Разделы

Российский рынок e-commerce

Одним из самых популярных терминов в настоящее время является "электронная коммерция". С этим сегментом мирового рынка связывают, наверное, самые большие надежды. Крупнейшие компании, e-commerce, известны едва ли меньше, чем такие киты, как Microsoft, IBM, Cisco, etc. В принципе, в том или ином виде, электронной коммерцией занимается большинство фирм. Дело в том, что термином "электронная коммерция" определяются любые бизнес-процессы, проводимые с помощью сети связанных между собой компьютеров. Однако традиционно под этим выраженим подразумевают бизнес-процессы в Интернет, имеющие целью получение коммерческой выгоды. Именно из такого определения и будем исходить в дальенейшем. Условно рынок e-commerce делят на два сегмента: business-to-business (b2b) и business-to-customer (b2c). К первому сегменту относят в основном бизнес-процессы, связанные с продажей товаров и услуг через Интернет другим организациям. Причем в преобладающем большинстве случаев подобная деятельность является не самоцелью, а скорее инструментом для расширения основного бизнеса компании и снижения издержек. Деятельность компаний в сегменте b2c - это в основном продажа через Интернет конечному потребителю какой-либо продукции.

Рынок e-commerce является одним из самых бурно развивающихся. По оценкам Forrester Research, его оборот во всем мире к 2003 году составит $1 трлн. Россия в этом отношении отстает от остального мира на несколько лет. Основные причины этому - неблагоприятная экономическая ситуация и, как следствие, малочисленность аудитории рунета. По разным оценкам, в настоящий момент количество пользователей сети в России составляет от 1,7 до 6 млн. человек, при том, что во всем мире Интернет используют около 200 млн. человек. Однако аудитория Интернета в нашей стране неуклонно растет, что побуждает все больше компаний заняться электронным бизнесом.

Сектор b2b в России развит гораздо слабее, чем за рубежом. В первую очередь это связано со слабостью российских предприятий в организационном плане. Известно, что для эффективного ведения электронного бизнеса необходимо интегрировать бизнес-процессы внутри компании с процессами электронной коммерции. По оценкам Gartner Group, 75% проектов e-commerce проваливаются именно из-за отсутствия должного планирования бизнеса. И это общемировая тенденция, а что уж говорить о России. Другая отличительная черта электронного бизнеса между предприятиями в России - большое число бартерных сделок.

Потребительский сектор электронной коммерции в России сейчас находится на подъеме. Динамика роста сегмента b2c в России , по данным IBM, сейчас даже выше, чем в среднем в мире. Вызвано это в первую очередь резким увеличением числа пользователей рунета за последний год. Кроме того, розничную продажу через сеть не обязательно увязывать с деятельностью компании в целом. Простота реализации такого проекта привела к появлению большого числа Интернет-магазинов. По данным magazin.ru, на сегодняшний день в рунете функционирует 475 таких магазинов. Объем Интернет-торговли сейчас оценивается в $1 млн. в год (данные Algoritm Group). Наиболее посещаемыми являются Интернет-магазины следующих направлений: компьютеры, комплектующие к ним и программное обеспечение; книги и аудио-видео записи; подарки; турпутевки и билеты на самолеты; смарткарты. Большинство из Интернет-магазинов работают по следующей схеме: покупатель, зайдя на сайт, выбирает товар, который он хочет приобрести, делает заказ и выбирает способ доставки и оплаты. Заказанный товар доставляется курьером или по почте. Основные средства оплаты в российских Интернет-магазинах - оплата наличными при курьерской доставке, наложенным платежом, банковским переводом; оплата с лицевого счета, открываемого в магазине; с помощью кредитной карточки, цифровыми деньгами, оплата с использованием электронных систем расчета. Сейчас в России действует около пятнадцати платежных систем. Впрочем, оплата по кредитным картам случается редко, в основном из-за неуверенности покупателей в защищенности платежных систем от взлома.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Сами по себе Интернет-магазины в России пока не являются рентабельными. Зарубежный опыт показывает, что подобные проекты способны приносить значительную прибыль, но в России до этого еще далеко. В основном это связано с тем, что предприятиям электронной коммерции фактически приходится самим создавать спрос на свои услуги. Кроме того, подавляющее большинство магазинов пока не предоставляют покупателям действительно выгодных условий. Зачастую совершение покупки в он-лайн обходится покупателю дороже, чем в обычных магазинах. А стремление сэкономить время у нас еще не так сильно, как на Западе. Хотя, конечно, все не так плохо. Интернет-магазины приобретают новые формы, предлагают большее количество услуг, товаров, цены в магазинах понижаются, и у покупателя, судя по всему, постепенно исчезает недоверие к электронным продавцам. Уже сейчас электронные транзакции поддерживает ряд коммерческих банков, заявили о своей готовности обслуживать Интернет-платежи такие гиганты, как Сбербанк России и Мост-банк. Также постоянно растет рынок продажи через Интернет услуг страхования, консалтинга, etc.

Электронная коммерция в России развивается очень быстро. Потребительский рынок электронной коммерции является практически неосвоенным, и компании стремятся пораньше застолбить на нем место. Основными проблемами в этом сегменте на данный момент являются специфичность публики в Интернете и низкий спрос. Что касается сектора b2b, то в нем, скорее всего, будет наблюдаться рост оборота за счет прихода на рынок отработанных за рубежом схем ведения бизнеса и повышения профессионализма российских бизнесменов. Кроме того, ведение электронного бизнеса на данный момент сильно ограничено несовершенством платежных систем. Но прогресс наблюдается и в этой области. Постоянно увеличивается число банков, поддерживающих электронные транзакции, среди них уже появляются и очень крупные банки с развитой филиальной сетью (Сбербанк, Мост-банк). В скором времени в России появится возможность совершать платежи через Интернет с использованием стандарта SET, что повысит количество электронных сделок. С электронной коммерцией в России связывают большие ожидания, и не в последнюю очередь из-за экономического подъема, который наблюдается в стране в последнее время.