Спецпроекты

Информационные менеджеры потянулись к ECM

Документооборот
Исследовательская компания Forrester Research опубликовала свое видение рынка ECM по итогам 2009 года. Они отмечают рост интереса к подобным решениям со стороны информационных менеджеров, которые стремятся выбрать менее громоздкие в области внедрения и управления продукты. Среди них лидируют ECM-системы от IBM, Oracle, EMC и Open Text. Аналитики Forrester Research опубликовали новое исследование ECM-рынка по итогам 2009 года ("The Forrester Wave: Enterprise Content Management Suites, Q4 2009), согласно которому на рынке лидируют решения от IBM, Oracle, EMC и Open Text за счет широкой и насыщенной функциональности, позволяющей решать весь спектр задач управления контентом. Сильный игрок рынка Microsoft, тем не менее, не входит в список топовых вендоров по причине отсутствия определенных функций ECM и акцентирования в большей степени на управление транзакционными документами. Он находится в одной группе с двумя другими компаниями – Hyland Software и HP. На последнем месте в топ лучших вендоров располагается Alfresco Software.

В целом, как отмечают в Forrester Research, компании в 2009 году продолжали проявлять интерес к ECM по причине дальнейшего роста потоков неструктурированной информации. Инвестиции в эти продукты остались приоритетными для информационных менеджеров, среди которых 25% интересовались данными решениями или рассматривали возможность установки, 10% проводили пилотные внедрения и 23% расширяли или обновляли ECM-системы. В числе основных факторов, которыми руководствовались опрошенные аналитиками руководители из Северной Америки и Европы, были поиски более простого и гибкого решения для управления контентом, трудности в сопровождении внедрений, растущее желание интеграции своих хранилищ контента с SharePoint, интерес к продуктам для совместной работы, а также потребность в достижении прозрачности в процессах создания и управления данными.

Рынок ECM 2009. Forrester Wave

Forrester Research, 2009

Эксперты отечественного рынка СЭД в целом согласны с приведенными фактами из исследования Forrester Research, однако отмечают, что приводимая в них картина является неполной или применима не ко всему мировому рынку ECM. Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, замечает, что Forrester Wave не показывает, например, чем заняты остальные 42% опрошенных специалистов, помимо тех 58%, которые ответили на вопросы аналитиков: "Возможно, они сразу приступили к масштабным внедрениям ЕСМ на три тысячи мест, или, наоборот, просто деинсталлируют полностью свою систему?" Эксперт замечает, что для российского рынка скорее характерно наличие заметной доли "интересующихся" и основной доли тех, кто ощутил результаты от внедрения ЕСМ и расширяет действующие установки. Кроме того, господин Бейдер удивлен отсутствием упоминания ВРМ как одного из основных инструментов повышения эффективности работы организации и достижения максимального результата от внедрения ЕСМ как таковой в числе факторов, которыми руководствуют специалисты при выборе ECM-системы. Сергей Курьянов, директор по развитию Docsvision, замечает, что указанная Forrester Research позиция заказчиков больше характерна для зрелого рынка, когда практически у каждого заказчика есть опыт успешного или частично успешного внедрения ECM или отдельных его компонент. В России же, по мнению эксперта, внедрения ECM-решений первичны. Более категоричен Александр Родионов, директор департамента систем управления документами "Ланит". Он считает, что в исследовательском материале, скорее речь идет не об инвестициях или востребованности, а об уровне готовности корпоративных заказчиков к внедрению технологий СЭД. "По этим параметрам, нам кажется, что картина российского рынка не контрастирует явно с оценками Forrester. Список факторов (применительно к России и странам СНГ) очевидно не полон. В частности, у нас наибольший интерес к СЭД испытывают не информационные менеджеры (которые в России больше сосредоточены на инфраструктуре), а просто менеджеры (попросту говоря, начальники), для которых актуальны вопросы поддержания исполнительской дисциплины. Западные вендоры и аналитики рынка ECM их практически никогда отдельно (от workflow и BPM) не рассматривают", - заключает специалист.

