Разделы

Телеком Беспроводная связь Инфраструктура

"Энфорта": В небольших городах строить дешевле и быстрее

Телеком-рынок России в послекризисный период вышел на путь восстановления и, при очевидной стагнации, характерной для развитых отраслей, продолжает показывать уверенный ежегодный рост. Одним из самых активных игроков в России является оператор "Энфорта", входящий в ТОП-20 крупнейших телекомов, по версии CNews Analytics, на протяжении последних нескольких лет. Теодор Шелл, председатель совета директоров "Энфорты", рассказал CNews, каким он видит будущее рынка связи.

Тем не менее, изначальная амбиция – покрыть своей сетью города с небольшой численностью населения, предоставив их абонентам недорогой беспроводной ШПД, – осталась без изменений. Сейчас мы приняли решение выйти на рынок городов с населением -30-150 тыс. человек – "Энфорта" уже присутствует в 50 таких населенных пунктах, и мы планируем наращивать их количество. Я считаю, что это отражает общий тренд распространения широкополосного доступа в Сеть и подтверждается тем, как работают наши конкуренты с рынка фиксированного доступа, когда они заходят в небольшие города.

CNews: Какие направления и услуги сейчас наиболее прибыльны для компании?

Теодор Шелл: Наша основная услуга – предоставление ШПД, поскольку это то, что чаще всего требуется бизнесу. У любого оператора, работающего на рынке, основными критериями выбора является покрытие сети и качество связи. "Энфорта" присутствует в большом количестве городов, предоставляя доступ в интернет там, где не работают другие провайдеры, потому что у нас беспроводная технология передачи данных.


Теодор Шелл: Я думаю, что телеком-рынку нужна открытая конкуренция в вопросах ведения бизнеса

Мы даем SLA по качеству наших сервисов и очень быстро строимся, чтобы клиенты могли получить услуги практически сразу – так, на установку нашего оборудования сейчас затрачивается не более 4 суток, тогда как у фиксированных операторов связи на это может уйти значительно больше времени. У нас также существует качественная техподдержка и достаточно большое предложение услуг для бизнеса – VoIP, VPN, виртуальная телефония и так далее. В настоящее время мы считаем, что предоставляем оптимальное предложение по соотношению "цена/качество".

CNews: Вы рассматриваете расширение услуг за счет "облачных" решений?

Теодор Шелл: Да, мы смотрим в этом направлении, у нас есть решения для организации корпоративной почты и веб-хостинга, а также с недавних пор - для систем видеонаблюдения. Вместе с тем, мы не считаем, что российский рынок готов к "телеком-облакам" в массовом порядке – ряд наших клиентов интересуется подобными услугам, но пока все это пилотные проекты. Мы знаем, что многие игроки предоставляют "облачные" сервисы, но концептуально проблема заключается в том, что оператор должен определиться с тем, какие приложения он "выносит" в "облака" и кто будет их потреблять.

CNews: Что вы думаете о программе полного покрытия России ШПД к 2018 году, озвученной Минсвязи?

Теодор Шелл: Строго говоря, я считаю, что развитие ШПД в России – очень важная тема, поскольку это касается экономики, образования, медицины и многих других сфер общественной жизни. Я не берусь оценить реальность этого плана, поскольку все зависит от инвестиций, которые будут вложены в строительство сетей, и реальных сроков выполнения работ. Если говорить об "Энфорте" – с учетом ее доходов и территориальной экспансии – на мой взгляд, эта цель достижима и вполне подъемна с точки зрения денег.

CNews: Вы растете очень быстро, но это отражается на расходах на строительство. Как вы оцениваете отдачу от инвестиций?

