Спецпроекты

SCM: как укрепить слабые звенья в цепочках поставок

Интеграция Бизнес-приложения
После непродолжительного спада рынок систем управления поставками (Supply Chain Management - SCM) вновь начал расти. Только в России за прошедший год было внедрено несколько десятков решений этого класса. Тем не менее, использование SCM-систем сопряжено с определенными трудностями, такими, как закрытость дилеров и высокие затраты на логистику для малых партий.

SCM и ERP: вместе или врозь?

SCM-системы по праву относятся к классу корпоративных информационных систем, наряду с ERP- и CRM-решениями. Более того, многие современные ERP-решения имеют встроенный модуль для управления цепочками поставок. В связи с этим нередко возникают споры касательно места SCM-системы в информационной инфраструктуре предприятия. Должна ли SCM-система быть внешней (по отношению к поставщику ERP-решения) и лишь потом интегрироваться в имеющуюся на предприятии ERP-систему, либо лучшим вариантом является SCM-модуль, поставляемый вместе с ERP-решением? Вопрос непростой, так как каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Очевидно, что при наличии встроенного в ERP-систему SCM-модуля заказчику не придется нести дополнительные расходы, связанные с решением интеграционных задач. Стоит отметить, что решение подобного рода трудностей, по оценкам экспертов, является одной из наиболее затратных статей (подразумевается, что интегрируются SCM- и ERP-системы разных производителей), и весьма непростой задачей для ИТ-отдела.

Вместе с тем, SCM-система от компании, специализирующейся на решениях этого класса, обладает существенно большей функциональностью и гибкостью настройки, нежели от производителя ERP-системы со своим SCM-модулем. Действительно, решения по оптимизации цепочек поставок от поставщика комплексного продукта по управлению ресурсами предприятия имеют ограниченный функциональный набор, связанный с тиражируемостью решения и отсутствием отраслевой экспертизы.

Стоит отметить, что многие аналитики считают наличие отраслевых решений одним из ключевых факторов при выборе поставщика системы и системного интегратора. Положительная отраслевая практика позволяет максимально оптимизировать SCM-решение под нужды конкретного бизнеса.

Лев Флейтман: В российской практике обычно используются SCM-решения на базе ERP-систем

Лев Флейтман: В российской практике обычно используются SCM-решения на базе ERP-систем

Комментарий по теме для CNews дал Лев Флейтман, директор департамента систем управления компании «Сервис Плюс».

CNews: В каких случаях следует выбирать SCM как модуль ERP-системы, а в каких - как внешнее решение?

Лев Флейтман: Как показывает практика внедрений, оба варианта жизнеспособны, разница заключается в том, насколько решение адаптировано к потребностям заказчика и какие сроки внедрения может предложить поставщик системы. В большинстве случаев (более 70%) в российской практике используют решения на базе ERP, которые разрабатываются и внедряются вместе с системой автоматизации предприятия. Данное решение создается в рамках автоматизации управления предприятием, при этом существуют «минусы» - данная система должна быть создана практически с «нуля», и «плюсы» - будет учтена специфика предприятия. Так, компания «Сервис Плюс», имея большую практику автоматизации торгово-производственных предприятий, внедряет SCM на базе модулей MBS-Axapta, что является оптимальным для таких компаний. Покупка внешней системы потребует дополнительных вложений и затрат на интеграцию с основной учетной системой.

Таким образом, можно предложить следующее, если существует завершенный и настроенный контур SCM в отдельной системе, учитывающий специфику работы и имеющий возможность интеграции с ERP системой вашего предприятия, есть смысл оценить возможность его покупки, однако в большинстве случаев лучше ограничиться внедрением модулей, имеющихся в вашей ERP системе.

CNews: Среди основных проблем реализации концепции SCM на предприятии эксперты отмечают высокие издержки при работе с малыми партиями и закрытость дилеров. Как можно разрешить эти трудности?

