Разделы

Документооборот

Сколько стоят специалисты СЭД?

Отсутствие политики управления корпоративным контентом приводит к потере до 20% доходов компании в ходе нарушения бизнес-процессов или необходимости повторной обработки информации. Решить проблему может вовлечение всех специалистов, использующих данные, в "совместную работу", а не делегирование этих обязанностей менеджерам документооборота.

Согласно исследованию компании TDWI, некачественный контент снижает доходы компаний на 10-20%. При этом 80% из 83% респондентов, ответивших положительно на вопрос о наличии в больших массивах "плохой информации", считают, что убыток от нее составляет не более 0,1% от их выручки. При этом, как отмечают исследователи, инвестиции в управление информацией (information management) не входят в список приоритетов бизнеса.

Анализируя эти данные, ИТ-консультант скандинавской компании Acando Оскар Берг (Oscar Berg) предлагает пересмотреть подход к решению этой задачи за счет "совместной работы". Эксперт считает, что успех в управлении информацией возможен тогда, когда он становится всеобщим делом всех сотрудников организации, а не отдельной группы менеджеров ECM/СЭД. Проблема же многих компаний состоит в том, что они пытаются по-прежнему использовать устаревшие стратегии, методики и решения, которые уже не работают в современных условиях рынка. CNews опросило участников рынка СЭД в России и кадровые агентства о том, сколько сейчас стоит профессионал в области управления документацией, а также попросило оценить степень применимости высказанных западными экспертами точек зрения на сферу управления контентом.

Отмеченные в исследовании проблемы "плохой информации", по мнению российских специалистов электронного документооборота, связаны с тем, что развитый западный рынок прошел стадию перевода бумажных документов в цифровую форму и теперь стоит перед решением проблемы быстрого и эффективного поиска данных в хранилищах. Эксперты соглашаются с точкой зрения шведского аналитика и прогнозируют, что в дальнейшем негативная ситуация будет только усугубляться. "Удерживать" информацию внутри корпоративного контура бесполезно. В конечном итоге основная масса мирового контента сосредоточится не внутри корпоративных сетей, а в интернете, на просторах бесконечных социальных сетей, файлообменников, видео- и фотогалерей.

Та платформа (или, скорее, глобальный сервис, технология), которая позволит наиболее удобным и простым способом управлять потоками контента в интернете, быстро находить требуемые данные, и будет завоевывать рынок", - уверен Александр Аксельрод, директор департамента Documentum "Корус Консалтинг".

Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, приводит в качестве примера рутинные способы управления информацией - канцелярии, архивы, СЭД и так далее, которые дают результат, хотя связаны с выделением для управления информацией специальных людей, а не распределением этой задачи по всем сотрудникам. "Продолжая аналогии, использованные Бергом, можно сказать что канцелярия - это правильный метод, который был создан в индустриальном обществе и уже исчерпал свои возможности. Получить с него радикальный эффект в информационном обществе невозможно просто потому, что он уже применяется и неразумно рассматривать даже гипотетически, что будет, если перестать учитывать и хранить документы вообще". Для России ситуация, по его мнению, будет практически идентичной с той разницей, что отечественные менеджеры зачастую имеют завышенные ожидания от внедрения средств управления контентом в плане обеспечения эффективности бизнеса, чем их западные коллеги с опытом неудач в этой сфере.

Об этом же говорит и Евгений Стаханов, директор по маркетингу Terralink. Он считает, что "руководство отечественных компаний часто уверено в том, что, потратив достаточно большую сумму и внедрив СЭД, оно решает эту проблему раз и навсегда, забывая о том, что содержание информации в порядке - это кропотливый ежедневный труд всех сотрудников, и никакая "волшебная" система от этого труда не избавит".

Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Интертраст", соглашается с мыслью Оскара Берга о том, что большее количество вовлеченных в процессы электронного документирования сотрудников компании обеспечат большую отдачу от ЭДО в целом, но выражает сомнение по поводу идеи Enterprise 2.0, которая сможет повысить качество информации и ее управляемость. "Здесь было бы полезно разделить электронное взаимодействие, в рамках которого рождается большая часть электронного контента, и электронное документирование, которое и делает электронную информацию точной, доступной и достоверной, а также обеспечивает ее целостность, аутентичность, значимость. Российский рынок СЭД имеет более продвинутые традиции в плане дисциплины электронного документирования по сравнению с либеральными западными подходами к управлению документами. При этом, правда, степень вовлеченности персонала в процесс документирования остается у нас недостаточной", - считает специалист.

