Разделы

Телеком Бизнес

Европа трезвеет после телеком-провала

Как для европейского, так и мирового рынка телекоммуникаций прошлый год стал годом «потерянных надежд». В статье, подготовленной по материалам годового отчета регулирующей организации Франции — ART, рассказывается о состоянии развития телекоммуникационного рынка страны и роли самой ART в этом процессе (материал предоставлен журналом «Век качества»*).

Содержание:

Рынок стационарной связи
Рынок мобильной связи
Интернет
Законодательство

Прошлый год был достаточно сложным для всего телекоммуникационного сообщества (подробнее см: Телеком в России 2003, Телеком в России: бизнес и технологии и Мировой рынок телекоммуникаций: год потерянных надежд).

Операторские компании, так же как и производители оборудования, продолжали ощущать финансовые затруднения при общем спаде экономики. В результате операторы практически на треть снизили инвестиции в развитие новых сетей связи.

Однако, несмотря на все трудности, конкуренция на телекоммуникационных рынках по-прежнему сохраняется. Происходит это преимущественно за счет увеличения спроса на новые услуги сотовой подвижной связи и интернета как у частных пользователей, так и корпораций. Второй фактор продолжающегося развития телекоммуникационных рынков в 2002 г. — появление конкуренции на рынках местной связи. Она возникла в связи с явлением, которое получило название «unbundling», — раздельное назначение цен на аппаратуру, программное обеспечение и услуги.

Анализ изменения доходов, получаемых от предоставления различных видов услуг (см. таблицу ниже), говорит о том, что, до 2002 г. они росли более интенсивно, чем после. Однако снижения суммарного дохода не наблюдалось и в последующий период, напротив, он рос в среднем на 2,7%. Причем падение интереса к услугам стационарной связи компенсируется его увеличением к новым услугам мобильных технологий.

Доходы телекоммуникационной отрасли Франции
от предоставления инфокоммуникационных услуг
в период с 1998 по 2002 гг. (млн. евро)

Показатели/годы 1998 1999 2000 2001 2002 2002, %
Услуги стационарной связи 14931 15063 14631 14373 13986 -2,7
Услуги сети Интернет 162 344 731 1119 1136 +1,5
Услуги мобильной связи 4042 5658 7789 10276 11676 +13,6
Доходы от услуг стационарной и мобильной связи (суммарно) 19136 21065 23151 25768 26798 +4
Доходы от прогрессивных услуг 1370 1648 1842 1810 1882 +4
Доходы от услуг арендованных линий 1449 1469 2011 2328 2433 +4,5
Доходы от передачи данных 378 404 530 676 482 -28,7
Доходы от справочных услуг 557 584 319 342 340 -0,6
Доходы от продажи и сдачи в аренду терминалов 1229 1358 1760 2072 1965 -5,2
Hosting Нет данных 10 20 43 45 +4,7
Доходы от всех телекоммуникационных услуг 23957 26537 29633 33039 33945 +2,7

Незначительный рост доходов телекоммуникационного сектора в 2002 г. стал отражением экономических и финансовых проблем, возникших еще в 2000 г. Проблемы объясняются тем, что основные игроки на телекоммуникационном рынке сделали крупные инвестиции в развитие новых инфотелекоммуникационных технологий. В нижеприведенной таблице показана динамика сделанных компаниями инвестиций в развитие этих технологий в период с 1998 по 2002 гг. Вторым фактором, отрицательно повлиявшим на телекоммуникационный сектор, стали крупные капиталовложения компаний на приобретение UMTS-лицензий.

Динамика суммарного объема инвестиций операторских компаний Франции
в период с 1998 по 2002 гг.

Годы 1998 1999 2000 2001 2002 % изменений за 2001-2002 гг.
Инвестиции (млн евро) 5538 5909 7841 9182 5800 -37%

Рынок стационарной связи

На рынке стационарной связи Франции сегодня отмечается уменьшение числа операторских компаний, что, впрочем, не оказывает существенного влияния на развитие конкуренции.

Французский рынок междугородной и международной связи был либерализован в 1998 г., а все остальные сектора телекоммуникационного рынка — с 2001 г. Согласно данным компании France Telecom, утвердившиеся на рынке междугородной и международной связи операторы владеют 36% рынка, а операторы местной связи — до 20%. Отмечается снижение тарифов на вызовы от стационарных сетей к мобильным, что последовало после решения, принятого регулирующей организацией Франции — ART. Решение касалось снижения цен по сетям двух операторов — Orange France и SFR, занимающих ведущие позиции на телекоммуникационном рынке.