Лев Флейтман: Тем организациям, для которых существенными являются малые партии, наилучшим образом подходит решение на основе логистического модуля ERP-систем среднего класса - Axapta, Navision. Используя данный модуль, можно за достаточно небольшой срок и с минимальными затратами построить логистическую и CRM-систему. Кроме того, возможен вариант использования модуля сервиса CRM-системы, к примеру, модуля MS CRM Service от Microsoft CRM, позволяющей решить индивидуальную «транспортную задачу» компании из расчета имеющихся транспортных мощностей. В этом случае стоимость комплексного решения и его внедрения будет существенно ниже полноценной SCM-системы.

Для преодоления закрытости дилеров оптимальным решением является внедрение логистического контура на основе модулей CRM-систем, например, модуля автоматизации продаж Microsoft CRM. При создании проекта автоматизации предприятия производится доработка бизнес-процессов контура логистики таким образом, чтобы функциональные возможности связки CRM-SCM максимально покрывали потребности компании. Данное решение обеспечивает работу компании, реализуя взаимодействия с дилерской сетью. Таким образом, появляется возможность со стороны компании-дистрибутора осуществлять контроль процесса общения с компанией-дилером, оценивая текущую ситуацию и прогнозируя перспективы взаимодействия.

CNews: Спасибо.

Кроме этого, в «пользу» внешнего поставщика SCM-решения можно отнести тот факт, что в последнее время все больше систем управления цепочками поставок имеют средства для интеграции с наиболее крупными и известными ERP-системами. В то же время нередки случаи, когда крупный поставщик ERP покупает производителя SCM-решений и интегрирует его продукты в свою систему.

Несмотря на всю сложность интеграционных задач, SCM- и ERP-системы от разных поставщиков часто используются в рамках единой информационной среды предприятия. Так, 70% мировых внедрений одного из крупнейших в мире производителей SCM-систем – компании i2 – интегрированы с решениями SAP, еще 10% – с программными продуктами Oracle. Также есть примеры интеграции с системами от J.D. Edwards и ряда других поставщиков ERP. В России большую ценность приобретает опыт интеграции SCM-систем с решениями «1С».

Хотя в последние годы общий уровень грамотности в сфере информационных технологий явно возрос, системы управления поставками нередко путают с системами планирования ресурсов. Для этого есть определенные предпосылки: как SCM-, так и ERP-системы ориентированы в конечном итоге на повышение эффективности бизнеса и снижение издержек. Тем не менее, грамотная организация снабжения и поставок, несмотря на всю сложность задачи и возникающие проблемы, – всего лишь часть оптимизации бизнес-процессов. Вместе с тем, эффективное управление поставками и снабжением невозможно без правильного планирования всех других ресурсов компании.

Возможные варианты

Ключевым вопросом для многих компаний является необходимость SCM-решения как такового. Действительно, каким предприятиям и когда стоит внедрять SCM-систему? Многие эксперты считают, что в подобных решениях нуждаются лишь крупные компании с разветвленной сетью дистрибуции, например, розничные торговые сети, транспортные компании и т.д. Тем не менее, нередко внедрение определенных модулей SCM-систем позволяет даже небольшим компаниям более грамотно и эффективно организовать работу. Известны случаи внедрения SCM-модулей даже в интернет-магазине (использовалось решение для распределенного планирования ресурсов).

Впрочем, действительно комплексным SCM-решением, реализующим как операционные, так и тактические функции по управлению цепочками поставок в полном объеме, не обладает практически ни одна компания в мире, не говоря уже о российском рынке. В большинстве случаев SCM-система применяется для снабжения и работы с поставщиками. Часто используются также дополнительные программные решения для управления складами – WMS-системы (Warehouse Management System).

По мнению экспертов, SCM-системы необходимы тем компаниям, в бизнесе которых затраты на работу с поставщиками и дистрибьюторами вносят существенный вклад в себестоимость отгружаемой продукции, которая существенным образом зависит от отраслевой принадлежности компании. В последние годы максимальное количество внедрений SCM-решений приходится на тяжелую промышленность (металлургия) и розничные торговые сети. Кроме того, существенную долю потребителей SCM-систем составляют дистрибьюторские компании.

