человека.