Зарплатные предложения в отрасли СЭД, февраль 2010, Московский регион, тыс. руб.

Должность Зарплатные предложения
Делопроизводитель / Специалист по документообороту 25-35
Руководитель секретариата 40-65
Консультант по внедрению СЭД 60-80
Специалист по сопровождению СЭД 30-45

Источник: Superjob.ru, 2010

Оценки стоимости специалистов по управлению информацией у компаний-игроков рынка СЭД и у кадровых агентств отличаются незначительно. Связано это в большей степени с тем, что менеджер СЭД в России – это обычно делопроизводитель, реже – технический специалист или менеджер проектов, а не специально обученный работник. Вадим Ипатов приводит пример схемы карьерного продвижения таких сотрудников: внедрение системы в организации, демонстрация возможностей СЭД в плане повышения эффективности управления, образование подразделения СЭД (в рамках управления делами или в качестве самостоятельной структурной единицы) и, наконец, руководство этим подразделением. Главными задачами такого отдела станут управление регламентами электронного документирования, вовлечение в электронный документооборот всех подразделений организации, администрирование информационной системы.

"Проблема заключается в том, что в контексте использования СЭД в России не существует самого понятия "контент". Заказчики и разработчики оперируют понятием "документ". Управление информацией в более широком понимании, чем электронный документооборот, только начинает развиваться в России. Поэтому применительно к российскому рынку мы можем говорить о том, что ярко выраженных различий между специалистами по управлению контентом и обычными делопроизводителями не существует. С документами может работать секретарь, делопроизводитель, специалист, руководитель отдела, топ-менеджер – любой сотрудник, который имеет отношение к прохождению данного вида документа или поручения в системе", - объясняет Александр Аксельрод.

Кадровые агентства отмечают, что непосредственно специалисты в области управления контентом на отечественном рынке представлены в чрезвычайно малом количестве. "Среди большинства россиян СЭД по-прежнему ассоциируется с такими системами как Documentum, Lotus и т.п. в их первоначальном виде, а ECM понимается как следующий этап развития таких систем. И если Россия отставала по темпам внедрения СЭД от всего мира, то на этапе ECM это отставание стало еще более заметным и ощутимым, - рассуждает Гульшат Суханова, директор по развитию КА "Кадровый капитал". - Поскольку сам рынок продукции ECM в России еще не сформирован, то говорить о сформированности рынка труда на таких специалистов пока тем более не приходится. К сожалению, среди российских компаний нет еще таких, которые были бы готовы в существенной мере отказаться от бумажного документооборота и перейти полностью хотя бы на системы уровня СЭД. Поэтому большая часть времени менеджеров (клерков)- пользователей СЭД и/или ECM по прежнему связана с бумажными документами".

В разговоре с корреспондентом CNews госпожа Суханова рассказала о немногих заказах по подбору специалистов, от которых требовались навыки работы с ECM и с СЭД. Она считает, что название должности в этих случаях вовсе не отражало специфику данной работы, а требования и условия, как правило, мало чем отличались от аналогичных должностей, не связанных с ECM. Это, по ее словам, объясняется в первую очередь тем, что работодатели старались не ограничивать и не сужать круг потенциальных соискателей, и указывали требования к знанию каких-то конкретных систем СЭД/ECM лишь в качестве дополнительного (необязательного) параметра, и в большинстве случаев конкурс на такие вакансии успешно проходили не те кандидаты, которые обладали описанными дополнительными навыками, а те, кто дольше проработал в нужной сфере.

В Superjob.ru отмечают иную тенденцию, связанную с устойчивым ростом спроса на специалистов в области СЭД. Алексей Захаров, президент рекрутингового портала SuperJob, называет наиболее частые запросы рынка труда для специалистов в этой области – "Делопроизводитель / Специалист по документообороту", "Консультант по внедрению СЭД", "Специалист по сопровождению СЭД" и отмечает, что отличительной особенностью вакансий для таких специалистов является наличие требований к опыту работы с СЭД от 1 года.