Заметим, что ранее с похожим исследованием рынка выступала компания Gartner, в шорт-лист лидеров отрасли у которой попали Microsoft, Oracle, EMC, а также с некоторым отставанием – IBM и Open Text. Список важных факторов для заказчиков, по версии Forrester, также частично совпадает с тем, о чем говорят аналитики Gartner (приобретение ECM для быстрого возврата инвестиций, интеграция репозиториев, перспективность веб-технологий, диверсификация функциональности и так далее). CNews попросил прокомментировать игроков отечественного рынка очевидные расхождения в оценках аналитических компаний. "В целом в упомянутых обзорах дается очень общая оценка рынка. Для специалистов, особенно для инвесторов, должна быть интересна комбинация данной информации. Если же говорить про Microsoft и IBM, то эти две компании являются очень заметными игроками в нашей индустрии и при этом имеют довольно разные стратегии как продуктовые, так и маркетинговые. Говорить о том, что кто-то из них в роли догоняющего, а кто-то лидирует, довольно трудно. При оценке позиций в различных рейтингах принимаются во внимание разные критерии, что и приводит порой к столь противоречивым результатам", - говорит директор по корпоративным проектам ABBYY Россия Юрий Корюкин. Больших отличий между отчетами не видит и Сергей Курьянов: "Просто оси в магическом квадранте Forrester выбрал другие - силу предложения и наличие сильной стратегии. По стратегической оси Microsoft и в отчете Forrester является одним из лидеров, находясь в одной группе с IBM и Oracle и опережая по этой оси EMC. По силе предложения Microsoft, конечно, еще не является поставщиком полного ECM Suite. Его предложение уступает лидерам по полноте, не включая сильных компонент по направлениям Capturing, Record Management и некоторым другим. Но, как справедливо отмечает Forrester, решение отнюдь не всегда базируется целиком на предложении одного вендора". Более радикальной точки зрения придерживает Алексей Афанасьев, директор по качеству компании "Интертраст". Он отмечает, что причиной расхождения результатов исследований стал различный взгляд на рынок ECM-систем и сам перечень вопросов, поставленных при проведении исследования. Кроме того, и одно, и другое исследование, согласно мнению господина Афанасьева, практически не учитывали состояния рынка России и ближнего зарубежья, где вследствие специфической экономической ситуации последних месяцев были сильно сокращены расходы на информационные технологии вообще и системы управления корпоративным контентом в частности. "Реальное положение дел в отрасли таково, что однозначного лидера нет. Это собственно и отражают как сами диаграммы аналитиков Gartner и Forrester, так и расхождение между ними", - заявляет Александр Родионов. "Западная культура анализа требует различать между мнением и фактами. Диаграммы – это мнения и мнения разошлись", - объясняет он. Вспоминая свой предыдущий комментарий к отчету Gartner, эксперт отмечает, что Microsoft тогда получила от Gartner аванс, то есть заложила в оценку наблюдаемую динамику и тем самым сделала некоторый прогноз. "Аналитики Forrester более консервативны – их оценки больше опираются на фактическое положение компаний на рынке (доставляемая на сегодня функциональность, выручка от продаж соответствующих продуктов и т.п.)", - объясняет господин Родионов. "Мы обратили также внимание на то, что хорошо известная нашему рынку компания Open Text, получила в отчете Forrester наивысшую относительно других компаний оценку по шкале "текущее предложение". Эта оценка, в свою очередь, отражает наивысший балл, полученный Open Text в подноминациях "охват основной функциональности ECM", "уровень интегрированности компонент", "возможности архивирования". Положение других трех компаний лидирующей четверки в большей степени определяется высокими баллами в менее конкретно очерченных подноминациях типа "дополнительные (additional)" и "расширенные (extended) возможности" или (как в случае с IBM) в подноминациях более отдаленных от специфики ECM, вроде "состояние корпоративных финансов"", - подытоживает спикер. О более объективной точки зрения Forrester на рынок говорит Александр Бейдер. "Microsoft, что, очевидно, наступает лидерам на пятки, и выход SharePoint 2010 полностью изменил ландшафт рынка, однако там отсутствует профессиональный ВРМ, и о том, чтобы применять SharePoint системно для архивации документов и данных, например, из SAP ERP, также говорить пока преждевременно", - рассуждает он и приводит в пример, что сегодня для массового ввода документов в MOSS приходится приобретать системы третьих производителей, в то время как и Documentum, и Open Text в своей линейке имеют продукты очень высокого уровня. "Я готов поверить Forrester на слово, что Oracle совсем немного уступает IBM по широте и глубине, но, думаю, что это скорее жест политический и символ уважения к бренду. На российском рынке продукт не представлен, объективной информации и опыта его использования нет, так что будем ждать подтверждений от российских пользователей", - заключает специалист.