Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

BI монетизирует бизнес

Под BI обычно понимаются все инструменты, связанные с получением, обработкой и анализом данных. До недавних пор основным инструментом для аналитики был Excel. Он и сегодня остается таковым в большинстве компаний, однако крупный и средний бизнес все чаще прибегает к помощи специализированных решений. Именно они, как подметили на конференции «BI: бизнес плюс аналитика», проведенной 3 октября CNews Conferences и CNews Analytics, позволяют превратить большие данные корпораций в звонкую монету.

Объем российского рынка BI-приложений IDC оценивает в $260 млн. Впрочем, эти показатели базируются лишь на основе предоставленных компаниями сведений о реализованных проектах в сфере бизнес-аналитики. На самом деле инструменты бизнес-анализа применяются намного шире, и не все они отражены в отчетах. Gartner считает, что в целом глобальный рынок BI-решений в этом году достигнет почти $14 млрд, из которых на Россию придется около $1 млрд. Основными потребителями бизнес-аналитики являются розничные, финансовые компании, а также госструктуры. Именно в этих отраслях за прошлый год в России реализовано наибольшее число проектов внедрения.

Бизнес-процессы оставляют множество «следов» в самых разных ИТ-системах – и учетных, и в CRM, и в фронт-офисных, и в бэк-офисных. Обращаться каждый раз в ИТ-службу, чтобы извлечь из терабайта данных что-то полезное для компании, не эффективно. На помощь приходят BI-решения, выпускаемые огромным количеством вендоров, как правило, западных (лидируют на рынке продукты Oracle, SAP, IBM, Microsoft, SAS, MicroStrategy). Эти продукты, а точнее, даже комплекс продуктов, умеющий извлекать, преобразовывать и складывать данные в хранилища, превращать их в бизнес-информацию и предоставлять средства для запросов и формирования отчетов, и будет аналитической системой.

Внедрение BI – задача непростая. В своем рассказе об особенностях бизнес-аналитики Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики «Терн», напомнил, что эти системы должны помогать в любой бизнес-задаче и по возможности делать это предельно простыми средствами. Михаил Комаров, директор по развитию бизнеса DIS Group, более детально коснулся процесса добычи нужных данных. Какой бы мощной не была аналитическая система, без актуальной информации не получить отчетов и не построить диаграмм. Как правило, данные разбросаны по многим ИТ-системам как внутри компании, так и снаружи – например, у партнеров, в облаках, соцсетях. Вопрос BI начинается с получения, очистка и сопоставления между собой данных. Эти задачи и решают продукты компании «Информатика». Причем они даже позволяют получать данные из работающих информационных систем, не нагружая их.

Подтвердили эту теорию ряд практических кейсов внедрения и использования BI. Несмотря на род деятельности и внутренние организационные особенности компаний, процессы внедрения общем-то похожи. Довольно часто инициатором BI-проектов становится бизнес-руководство, если его не устраивает качество аналитики, получаемое, по сути, вручную в Excel и других подобных продуктах. Именно так произошло и в «Кьези Фармасьютикалс», которая в 2005 г. открыла представительство в России. По словам Павла Карасева, руководителя департамента информационных технологий компании, выбор в компании пал на QlickView. В ходе проекта были объединены данные и справочники из всех информационных систем. Кроме того, подготовлены отчеты с возможностью многоуровневной детализации по продажам групп и типов товаров, по регионам и др., а также реализован картографический анализ и др.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Следующий этап в подобных проектах тоже очевиден — предоставить всю аналитическую отчетность на мобильных девайсах. Для этого приходится решать целый ряд проблем, связанных с безопасностью. Далеко не все компании готовы прямо сейчас рисковать своими коммерческими данными. По словам Олега Амурского, руководителя центра бизнес-аналитики ВТБ24, мобильная аналитика только в планах банка, а вот Александр Михалев, начальник управления управленческой отчетности «ОТП Банка» отметил, что его банк уже реализовал доступ к аналитическим отчетам с планшетов Apple iPad на базе продукта Roam BI.

Подводя итоги конференции, отметим, что, несмотря на некоторое замедление глобального рынка BI, российский рынок еще далек от насыщения. И ближайшие годы число крупных внедрений будет исчисляться сотнями. Возможно, изменятся немного и подходы к построению и внедрению BI-систем. Например, большим спросом будут пользоваться продукты, связанные со сбором информации и формированием отчетов «на лету» на основе «больших данных», а также комплексные решения, которые доставляют аналитику не только на десктопы, но и на мобильные устройства.

Наталья Анищук