"Рынок труда в области СЭД находится в стадии активного формирования и развития. Кризис затронул все профессии и специальности рынка труда, в том числе рынок труда в СЭД, другое дело, что разные профессии будут «выходить» из кризиса разными темпами", - констатирует специалист. По его прогнозам, спрос на кадровом рынке в сегменте СЭД будет расти активней, чем во многих других профессиональных сегментах, потому что на современном этапе развития рынка и технологий любой бизнес-процесс становится "завязан" на систему СЭД-ERP.

"Специалисту/консультанту по внедрению предлагают зарплату около 40 000 – 60 000 рублей, ведущему консультанту до 100 000 рублей. Зарплата разработчиков составляет в среднем 60 000 рублей, уровень оплаты может быть выше, и зависит он в первую очередь от уровня квалификации. Компенсация системных архитекторов составляет 80 000 - 100 000 рублей и выше, что опять же зависит от квалификации и опыта специалиста", - рассказала Екатерина Федотовская, консультант по поиску и подбору персонала "Империи кадров". Она отмечает, что что рынок труда на данный момент находится в процессе развития: с одной стороны вакансии есть, их не так много, однако наблюдается тенденция увеличения количества открытых позиций в данной сфере, с другой стороны, компании-работодатели готов принимать на работу сотрудников с минимальным опытом либо вовсе без опыта в СЭД, но с общим представлением об этой области.

Как оператор связи помогает защитить учетные записи от мошенников?
Безопасность

Госпожа Федотовская константирует тот факт, что сейчас рынок СЭД достаточно четко поделен между основными игроками, при этом внимание к тематике СЭД (или ECM) сейчас очень велико. По ее словам, следует ожидать роста данного рынка в ближайшее время, соответственно будет расти и рынок труда - на сегодняшний день наблюдается спрос на подобных специалистов как со стороны компаний, занимающихся разработкой и внедрением СЭД, так и со стороны компаний-клиентов.

"Зарплаты разработчиков СЭД и менеджеров контента в СЭД в России никак не связаны друг с другом. Разработчики СЭД – это программисты, и их зарплаты соответствуют общему уровню зарплат программистов на рынке", - объясняет Евгений Стаханов. Он уверен, что никто не будет платить больше или меньше только за то, что перед ним "разработчик СЭД", поскольку платят за нужный работодателю опыт и навыки, например, знание тех или иных языков программирования, технического английского языка. По его данным, зарплата разработчиков в среднем составляет от 60 до 80 тысяч рублей. Менеджеры контента, по версии господина Стаханова, это те же самые "обычные делопроизводители", обученные работать с конкретной СЭД. Уровень их зарплат соответствует уровню зарплат в сфере секретариата и делопроизводства, а навык работы с конкретной СЭД, используемой в компании, будет плюсом при приеме на работу. Уровень зарплат для этой категории специалистов – 20 – 40 тысяч рублей.

В "Корус Консалтинг" полагают, что уровень зарплат разработчики СЭД в России совпадает со средним уровнем доходов ИТ-специалистов на российском рынке, а средняя зарплата технического специалиста в области СЭД с опытом работы 2-3 года находится на уровне 50-60 тыс. руб.

Игорь Волков, СК «Согласие»: Защитив файлообмен, мы победили «серую зону»
Импортонезависимость

"Рынок труда делопроизводителей вполне сформирован, только это как раз и есть рынок канцелярских служащих индустриального общества. К сожалению прецедентов когда при внедрении СЭД работники мотивируются на работу в ней - слишком редки, зато когда применяются - оказывают радикальное влияние на окупаемость СЭД предприятия. Что касается оплаты труда разработчиков СЭД, то это не является отдельным сегментом рынка. За программистов конкурируют все разработчики любых систем и цена труда является отраслевым показателем индустрии разработки, а не индустрии СЭД", - уверен Сергей Курьянов.

Вадим Ипатов полагает, что с повышением распространенности СЭД и их масштабности роль менеджеров СЭД возрастает: "Какой бы ни была степень подготовленности персонала организации в плане электронного взаимодействия, работы с электронными документами, обойтись без отдельной службы, формирующей регламенты электронного документирования, в том числе документирования ключевых процессов бизнеса, трудно. Видимо будущее менеджера СЭД/подразделения СЭД - в приобретении ролей бизнес-аналитика, юриста, рекордс-менеджера. Востребованность в такой категории персонала должна расти".

Михаил Демидов