Российских сотовиков задержали при переходе госграницы
Грузинские власти требуют от России прекратить “незаконную” работу МТС и “Мегафона”, которые якобы предоставляют услуги дальней связи в Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, Грузия обвиняет Мининформсвязи России в том, что оно даже выдало “дочке” “Мегафона” - “Аквафону” - лицензию на строительство сотовой сети в Абхазии. Впрочем, по данным CNews, “Аквафон” принадлежит не самому “Мегафону”, а его акционерам, которые формально неподконтрольны российским властям. Вопрос о том, кто предоставляет услуги связи в непризнанных республиках СНГ, всегда был больным для правительств тех стран, на территориях которых находятся такие республики. В разное время власти Азербайджана, Грузии, Молдавии требовали от своих российских коллег прекращения предоставления «Ростелекомом» услуг дальней связи для абонентов непризнанных республик. И в 1997 году правительства Грузии и России достигли взаимопонимания в этом вопросе: несмотря на протесты Абхазии, «Ростелеком» отключил идущие в эту республику каналы дальней связи, после чего Абхазии пришлось переключиться на каналы государственной компании «Телеком Грузия». Однако в этом году, после приватизации «Телеком Грузии», ставшая ее единоличным владельцем американская корпорация Metromedia решила закрыть убыточное абхазское направление.Грузинские власти поспешили успокоить Абхазию, и для обслуживания этой республики создали новую компанию «Объединенный Телеком Грузии». Но в самой Абхазии, похоже, не намерены больше в вопросе телекоммуникаций зависеть от Грузии. «Мы сумели обеспечить республику резервными коммуникациями, и в любое время готовы к отключению каналов связи через Грузию, сообщил руководитель управления правительственной информации республики Кристиан Бжания. Наша страна обеспечена альтернативными источниками международной связи. Да, мы не сотрудничаем на государственном уровне со структурами связи во внешнем мире, но нам никто не запретил сотрудничать с коммерческими компаниями. А их, к счастью, на сегодняшний день очень много».
Удивительно, но в Грузии уверены, что в роли этих коммерческих компаний выступают российские сотовые операторы МТС и «Мегафон», которые ранее на рынке услуг дальней связи не были замечены. Впрочем, к «Мегафону» у Грузии есть претензии и касательно его основного вида деятельности сотовой связи. «Компания осуществляет инвестирование в незаконное строительство и функционирование мобильных сетей связи на территориях Абхазии и Южной Осетии, не имея при этом соответствующей лицензии и используя частоты, которые принадлежат грузинским компаниям», заявляют грузинские власти.
В «Мегафоне» обвинения в свой адрес отвергают. «Мы не работаем ни в Абхазии, ни в Южной Осетии», утверждает директор по связям с общественностью оператора Андрей Климов. Комментарий от МТС вчера получить не удалось. А в российском Миниформсвязи не выражают беспокойства. «Как только мы получим официальное письмо из Грузии, то, как и полагается в подобных случаях, будет создана рабочая группа для решения данной проблемы, пояснил замруководителя департамента информационного общества министерства Александр Паршуков. Правда, проблема наложения друг на друга сигналов радиосетей различных государств существует на всех приграничных территориях. Россия сама страдает от того, что на нашей территории ловятся сигналы китайских, прибалтийских, польских и других иностранных операторов».
Но больше всего грузинское руководство беспокоится
Между тем, CNews удалось выяснить подробности относительно того, кому в действительности принадлежит «Аквафон». Согласно аудиторскому отчету «питерской» группы связистов, составленному Ernst&Young, 51% акций «Аквафона» принадлежат офшору с Британских Виргинских островов Mondeo Holdings, который на 100% принадлежит офшору с Бермудских островов ComTel Eastern. Напомним, что ComTel опосредованно владеет 31% акций «Мегафона» и 50% акций «Скай Линка». Также стоит отметить, что «Аквафон» не создавался «питерскими» с нуля, а был приобретен ими в декабре 2002 года за $1,238 млн. у некой компании Voyage (о ней известно лишь то, что она имеет банковский счет в петербургском Maritime Trade Industrial Bank).
Таким образом, российские власти, скорее всего, откажутся