Сергей Панферов: Путь "лоскутной" автоматизации больше отвечает целям акционеров
Интервью CNews.ru дал Сергей Панферов, заместитель генерального директора по развитию и информационным технологиям компании «Иркутскэнерго». В 2003 году компания удостоена премии «ИТ-лидер» за успехи в использовании информационных технологий в развитии бизнеса.CNews.ru: Какую роль занимают информационные технологии в работе вашей компании? Можно ли говорить о том, что их влияние на основную деятельность «Иркутскэнерго» увеличивается? Если это так, то возрастает ли, в связи с этим, статус ИТ-подразделения компании?
Сергей Панферов: Разумеется, информационные технологии играют большую и все возрастающую роль в организации. Это объясняется появившимися в последние годы возможностями массового использования персональных компьютеров. Дополнительной причиной является специфика отрасли, которая заключается в непрерывном производственном процессе (в большинстве других отраслей процесс производства дискретен) и в его социальной значимости. Все это делает необ
Тем не менее, я бы хотел сконцентрироваться не на специфических системах управления производством, а на том, что традиционно понимается под информационными технологиями: на системах, используемых для автоматизации сбыта, финансов, закупок, документооборота и т. д. Именно автоматизация этих блоков проходит в российских предприятиях наиболее интенсивно.
Если говорить конкретно об «Иркутскэнерго», то еще около 3 лет назад электронная почта не использовалась в качестве корпоративного стандарта, а количество рабочих мест, оснащенных ПК, было крайне ограничено. Сейчас все рабочие места, где есть такая необходимость, оснащены персональными компьютерами, вся организация включена в единое информационное пространство (это более 20 филиалов, разбросанных по Иркутской области), массово используется электронная почта, интернет, интранет.
Если говорить не о «базовых» составляющих информационных технологий, а о более «продвинутых» ИТ-решениях, то и здесь в «Иркутскэнерго» происходит бурное развитие: завершается внедрение 1С, пришедшей на смену «доморощенной» бухгалтерской системе. В начале весны будет внедрена система бюджетирования на базе Oracle. Запущена в промышленную эксплуатацию система управления персоналом, идет работа над выбором системы для автоматизации сбыта.
Все эти изменения не могли не сказаться на статусе ИТ-подразделений. Около 3 лет назад департамент ИТ был выделен из блока АСУТП (системы управления технологическими процессами), находящегося в ведении главного инженера, в отдельную структуру в подчинении заместителя генерального директора по развитию и ИТ. В дальнейшем мы рассматриваем возможность еще большего повышения значимости ИТ-блока, и переподчинения руководителя ИТ напрямую генеральному директору.
CNews.ru: Каким образом вырабатывается ИТ-стратегия в «Иркутскэнерго», насколько она коррелирует с общей стратегией развития компании. Привлекаются ли к этой работе внешние консультанты и интеграторы или только ИТ-подразделение вашей компании?
Сергей Панферов: ИТ-стратегия «Иркутскэнерго» вырабатывается совместно со специалистами по ИТ, специалистами блока развития (необходима связка с общей стратегией развития компании) и внешними консультантами. Почти все крупные ИТ-консультанты, работавшие с «Иркутскэнерго», сделали вклад в разработку ИТ-стратегии. В настоящее время ИТ-стратегия дорабатывается в рамках общей стратегии «Иркутскэнерго» и будет представлена акционерам в течение 2004 года. Основной акцент в ИТ-стратегии сделан на автоматизации управленческого учета по местам возникновения затрат. Это объясняется общим курсом компании в сторону сокращения издержек. Времена оптимизации затрат административными методами прошли на мой взгляд, «Иркутскэнерго» является одной из самых эффективных с точки зрения затрат энергосистемой и, таким образом, для продолжения курса на сокращение издержек руководству компании нужны более тонкие инструменты.
CNews.ru: Какая часть потребностей компании в автоматизации бизнес-процессов уже сегодня удовлетворена?
Сергей Панферов: Как я уже говорил, завершается автоматизация бухучета, частично автоматизировано бюджетирование. Автоматизирован документооборот и управление персоналом. Недостаточно автоматизирован управленческий учет и сбыт, где используется «доморощенная» система, написанная около 6 лет назад.
CNews.ru: Требуют ли компании новые задачи увеличения ИТ-затрат? Насколько вырос ИТ-бюджет «Иркутскэнерго» за последние несколько лет?
