Группа из 36 членов Совета Федерации обратилась в Счетную палату (СП) с просьбой провести еще одну проверку контролируемого государством холдинга «Связьинвест». Сенаторы хотят выяснить, какую все-таки роль сыграл холдинг в истории создания общероссийского сотового оператора «Скайлинк». Кроме того, СП предстоит проверить ряд сделок, совершенных между «Связьинвестом» и учредителем ЗАО «Скай Линк» компанией «РТК-Лизинг». В «Скай Линке» и «Связьинвесте» высказывают свое удивление тому факту, что сенаторов интересуют вопросы, в которых, казалось бы, уже поставлены точки.
В октябре 2003 года правление «Связьинвеста» приняло вызвавшее впоследствии множество споров решение о продаже принадлежащих холдингу сотовых операторов стандарта NMT. Причин было две: во-первых, доля дочерних предприятий холдинга в NMT-операторах меньше контрольной, а во-вторых, «Связьинвест» решил сконцентрироваться на развитии другого стандарта GSM. Члены Совета Федерации решили вновь вернуться к этой теме и просят СП уточнить, на основании каких экономических расчетов «Связьинвест» принял тогда свое решение, а также просчитать экономический ущерб, понесенный «Связьинвестом» от продажи NMT-активов. Сенаторы предлагают считать ущербом разницу между ценой операторов и оценкой справедливой рыночной стоимости активов при их переходе в стандарт третьего поколения IMT-MC-450 (CDMA2000 1х).
Кроме того, сенаторов интересует, почему все NMT-активы, проданные восемью «дочками» «Связьинвеста» независимо друг от друга, достались только одному покупателю «Скай Линку» (или аффилированным с ним лицам). Ведь помимо него на данные активы претендовало еще две компании LV Finance и «Альфа-телеком», однако они были допущены лишь к тендеру по продаже операторов, принадлежащих «Центртелекому». Но и в этом случае, хотя тендер выиграла LV Finance, активы все равно были проданы «Скай Линку».
В запросе, направленном в СП, сенаторы высказывают предположение, что подобный успех «Скай Линка» может быть объяснен связями руководства «Связьинвеста» и конечных владельцев «Скай Линка». Впрочем, аудиторов сначала просят выяснить, кто является конечными владельцами «Скай Линка». 50% ЗАО принадлежат АФК «Система», и тут вопросов нет, но остальные 50% через цепочку структур контролируются компанией «РТК-Лизинг», состав акционеров которой тайна, покрытая мраком (например, 35% акций компании принадлежат ее же дочерним предприятиям, а владелец другого пакета в 30% акций вообще не известен).
В «Скай Линке» объясняют свой успех в приобретении NMT-активов «Связьинвеста» тем, что они первыми проявили интерес к цифровизацииNMT-операторов. «Об интересе к консолидации NMT-компаний и серьезности намерений по их развитию в новом стандарте IMT-MC-450 в рамках федерального проекта было открыто объявлено еще на стадии создания ЗАО
«Скай Линк», летом 2003 года, говорит директор по связям с общественностью компании Ольга Пестерева. К этому времени, как можно судить по прессе, на рынке не было недостатка в информации о состоянии NMT-компаний, как не было и других энтузиастов инвестировать в их развитие».
Помимо взаимоотношений «Связьинвеста» и «Скай Линка», аудиторов СП просят проверить также взаимоотношения холдинга с «РТК-Лизинг». Изначально эта компания была создана «Ростелекомом» для обслуживания своих лизинговых операций, однако затем доля «Ростелекома» была размыта и, в конце концов, монополист дальней связи вышел из числа акционеров лизинговой компании. Сенаторов интересует, была ли в действительности экономическая целесообразность продавать «РТК-Лизинг» (если 95% его доходов это лизинговые платежи от «дочек» «Связьинвеста»), каков размер возможного ущерба от продажи «РТК-Лизинга» по цене ниже справедливой рыночной стоимости, кто является покупателем доли «Ростелекома» в компании и не связаны ли эти лица с руководством «Связьинвеста».
Члены Совета Федерации не оставили без внимания и историю потери контроля «Ростелекомом» над магистральным интернет-провайдером «РТКомм.ру». Изначально целью создания данной компании было выделение в отдельную структуру интернет-бизнеса «Ростелекома», но впоследствии монополист лишился контрольного пакета провайдера, а основным акционером компании стал «РТК-Лизинг» (49,8%).
Еще один вопрос к СП касается «Связь-банка»: аудиторов просят проверить законность уменьшения доли «Связьинвеста» в этом банке и договорных отношений между банком и холдингом. «Связь-банк» был создан в начале 90-ых годов для обслуживания контролируемых государством предприятий связи. Его акционерами, в частности, были почтовые организации и дочерние предприятия «Связьинвеста». В прошлом же году была проведена допэмиссия акций банка, и теперь 94% банка принадлежат все тому же «РТК-Лизинг». При этом «дочки» «Связьинвеста», ранее обслуживающиеся в других банках, стали переводить свои счета в «Связь-банк».
«Наш холдинг пока не получал никаких документов относительно этой проверки, заявил начальник департамента внешних связей „Связьинвеста“ Олег Михайлов. Но относительно вышеупомянутых сделок могу сказать, что все они были открытыми, прозрачными, публичными и экономически целесообразными». Относительно же «Связь-банка» г-н Михайлов говорит, что «у „Связьинвеста“ и „Связь-банка“ нет никаких особых договорных отношений».
«Нам также было бы интересно получить ответы на поставленные вопросы,
говорит исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторовСтанислав Вартанян. Правда, не понятно, будет ли от этого какой-либо
толк или нет. Например, есть очень спорная сделка с внедрением на
предприятиях „Связьинвеста“ ERP-системы от Oracle. В прошлом году СП,
проверяя „Связьинвест“, выявила ряд новых фактов по данному вопросы, но
сам по себе процесс внедрения Oracle от этого не стал быстрее и лучше».
Параллельно со «Связьинвестом» сенаторы продолжают наступление и на Закон «О Связи». Они подали иск в Конституционный суд с просьбой проверить, соответствуют ли конституции ряд положений данного закона. В декабре запрос был отклонен, поскольку часть сенаторов, подписавшихся под обращением, на тот момент уже перестали быть членами Совета Федерации. Но инициативной группе сенаторов удалось собрать новые подписи, и 18 января иск принят к рассмотрению. Свое решение Конституционный суд должен принять в течение месяца.