Однако, несмотря на происходящее снижение доходов операторских компаний, нельзя сказать, что рынок стационарной связи находится в упадке. В частности, в результате различных технологических инноваций традиционная «медная пара» продолжает обеспечивать пропускную способность, необходимую для предоставления широкополосных услуг.

Рынок мобильной связи

Рынок мобильной связи Франции был либерализован в 1987 г., то есть в то время, когда конкуренцию друг другу составляли две компании — France Telecom и SFR, получившие лицензии на право эксплуатации сетей стандарта GSM. Впоследствии третья лицензия была выдана компании Bouygues Telecom. В течение многих лет пользователи проявляли неослабевающий интерес к новым видам связи, вследствие чего степень проникновения услуг мобильной связи к концу 2002 г. достигла 64%. За пять лет рынок этих услуг вырос настолько, что к сентябрю 2001 г. число линий мобильной связи превысило число стационарных линий в стране.

В прошлом году для рынка мобильной связи Франции были присущи две тенденции: первая — снижение числа абонентов, пользующихся услугами с предоплатой. Операторские компании в этот период пытались всячески исключить «неактивных» пользователей, что привело к повышению доходов из расчета на одного пользователя (ARPU). Вторая тенденция — переход к посекундной оплате, что позволило сделать существенно более прозрачными для пользователя расчеты за переговоры.

Интернет

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

К 2002 г. число пользователей услугами сети интернет достигло 7,5 млн. человек. С середины 2001 г. цены на услуги узкополосных сетей стабилизировались за счет консолидации рынка вокруг небольшого числа компаний их предоставляющих. Одновременно резко увеличилось число пользователей услугами широкополосного доступа в Интернет: к концу 2002 г. их число достигло 1,7 млн. человек, то есть увеличилось в 2,5 раза в течение одного года; преимущественно — это пользователи услугами сетей ADSL (1,4 млн. человек). Выделение абонентского доступа в отдельную службу, встретившее поддержку ART, помогло стимулировать конкуренцию в этом секторе. По мнению ART, состояние телекоммуникационного сектора не дает поводов к тому, чтобы инвесторы относились с чрезмерной осторожностью к размещению своих капиталов. Свое мнение регулирующий орган объясняет следующим:

  • по-прежнему не ослабевают темпы внедрения новых технологий, существует потенциал к появлению новых игроков и новых рынков;
  • сохраняется интерес пользователей к новым услугам. Например, появление на рынке усовершенствованных терминалов позволит им активно пользоваться службой MMS;
  • реализация новых программ, в частности, «e-Europe 2005» в Европе, более активное внедрение широкополосных услуг во Франции, поддерживаемое национальными и местными администрациями связи — все эти факторы, сокращающие «цифровой разрыв», служат стимулом дальнейшего развития телекоммуникационного сектора. Кроме того, это способствует гармонизации политики стран-членов ЕС в данной области, и, соответственно, более скорому внедрению услуг сетей UMTS.

Новая экономическая ситуация, как уже указывалось выше, вызвала необходимость консолидации фирм и привела к появлению новых компаний, которые расширили свою деятельность не только в европейских странах, но и вышли за пределы Европы.

Технологические изменения, и особенно происходящая конвергенция стационарной и мобильной телефонии, позволили открыть новые сегменты рынка и привели к перераспределению функций по эксплуатации сетей и предоставлению услуг среди субъектов рынка. Результатом «интернационализации» фирм-поставщиков услуг стало то, что регулирующая организация Франции ART была вынуждена анализировать не только местный рынок, но и рынки других стран. Цель ART была ясна — при осуществлении регулирования отраслью учесть влияние всех рыночных сегментов.

В последнее время значительно растет интерес на широкополосный доступ в Интернет, что объясняется желанием абонентов пользоваться такими услугами, как получение музыкальных программ и кинофильмов. Передача данных перестает быть прерогативой сетей стационарной связи; пользователи хотят иметь возможность получения этой услуги и по мобильным сетям. Для удовлетворения этих требований компании разработали новые технологии и уже развернули сети промежуточного поколения 2,G с тем, чтобы затем перейти к сетям UMTS, которые должны обеспечить высокоскоростную передачу данных.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Однако внедрение сетей UMTS задерживается. Сетям стандарта GSM потребовалось 18 лет с момента выделения для них первых полос частот до внедрения самих услуг мобильной связи на массовый рынок (1997 г.). По всей видимости, сети UMTS в этом отношении не будут исключением.

