Разделы

Безопасность Бизнес

Apple привлекла для борьбы с утечками ветеранов АНБ, ФБР и армии

В СМИ попала запись внутреннего брифинга Apple, посвященная методам обеспечения безопасности коммерческих секретов компании. Из нее стало известно, что в Apple, по сути, функционирует своя «спецслужба», в которой задействованы ветераны реальных — то есть, государственных — спецслужб.

Сохраняя конфиденциальность

Apple создала внутри компании собственную «спецслужбу», пригласив на работу специалистов из реальных особых госведомств, включая Агентство национальной безопасности, ФБР и Секретную службу США, а также военных. Это стало известно из попавшей в СМИ записи внутреннего брифинга Apple, посвященная методам обеспечения безопасности ноу-хау компании.

Брифинг-презентация под названием «Останавливаем выносчиков — сохраняем конфиденциальность в Apple» проводился под руководством Дэвида Райса (DavidRice), общемирового директора компании по безопасности, Ли Фридмана (Lee Freedman), общемирового директора по расследованиям, и Дженни Хабберт (JennyHubbert), сотрудницы подразделения по обучению и коммуникациям в отделе общемировой безопасности.

Согласно этой презентации, компания привлекла неуказанное количество специалистов по внутренним расследованиям, чей основной задачей является воспрепятствование утечкам информации о новых разработках компании. Эти сведения не должны попадать ни к конкурентам, ни к прессе или блогерам, ни на черный рынок. Некоторые из этих специалистов прежде работали в реальных вышеупомянутых спецслужбах.

Секретность как элемент корпоративной культуры

Повышенная секретность — неотъемлемая часть корпоративной культуры Apple С того самого момента, как в неё в 1997 г. вернулся Стив Джобс (Steve Jobs). Учитывая, значимость маркетинговой составляющей в функционировании компании, контроль над выходящей наружу информацией для корпорации имеет критическое значение.

В Сеть утекли рассуждения Apple о борьбе с утечками

«Неожиданность и восхищение, когда мы представляем миру новую разработку, информация о которой не утекла наружу. Это оказывает неимоверное воздействие, причем в крайне позитивном ключе. Это — наш генофонд. Это — наш бренд. Но когда происходят утечки, воздействие оказывается еще большим. Это прямой удар по нам всем», — заявила Дженни Хабберт.

Для предотвращения утечек и были созданы и своя собственная инфраструктура, и команда из компетентных специалистов.

Дэвид Райс, например, много лет проработал в АНБ в качестве аналитика сетевых уязвимостей, а до того — в шифровальном подразделении ВМФ США. Ли Фридман работал главой Отдела по борьбе с киберпреступлениями при Генеральной прокуратуре США, а также в качестве заместителя генпрокурора страны.

По словам Хабберт, подразделение по общемировой защите коммерческих тайн теперь является важной частью всей цепочки поставок Apple.

Китайские заводы

Большая часть проблем с утечками из Apple в недавнем прошлом приходилась на заводы в Китае, где производятся комплектующие для устройств компании. Работники выносили за периметр запчасти — в первую очередь, корпуса. Так, например, в 2012 г. журналистам в руки попали корпуса еще не вышедшего iPhone 5.

Однако журналисты — это лишь один аспект проблемы. Промышленные шпионы, работающие на конкурентов Apple, буквально «пасли» работников заводов, на которых изготавливаются запчасти к устройствам компании, обклеивая все окрестности листовками с обещаниями хороших денег за успешные выносы. Учитывая, что средняя зарплата работника на производственной линии Apple составляет $350 в месяц (не считая надбавок), желающих подзаработать хватало.

На определенном этапе группе работниц удалось вынести наружу около восьми тысяч корпусов, пряча их в бюстгальтерах. Отдельные запчасти выносили в обуви, перекидывали через забор, спускали в туалет -—с тем, чтобы потом извлекать их из канализации.

Украденные запчасти часто переправляются в Хуацянбэй, один из крупнейших рынков электроники в мире, располагающийся в Шеньчжене на юге Китая. На этом рынке работают порядка полумиллиона человек, и его обороты достигают $20 млрд в год.

Что нужно знать при выборе ВКС
Рынок видеоконференцсвязи 2021

В 2013 г. компания Apple была вынуждена выкупать 19 тыс. украденных корпусов смартфона iPhone 5C, к тому моменту еще не анонсированного, а затем ещё 11 тыс. корпусов уже после анонса, но перед началом продаж.

«Мы выкупали их с максимальной возможной скоростью, чтобы уберечь их от всех блогеров на свете», — заметил Райс.

Приказано удвоить караул

На следующий год после своего вступления в должность — в 2012 г. — новый генеральный директор Apple Тим Кук (Tim Cook) объявил, что безопасность надо «усилить вдвое». После этого команда Райса начала последовательную борьбу с утечками на заводах, и это имело неплохие последствия.

«В 2014 году у нас украли 387 корпусов. В 2015 украли 57 корпусов, 50 из которых "утекли" в день анонса, что было особенно болезненно. Но в 2016 году компания произвела 65 миллионов корпусов, и только четыре из них были украдены. Получается, доля потерь составила одну к 16 миллионам, неслыханные для отрасли результаты», — похвастался Райс.

«Росатом» разработал ПО для создания «цифровых двойников» территорий
ИТ в госсекторе

Теперь больше проблем причиняют кампусы Apple на территории США. Например, в прошлом году в компании были пойманы двое работников, которые активно сливали информацию блогерам — причем не из злого умысла, а исключительно из болтливости.

В прошлом источниками утечек бывали недовольные работники компании. «Но сейчас чаще всего происходит другое, — говорит Ли Фридман. — Часто мы видим людей, которые пребывают в восторге от наших разработок, и в конце концов не выдерживают и рассказывают кому-нибудь на стороне: "Смотри, какую клевую штуку мы сделали". Или кто-нибудь задаст вопрос, и услышит вместо положенного "я не могу об этом говорить" лишние подробности».

Специалисты по безопасности Apple утверждают, что «маниакальная» секретность не превратилась внутри компании в «культуру страха», и подчеркивают, что вероятность появления проблем на рабочем месте будет выше, если работник, случайно выдавший какой-либо секрет, будет пытаться скрывать этот факт. Так случилось в 2010 г., когда сотрудник компании забыл в баре прототип iPhone 4 и три недели скрывал это. Закончилось все тем, что Стив Джобс лично звонил главному редактору издания Gizmodo и просил вернуть устройство компании.

«Если прибыльность компании напрямую зависит от сохранности коммерческой информации, секретность становится неотъемлемой частью ее информационного менеджмента и производственного цикла, — считает Ксения Шилак, директор по продажам компании SEC-Consult. — То, что Apple привлекает экспертов из спецслужб, показывает, насколько серьезно компания относится к проблеме внутренних угроз, которые часто приносят намного больший ущерб, чем угрозы внешние».

В последнее время манеру Apple вести все дела в секрете стали перенимать и другие технологические компании, например, Snapchat, Facebook и Google. Против Google в Сан-Франциско возбудили дело по иску бывшего работника, который заявил, что внутри корпорации функционирует «программа внутреннего шпионажа». Но вряд ли этот иск заставить Googleпересмотреть внутреннюю политику.

Роман Георгиев

Подписаться на новости Короткая ссылка