Примечательно, что в каждой отрасли рынка существуют свои ключевые поставщики SCM-систем. Этот факт еще раз подтверждает мнение, что наличие отраслевых решений у поставщика и/или интегратора является существенным плюсом. Так, например, в строительной промышленности наиболее известны Ariba (решение Buyer) и CommerceOne (программный пакет CommerceOne SRM), а в области снабжения лучших результатов, по оценкам Forrester Research, добились Clarus (решение eProcurement), i2 (RightWorks), iPlanet (BuyerXpert) и MRO Software (Maximo Buyer).

Российский рынок SCM-решений легко разделить на два лагеря: локализованные решения известных иностранных производителей и отечественные разработки. Стоит отметить, что большинство локализованных решений входят в состав одной из нескольких широко используемых в России ERP-систем, например, в Microsoft Axapta. Также применяются SCM-модули системы Renaissance.

Впрочем, интеграция SCM-системы в ERP-решение широко используется и в отечественных разработках. Так, в системы «1С», «Босс –корпорация», «БЭСТ-предприятие», «Галактика», «Парус» включены дополнительные программные решения для управления цепочками поставок. Среди российских разработчиков специализированных SCM-систем можно выделить «Алгоритм АКС», «ДатаКрат», «ИВС», «Сервис Плюс» и др.

По данным аналитической компании ARC Advisory Group, мировой рынок SCM-систем будет расти до 2008 года и достигнет к этому времени объема в $7,4 млрд. Средние темпы роста составят 7,4% в год. Для сравнения, в 2003 году рынок систем управления поставками оценивался в $5,1 млрд.

Не все так просто

Несмотря на заверения поставщиков о необходимости внедрения SCM-систем и существенной экономической отдаче, на пути развертывания полноценного решения и его эффективного использования стоит немало трудностей. Стоимость SCM-системы известного производителя достаточно высока и в зависимости от сложности проекта внедрения может достигать, по оценкам экспертов, стоимости средней ERP-системы.

Помимо неблагоприятного ценового фактора, стоит отметить, что до сих пор не существует эффективной системы доставки мелких грузов. В связи с этим, у компаний (особенно работающих в сфере электронной коммерции) возникают неоправданно высокие затраты на организацию логистики для маленьких партий товара.

Другой немаловажной причиной, серьезно затрудняющей полноценную реализацию SCM-системы, является закрытость дилеров. Для эффективного использования SCM-решения необходимо, чтобы дилеры вели всю текущую операционную деятельность в общей корпоративной системе головной компании-дистрибьютора. Многие эксперты называют эту проблему одним из ключевых факторов замедления развития этого сектора ИТ-рынка. Дело в том, что при предоставлении результатов операционной деятельности (по сути, информации о продажах) SCM-система автоматически формирует кредиторскую задолженность дилера перед компанией-дистрибьютором. Таким образом, у дилера сразу же исчезает потенциальная возможность использования кредита в соответствии с собственными соображениями.

Существует целый ряд более мелких проблем, так или иначе затрудняющих эффективное развертывание SCM-решения на предприятии: запаздывание счетов, различные принципы расчета тарифов и т.д. Тем не менее, грамотное управление цепочками поставок для многих компаний является ключевым фактором, и поэтому количество внедрений SCM-систем в мире неизменно растет. Стоит отметить, что такие иностранные гиганты, как Wal-Mart и Procter&Gamble, стали использовать SCM-технологии еще в конце 80-х годов прошлого века.

В отношении автоматизации управления поставками отечественный рынок не стал исключением. В прошедшем году в России было внедрено несколько десятков решений класса SCM. Подобные системы использовали у себя такие крупные розничные торговые сети, как «Пятерочка» и «Перекресток».

SCM-решения позволяют лучше удовлетворить спрос на продукцию предприятия, а также снизить затраты на логистику. По оценкам экспертов, грамотно реализованная SCM-система способствует снижению издержек на закупки и хранение на складе на 5-35%, уменьшению стоимости и времени обработки заказа - на 20-40% и увеличению прибыли - на 5-15%.

Сергей Игнатов / CNews