Разработка технологии UMTS еще не была завершена, когда в Европе (2000 г.) были выданы первые лицензии на эксплуатацию сетей третьего поколения. Проблемы с внедрением UMTS ART (как, впрочем, и ряд других регулирующих организаций) объясняет не только сложностью системы и, соответственно, трудностями с построением сетевой инфраструктуры, но и задержками с разработкой и выпуском необходимых терминальных устройств.

Существуют и другие причины, в частности, использование технологии W-CDMA в качестве европейского стандарта, который не обеспечивает преемственности по отношению к технологии TDMA, используемой для сетей второго поколения. Кроме того, радиоинтерфейс для W-CDMA (режим FDD) имеет очень сложный протокол, что требует от терминалов высокой скорости обработки сигналов, которая необходима для обеспечения мультимедийных функций.

Еще в 1998 г. ART прекрасно осознавала жизненную необходимость внедрения сетей UMTS для более быстрого продвижения к информационному обществу. Тем не менее она реально оценивала ситуацию, сложившуюся в данной области. В мае 2001 г. регулирующая организация Франции в своем отчете, названном «Точка зрения относительно сетей UMTS» высказывалась без особенного оптимизма по поводу быстрого внедрения услуг сетей UMTS. Тогда представители ART заявили, что можно ожидать появления реального рынка для UMTS-услуг не ранее конца текущего года или в начале следующего.

Со своей стороны, ART предприняла ряд шагов, чтобы облегчить положение будущих операторов сетей третьего поколения, в частности, обеспечила максимально возможную прозрачность соответствующей нормативной базы, разъяснив условия разделения инфраструктуры. В то же время во избежание появления препятствий к развитию конкуренции на рынке подвижной связи она обязала операторские компании информировать о всех заключаемых ими соглашениях. Одновременно ART призывает операторов к выбору более реалистичного и прагматичного подхода к определению временных рамок внедрения новых услуг на рынок.

Законодательство

В течение 2002 г. Европейский союз разработал новые директивы в отношении радиоэлектронных средств связи, которые должны быть приняты странами-членами ЕС. Цель — применить эти законы к условиям конкуренции, что должно привести к более четкому разделению между регулированием сетей и регулированием контента.

Законы регулирования ЕС для радиоэлектронных средств связи состоят из шести директив и решения. В настоящее время во Франции пять директив транспонировано в национальное законодательство, шестая — «Персональные данные» — должна быть внесена в ближайшее время. Новые европейские законодательные акты базируются на следующих принципах:

  • утверждение ключевой роли регулирования в ведущих секторах телекоммуникационного рынка, направленной на поддержку конкуренции и переход к общему закону конкуренции;
  • развитие свободной и справедливой конкуренции, что означает адаптацию норм регулирования ко всему многообразию ситуации в области конкуренции, возникающих на различных рынках (это требует анализа рынков, идентификации операторских компаний, занимающих лидирующее положение на рынке, и выбора правильных методов регулирования в зависимости от ситуации, сложившейся на рынке);
  • переход к всеобщей конкуренции и усиление роли Европейской комиссии в области гармонизации законодательств.
В начале сентября 2002 г. ART сформировала Рабочую группу, чья деятельность заключается в скорейшем внедрении новых директив ЕС. Затем Правительство Франции подготовило проект нового законодательства, чтобы транспонировать директивы ЕС, касающиеся радиоэлектронных средств связи, во французский закон о связи.

«ВЕК КАЧЕСТВА. Связь: сертификация, управление, экономика» *



Материал предоставлен журналом «ВЕК КАЧЕСТВА. Связь: сертификация, управление, экономика» Специализированный отраслевой журнал «ВЕК КАЧЕСТВА. Связь: сертификация, управление, экономика» - печатный орган Совета Минсвязи России по управлению качеством и Совета по присуждению премии Минсвязи России в области качества. Он создан в начале 2000 г. по рекомендации Международного форума «Качество на телекоммуникационном рынке XXI века» и получил одобрение руководства Минсвязи России.
Цель издания — изменить отношение руководителей и специалистов отрасли к качеству, как к важнейшему фактору повышения конкурентоспособности предприятия, содействовать формированию основ управления качеством, применению современных технологий и методов управления на телекоммуникационном рынке России.