Разделы

Бизнес Законодательство Интернет Хостинг и домены ИТ в госсекторе

Сын Боярского написал закон о штрафах в 15 миллионов для сайтов и хостингов

В Госдуму поступил законопроект о штрафах за отказ владельцев сайтов удалить запрещенную информацию. В случае принятия закона в КоАП появится новая статья с наказаниями за неограничение доступа к информации. Штрафные санкции предусмотрены для граждан, должностных и юридических лиц.

Пробел в законодательстве

В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) России может появиться новая статья, которая вводит ответственность владельцев сайтов и хостинг-провайдеров. Тем, кто не удаляет противоправную информацию или не ограничивает доступ к запрещенной информации, грозят штрафы до 500 тыс. руб. для граждан, 1 млн руб. для должностных лиц и 15 млн руб. для юридических лиц.

Законопроект, разработанный Александром Хинштейном, главой комитета палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи и Сергеем Боярским, его первым заместителем и сыном известного артиста театра и кино Михаила Боярского зарегистрирован в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы утром 16 июля 2020 г. вместе с поступившим на него отзывом Правительства России.

Сейчас провайдеры хостинга, владельцы сайтов и информационных интернет-ресурсов обязаны ограничивать доступ или удалять информацию, запрещенную к распространению в России или распространяемую неправомерно, в соответствии с законом №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо наказаний за неисполнение этих требований.

«Предлагаемый законопроект устраняет имеющийся правовой пробел и будет способствовать соблюдению требований законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации со стороны провайдеров хостинга, владельцев сайтов и владельцев информационных ресурсов в сети "Интернет"», — говорится в пояснительной записке к документу.

Большие штрафы за повторный отказ

Для устранения пробела в законодательстве документом предлагается дополнить КоАП новой статьей 13.41 «Нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством РФ...».

Штрафы для владельцев сайтов и хостинг-провайдеров могут достичь 15 млн рублей

В пояснительной записке к законопроекту со ссылкой на представленную Роскомнадзором статистику приводятся следующие данные: с интернет-ресурса YouTube вопреки требованиям Роскомнадзора к апрелю 2020 г. не удалено 10 482 страниц URL с запрещенной информацией, с ресурса Twitter – 1 462 URL, с ресурса Instagram – 1 435 URL, с Facebook – 362 URL.

В перечень информации, которая запрещена для размещения на сайтах Рунета и за которую новым законом предлагается максимальное наказание, входят публикации с призывами к экстремизму, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и/или объявлений о привлечении их «в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера», информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений.

В случае, если владелец сайта отказывается удалить такую информацию, законопроект предлагает наложение штрафа в размере от 100 до 200 тыс. руб. для граждан, от 400 до 800 тыс. руб. для должностных лиц и от 3 до 8 млн руб. для юридических лиц. Точно такие же санкции налагаются на хостинг-провайдеров, которые не ограничивают или отказываются ограничить доступ к таким сайтам.

За повторный отказ удалить запрещенную информацию документом предлагается штрафовать владельцев сайтов и провайдеров хостинга в сумме от 200 до 500 тыс. руб. для граждан, от 800 тыс. до 1 млн руб. для должностных лиц, и от 8 до 15 млн руб. для юридических лиц.

Для наказания владельцев сайтов и провайдеров за отказ удалить или ограничить доступ к любой другой запрещенной информации предлагается ввести штрафы в размере от 50 до 100 тыс. руб. для граждан, от 200 до 400 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. до 4 млн руб. для юридических лиц. При повторном отказе денежные санкции удваиваются и составят от 100 до 200 тыс. руб., от 500 до 800 тыс. руб. и от 4 до 8 млн руб. соответственно.

Отзыв Правительства

Правительство России в отзыве на законопроект выразило ему поддержку при условии доработки ко второму чтению в Госдуме. В отзыве отмечается, что меры по ограничению доступа и/или удалению информации уже предусмотрены законом «Об информации», однако до настоящего времени соответствующая ответственность для субъектов рынка за нарушение вышеуказанных требований не предусмотрена.

Как дать сотрудникам возможность работать над интересными задачами, двигаясь в цифровую трансформацию
Бизнес

В отзыве также отмечено, что должностные лица Роскомнадзора уже наделены полномочиями – как по составлению протоколов по делам об административном правонарушении, предусмотренном частью 21 статьи 13.40 КоАП, так и по рассмотрению таких дел. При этом рассмотрение дел об административном правонарушении отнесено к исключительной компетенции судей.

Таким образом, учитывая коллизию в вопросе определения субъекта административной юрисдикции, предлагается целесообразным внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 23.1 (полномочия судей) либо в ч. 1 ст. 23.44 и п. 58 ч. 2 статьи 28.3 КоАП (полномочия органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций), отмечено в отзыве Правительства.

Кроме того, наделение должностных лиц Роскомнадзора полномочиями в части производства по делам об административных правонарушениях может потребовать дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета, однако требования ст. 83 Бюджетного кодекса России законопроектом не учтены, отмечено в отзыве.

Мнение эксперта

Telegram-канал «Эшер II», который ведет Филипп Кулин, гендиректор хостинг-провайдера «Дремучий лес» отметил несоразмерность наказания деянию. По его мнению, «заметное число юридических лиц, предоставляющих услуги хостинга, умрут от первого же штрафа, не говоря уже о владельцах ресурсов».

По мнению Кулина, описанные в законопроекте категории нарушителей плохо формализуемы, при этом общение с ними надзорного органа происходит по каналам связи без правового статуса, что в итоге чревато «осечками» и в итоге риском «регулярных огромных штрафов в результате ошибок и неточностей».

«Вопрос о правомерности наличия в договоре условия незамедлительного прекращения услуг аренды вычислительных мощностей по уведомлению цензора дискуссионный, – отмечает Филипп Кулин. – Некоторое время назад в законах о блокировке утвердили понятие "незамедлительно". В связи с такими штрафами значимость этого действия многократно усилилась, как и риски».

В своем комментарии Филипп Кулин также отмечает, что нередки случаи, когда решения о признании информации запрещенной происходит ввиду некомпетентности органов власти, а также непрофессионализма судов. Кроме того, запрет информации зачастую является инструментом конкурентной борьбы.

«Здесь закрытие чего-то даже на короткий срок, не то что на месяцы судебных разбирательств — это зачастую означает смерть проекта. Практически законопроект резко усиливает механизм блокировок как инструмент конкурентной борьбы», – отмечает эксперт.

Наконец, в проекте закона упомянуты владельцы сайтов и хостинг-провайдеры, но никак не учитывается статус виртуальных хостеров и серверов. По сути, они в трафик не вмешиваются и для прекращения оказания услуг в этом случае тоже нет оснований, отметил эксперт.

Владимир Бахур

Короткая ссылка