Теодор Шелл: "Энфорта" сейчас представлена в 210 городах и мы создали специальную модель для расчета расходов, согласно которой средства, потраченные на запуск в том или ином населенном пункте, и их отдача заранее известны на перспективе 3 месяцев. При этом, чем меньше город, в который мы входим как оператор, тем дешевле обходится строительство – сейчас на это уходит в 10 раз меньше средств, чем 7 лет назад в крупном городе. В итоге возврат инвестиций в среднем осуществляется в течение первых 8-12 месяцев работы.

От конструктора VR-проектов до повышения цифровой грамотности: как в Москве тестируют инновации в образовании
Инновации и стартапы

CNews: Какие телеком-бизнесы в регионах вам интересны?

Теодор Шелл: К нам регулярно обращаются различные телеком-операторы с предложением их купить, но мы их очень жестко фильтруем – многие из них предоставляют услуги по "серой" схеме, не имея на то лицензий и разрешений, имеют странную абонентскую базу, "двойную" бухгалтерию, не построили качественную службу техподдержки, используют устаревшее оборудование и так далее. Для нас ценность предоставляют именно лицензии на частотный ресурс и наличие "живых" абонентов у потенциальных объектов сделки. В настоящее время мы пока не видели компании, которые имеет смысл приобретать - помимо тех, что мы купили в прошлые годы, - но мы верим, что они могут появиться в фокусе нашего внимания в любой момент.

CNews: Что вы думаете о развитии LTE в России?

Теодор Шелл: Лично я думаю, что телеком-рынку нужна открытая конкуренция в вопросах ведения бизнеса. Мы не являемся мобильным оператором и не считаем LTE адекватным решением для организации беспроводного ШПД для предприятий. Мы не считаем нужным сейчас входить на рынок мобильных операторов и начинать конкурировать со сложившимися игроками. Как бы то ни было, но в мире в настоящее время наблюдается тенденция к замедлению роста мобильного трафика через сети сотовых операторов – в развитых странах пользователи смартфонов и планшетов выходят в Сеть через Wi-Fi чаще, чем через 3G/4G – в США, например, это соотношение сейчас выглядит как 60 к 40. Кроме того, мобильный трафик от абонента, стоящего на одном месте, превалирует над передачей данных от передвигающихся людей – 90% данных с телефона передаются через три базовые станции, в среднем. Соответственно, операторам придется с этим что-то делать, поскольку мобильный интернет остается довольно дорогой и сложной в управлении услугой (к примеру, он не рассчитан в оригинале на массовое потоковое воспроизведение видеоконтента или загрузку больших объемов данных с мобильных устройств). Компаниям придется искать партнеров для строительства микросетей, чтобы разгрузить текущие, поскольку обычное наращивание пропускной способности путем смены стандартов ни к чему особому не привело – в США не так драматически растет LTE, тогда как из-за обилия смартфонов увеличивается нагрузка на 3G-сети.

Кроме того, развитие беспроводных сетей следующего поколения сегодня идет в диапазоне 5,2 ГГц, как раз там, где работает "Энфорта", - это дает нам возможность понимать рыночный тренд и двигаться в нужном направлении. В частности, мы строим доступные микросети передачи данных и верим, что наша инфраструктура будет использоваться для решения вышеописанных проблем.

CNews: Россия вступила в ВТО. Как это может отразиться на местном рынке телеком-оборудования?

Теодор Шелл: Оборудование постоянно развивается и усложняется – тот факт, что Россия вступила в ВТО, дает ей возможность использовать решения от мировых компаний. Очевидно, что на рынке сейчас существуют множество вендоров, развивающих ту или иную концепцию телекоммуникаций (часть из них делает ставку на оборудование для M2M-сектора, часть из них – на традиционные устройства), но, тем не менее, клиент телеком-оператора покупает услугу определенного качества, а не технологию и, тем более, оборудование, на базе которого она реализуется. Мы в "Энфорте" также не зациклены на оборудовании и рассматриваем все новые направления развития отрасли, ориентируясь в первую очередь на запросы наших абонентов.

Михаил Демидов / CNews

Короткая ссылка