Спецпроекты

ОТР и казначейство: госфинансы под контролем

Бизнес Интеграция
Отечественный госсектор остается одним из крупнейших потребителей ИТ. При этом для проектов в этой сфере зачастую характерна масштабность и сжатые сроки реализации. Проект внедрения единой технологии электронного документооборота и кассового обслуживания бюджета в Федеральном казначействе потребовал соединить воедино 89 региональных управлений и более 2000 отделений по всей стране. При этом на выполнение задачи у компании "Организационно – технологические решения" было не так много времени.

Предпосылками для технологических нововведений в Федеральном казначействе стали новые задачи, поставленные перед этим федеральным органом властью. В соответствии с положениями части 1 статьи 215 Бюджетного кодекса РФ с 1 января 2006 года бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (включая бюджеты поселенческих муниципалитетов) должны были перейти на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство. Объем документооборота через подразделения казначейства России увеличивался в шесть раз.

О Федеральном казначействе

Федеральное казначейство (казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Территориальные управления Федерального казначейства располагаются в 89 региональных центрах Российской Федерации, отделения казначейства России развернуты более чем в 2200 населенных пунктах.

Чтобы решить эту задачу, руководство Федерального казначейства запланировало в течение 2005 года осуществить необходимую модернизацию программного обеспечения кассового обслуживания бюджетов во всех управлениях и отделениях, а также внедрить систему электронного документооборота (СЭД).

Перед СЭД ставилась задача обеспечить функциональный обмен электронными данными на уровнях Центрального аппарата ФК (ЦАФК), Региональных управлениях ФК (УФК), Территориальных отделениях ФК (ТОФК), Главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), Распорядителей бюджетных средств (РБС), Получателей бюджетных средств (ПБС) и Финансовых органах (ФО) других бюджетов. Таким образом предполагалось оптимизировать документооборот обслуживания бюджета, обеспечив надежную защиту информации с применением алгоритмов электронной цифровой подписи (ЭЦП), сертифицированных ФСБ. В органах ФК на момент принятия решения эксплуатировались различные программные комплексы. В силу жестких временных ограничений по реализации проекта их одновременная модификация не представлялась возможной, поэтому было решено унифицировать программное обеспечение кассового обслуживания бюджетов.

По результатам открытого конкурса, проведенного в мае 2005 года, государственный контракт на доработку данной системы, создание системы защищенного электронного документооборота, внедрение и сопровождение единой технологии был заключен с компанией "Организационно-технологические решения" (ОТР).

О компании "Организационно – технологические решения"

ОТР – динамично развивающийся российский поставщик профессиональных услуг по проектированию, внедрению и поддержке бизнес-процессов с применением передовых ИТ-решений. Более 6 лет компания ОТР успешно разрабатывает и реализует проекты для банков, государственных организаций, инвестиционных компаний и предприятий других отраслей промышленности. Среди клиентов ОТР - Федеральное казначейство РФ, "Альфа-Банк", "Международный Московский Банк", "Внешторгбанк 24", "Газпромбанк", "Банк Уралсиб", "Сибакадембанк", "Номос-банк", "АК Барс" банк, банк "Центр-инвест", ОФГ "Инвест" и другие.

На сегодняшний день ОТР – это активно растущая компания с прибыльными годовыми балансами, выручка компании за 2005 год составила более 700 миллионов рублей. Штат компании насчитывает свыше 700 специалистов. Помимо головного офиса в Москве, ОТР представлена в 16 регионах Российской федерации от Санкт-Петербурга до Хабаровска и в республике Казахстан.

Компания предоставляет комплексное решение задачи от реинжиниринга бизнес-процессов до построения ИТ-инфраструктуры.

В своем конкурсном предложении компания ОТР предложила унифицировать прикладное программное обеспечение и реализовать необходимые доработки на основе системы "Центр-КС", включающей в себя функционал по обслуживанию как доходной, так и расходной частей бюджета.

Проект стартовал в мае 2005 года с исследования состояния ИТ-инфраструктуры подразделений ФК, уточнения требований, подготовки технического задания, разработки методики внедрения, порядка сопровождения и технического обслуживания, программы и методики испытаний "Центра-КС" и СЭД, плана-графика внедрения по регионам РФ.

Исследование показало, что эксплуатируемый во многих подразделениях казначейства парк серверов морально устарел и не мог обеспечить функционирование системы после предполагаемого увеличения объемов обрабатываемой информации. На основании данных исследования были сформулированы рекомендации по модернизации аппаратного обеспечения. Собранные данные позволили выполнить и еще одну важную задачу – уточнить регламенты исполнения кассового обслуживания бюджета в различных регионах с тем, чтобы в единой версии программного продукта были учтены и индивидуальные особенности работы региональных управлений казначейства России.

Техническое задание (ТЗ) включало в себя, помимо прочего, требования по реализации функционала для исполнения инструкции по бюджетному учету, утвержденному приказом №70-Н Министерства финансов от 26 августа 2004 г., частные ТЗ на конвертацию данных из других систем, требования по созданию СЭД и предложения по доработке нормативно-правового обеспечения для работы с СЭД.

Разработка: два месяца на программный комплекс

В течение следующих двух месяцев была осуществлена доработка системы "Центр-КС" (включая систему электронного документооборота СЭД). Организованный с учетом современных мировых стандартов и применением современных технологий процесс проектирования и разработки программного обеспечения позволил решить задачу в столь короткие сроки, а также справится с потоком новых требований. Эти требования шли от регионов и в связи с изменением действующего законодательства, в частности, с новой инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом №70-Н Министерства финансов. Все доработки программного обеспечения сопровождались разработкой документации для администраторов и пользователей. Параллельно аналитики ОТР формулировали методики настройки тех или иных требований учета в ПО. Доработка программных комплексов по поступающим требованиям продолжалась на всех последующих этапах проекта.

Пилотное внедрение (или то, что называется "обкатка" технологии, методик и планов проекта) было осуществлено в Московской, Саратовской и Ульяновской областях. Оно включало в себя обучение пользователей, установку программного обеспечения, перенос данных и проведение опытной эксплуатации. В ходе внедрения компания ОТР обеспечила поставку специального оборудования, необходимого для запуска технологии.