Сергей Панферов: Безусловно, все нововведения в ИТ требуют увеличения ИТ-затрат. Но это не значит, что эти мероприятия имеют только затратную сторону. Все реализуемые проекты дают отдачу, превышающую затраты. Разумеется, этот эффект, как правило, опосредованный, трудно подсчитать и формализовать. Здесь уместно сравнение с рекламой. Трудно подсчитать точное влияние рекламы на объем продаж. Однако все ее используют.
Трудно говорить о том, насколько вырос бюджет на ИТ за последние 5 лет: в целом есть динамика к увеличению, но год от года бюджет «скачет». Это объясняется разовыми закупками техники, проектами, которые начинаются или завершаются. Если сравнивать бюджет 2004 года с прошлогодним, то он вырос на 50%.
CNews.ru: Какая часть ИТ-проектов на вашем предприятии за последние 5 лет была выполнена в установленный срок и уложилась в первоначальный бюджет? Как вы оцениваете этот показатель?
Сергей Панферов: Большинство проектов (по моим подсчетам, около 70-80%) за последние 5 лет уложились во временные и бюджетные рамки. Существенно вышли за временные рамки проекты по внедрению 1С и системы бюджетирования. Думаю, что это неплохой показатель: до «Иркутскэнерго» я работал в нескольких российских и западных компаниях. В российских компаниях этот показатель был ниже, в западных примерно на таком же уровне. Тем не менее, считаю, что это сравнение условно: многое зависит от «спонсоров проекта», от их административного ресурса, от политической ситуации в компании. Во многих ИТ-проектах ИТ не движущая сила, а всего лишь сервис.
CNews.ru: Рассматриваете ли вы возможность передачи большей части ИТ-сервисов внешней компании на аутсорсинг? Какие проблемы препятствуют этому процессу?
Сергей Панферов: Пока нет. Аутсорсинг хорошая идея для таких центров, как Москва. Например, мой предыдущий работодатель «Базовый Элемент» использует аутсорсинг для своего офиса в Москве. В Иркутске, на мой взгляд, нет фирм, которые могут предложить подобного рода услуги компании, имеющей парк более 3500 ПК и более 20 филиалов, которые могут отстоять друг от друга на 500-700 километров. Более того, даже если такая фирма появится, «Иркутскэнерго» вполне может стать клиентом, генерирующим более 80-90% оборота, что, опять же, будет означать, что фирма, предоставляющая услуги аутсорсинга, скорее, подразделение «Иркутскэнерго», а не внешний провайдер услуг.
CNews.ru: Единая ERP-система или интеграция нескольких независимых приложений в рамках одной системы какой из этих подходов вам ближе и почему?
Сергей Панферов: Пока мы склоняемся ко 2-ому пути. Мы считаем, что любая компания должна пройти путь «лоскутной» автоматизации. Это подготавливает компанию к работе с ERP, развивает у персонала необходимую дисциплину и культуру работы с информационными технологиями. Есть и вторая причина: путь «лоскутной» автоматизации больше отвечает целям акционеров, оптимизация затрат и повышение эффективности компании за ближайшие 2-3 года. Внедрение ERP долгосрочный проект, дающий отдачу на долгосрочном промежутке времени. В настоящий же момент, в свете курса на сокращение издержек, более интересны точечные решения, например, автоматизация управленческого учета, внедрение системы контроля ремонтов и т д. Как третий фактор могу упомянуть тот факт, что еще ни в одной энергосистеме в России полностью не внедрена ERP, хотя в 3-4 АО «Энерго» на территории бывшего СССР такие проекты уже идут более 3 лет.
Тем не менее, все может измениться уже через год-полтора: в случае успешного завершения проекта по внедрению автоматизированного управленческого учета, следующим шагом может стать начало внедрения ERP. Более того, в настоящий момент мы рассматриваем возможность внедрения отдельных модулей ERP в целях автоматизации управленческого учета. Это не противоречит тому, что было сказано выше в любом случае это будет «лоскутным» решением в первые полтора-два года.
CNews.ru: Какое место в ИТ-стратегии вашей организации занимают интернет-технологии? Как вы оцениваете перспективы развития интернет-технологий в «Иркутскэнерго» в целом и готовы ли вы инвестировать средства в создание подобных систем?
Сергей Панферов: Все пользователи «Иркутскэнерго» имеют доступ к внутреннему порталу. В 2003 г. служба закупок начала применять В2В-технологии. Пока они используются в режиме опытной эксплуатации. Думаю, время покажет, стоит ли дальше двигаться в этом направлении.
CNews.ru: Спасибо.