Разделы

Интернет Веб-сервисы Маркет

Аренда приложений: неудач больше, чем побед?

"Региональный Общественный Центр Интернет Технологий" (РОЦИТ) провел в Москве семинар "Аренда приложений. Анализ побед и неудач". В работе данного мероприятия приняли участие представители компаний, деятельность которых так или иначе связана с развитием рынка ASP в России: "Гарант-Парк-Интернет", Data Fort, e-Style ISP и EPAM Systems. В ходе семинара обсуждались такие вопросы, как виды приложений, пользующихся спросом на российском рынке; проблемы внедрения ASP, а также состояние и перспективы развития рынка аренды приложений в России.
Напомним, сервис ASP (Application Service Provision) предоставляет возможность не покупать, а брать в аренду популярные приложения, что позволяет предприятию не тратить значительные средства на подобные собственные разработки. Такая услуга интересна самым разным категориям пользователей. Прежде всего - игрокам рынка малого и среднего бизнеса. Несмотря на бюджетные ограничения, могут получить те же современные приложения, которыми пользуются крупные компании. Ежемесячные арендные платежи вместо разовой покупки лицензий позволяют экономить существенные суммы. А при отказе от использования программного обеспечения отсутствуют невозвратимые финансовые затраты.

Как рассказал Максим Захаренко ("Гарант-Парк-Интернет"), на протяжении двух лет своего существования услуги, связанные с арендой приложений представляются заказчикам не очень понятным и малораспространенным направлением в IT-индустрии. Стереотипы восприятия таковы, что под аббревиатурой ASP многие понимают аренду исключительно сложных систем. В то время как ряд приложений уже сегодня работает и пользуется спросом на российском рынке.

Например, в составе предоставляемых клиентам услуг хостинга есть явное или опосредованное "использование сервисов" Windows 2000 Server (IIS, например, ftp-доступ к директориям) и SQL-сервер. Даже сама программа лицензирования провайдеров корпорации Microsoft так и называется: "Программа ASP-лицензирования". Она предусматривает использование программного обеспечения Microsoft удаленно на условиях аренды без начальных вложений.

По словам г-на Захаренко, одним из способов минимизировать начальные расходы клиента является аренда "движка" сайта. Все современные сайты делаются на каком-либо готовом настраиваемом решении, называемом Content Management System (CSM) или просто "движок" ("Гарант-Парк-Интернет" сдает в аренду свой движок Optimizer).

Г-н Захаренко отметил, что у компании "Гарант-Парк-Интернет" в числе клиентов, работающих по принципу ASP, есть также десятки интернет-магазинов.

Менеджер по развитию бизнеса Data Fort Дмитрий Фишелев рассказал об опыте компании в развитии направления ASP. По его словам, в настоящее время российский рынок ASP только зарождается и имеет незначительные объемы. Однако в Data Fort считают, что в течение ближайших двух лет рынок аренды приложений будет расти высокими темпами.

Г-н Фишелев привел данные Gartner Group, по оценкам которой объем рынка ASP к 2003 году составит в мире $23 млрд. В то же время, к концу 2002 года 60% из существующих ASP-провайдеров могут прекратить свою деятельность. По оценкам IDC, объем рынка ASP к 2005 году увеличится до $13 млрд. Расходы на ASP в Западной Европе составят к концу 2003 года $804 млн.

По его мнению, помимо технологически сложного хостинга, проектов корпоративного IТ-аутсорсинга, организации и обслуживания резервных вычислительных центров для сторонних организаций, к области ASP можно отнести предоставление в аренду ПО Microsoft (MS Office, MS Exchange, MS Project), продуктов Microsoft Navision Attain, Support Wizard и промышленных СУБД (Oracle, MS SQL). Все названные решения Data Fort на правах аренды представляет своим клиентам.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Г-н Фишелев озвучил также основные проблемы, мешающие росту рынка ASP, в частности, в России. Это, в первую очередь, неосведомленность клиентов о возможностях аренды ПО, непонимание ее преимуществ. В России, к сожалению, отсутствует практика учета стоимости владения программным решением. Кроме того, отечественные каналы связи отличаются низким качеством и дороговизной, что создает опасения заказчиков по поводу надежности ASP. Клиенты также опасаются доверить свои данные сторонним организациям, полагая, что это увеличивает риск утечки важной информации.

Однако статистика говорит вовсе не в пользу последнего утверждения. Так, по данным Управления "Р", 57% случаев утечки информации — дело рук собственных "обиженных" или недобросовестных сотрудников фирм. В то же время г-н Фишелев отметил, что самое страшное наказание, ожидающее нечистого на руку сисадмина фирмы — это увольнение. А сотрудник сторонней компании, ответственный за предоставление услуг ASP, несет за утечку информации клиента уголовную ответственность.

Как рассказал Алексей Степутенков (e-Style ISP), появление на российском рынке ASP позволило компании предоставить клиентам такие услуги, как e-Style StatLog - система рейтингов и статистики; e-Style Advert - система рекламы; e-Style Search - система поиска и каталогов; e-Style Monitoring — система оперативного мониторинга Интернет; e-Style Post - система почтовых сообщений.

Данные приложения обеспечивают владельцам сайтов возможность собирать, обрабатывать и анализировать информацию по каждому посетителю сайта и осуществлять взаимодействие с ним. В течение года работы на рынке ASP компания вышла на межрегиональный уровень, открыв почтовые сервисы Ростовского и Нижегородского регионов.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

По мнению г-на Степутенкова, в настоящее время число неудач на рынке ASP превалирует над количеством побед. Основная проблема - отсутствие права в Рунете. Довольно сложно работать без четких критериев, по которым можно формировать ценообразование и, собственно, рынок ASP-приложений.

Источник: собственная информация CNews.ru.