Разделы

Интеграция Инфраструктура

Елена Мамышева: Автоматизация госструктур защитит граждан

Тема автоматизации госструктур как в столице, так и на региональном уровне всегда была животрепещущей для представителей российского ИТ-бизнеса. Особенно эта тенденция выражена сейчас, в посткризисный период, когда сотрудничество с государством равносильно гарантии процветания в сложных экономических условиях. О том, как живет и какие перспективы видит перед собой крупный разработчик и интегратор систем государственной информатизации, рассказала CNews Елена Мамышева, председатель совета директоров группы компаний "Системы и Проекты".

CNews: На ваш взгляд, насколько успешно продвигается развитие и внедрение информационных систем в госструктурах и различных регионах страны?

Елена Мамышева: Конечно, по итогам двадцатилетнего опыта создания информационных систем хотелось бы большей результативности в регионах. Сейчас очень много говорится по этому поводу, проводятся семинары, конференции, созданы региональные рабочие группы, реализуется много проектов разного масштаба, а результаты пока не самые лучшие.


Елена Мамышева: Cтратегически важным направлением я считаю развитие технологий интеграции, или технологии обеспечения интероперабельности

Но, тем не менее, есть регионы, которые анонсируют серьезные результаты: Тюмень, Башкортостан, Татарстан, Пермь. Однако я не знаю ни одного региона, где внедрен весь спектр основных комплексных решений. Если успешно реализована система электронного документооборота, значит ничего не слышно про информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – ИСОГД. Если прекрасно работает ГИС, то ничего не слышно про ситуационный центр.

CNews: Уточните, какие проекты в этой области вы могли бы выделить как наиболее результативные?

Елена Мамышева: Наиболее авторитетно я могу судить о Москве. Если говорить именно о московских проектах, мне кажется, что здесь очень неплохо реализована технология "одного окна". В этом направлении существует два механизма движения.

Первый путь, который, к сожалению, мы часто наблюдаем, заключается в следующем. Сразу начинают с создания "фронт-офиса": строят многофункциональный центр, вводят в эксплуатацию портал госуслуг, создают колл-центр, закупают информационные терминалы. При этом, упорядочение и автоматизацию обеспечивающих процессов "бэк-офиса" оставляют "на потом". Как результат, при таком подходе, удается обеспечить предоставление гражданам в режиме "одного окна" и в электронной форме только несколько сравнительно простых госуслуг.

Москва пошла по несколько другому пути. Уже в конце 90-х годов столичные власти вкладывали силы в автоматизацию обеспечивающих функций органов власти: создавали производственные системы, внедряли workflow-системы, автоматизировали внутренний документооборот и т.п. С 2003 года, когда началось повсеместное реформирование органов исполнительной власти по принципу "одного окна", на первом этапе реформы был составлен Единый реестр выдаваемых документов, созданы локальные (отраслевые) службы "одного окна", доработаны и подключены к общегородской Системе контроля и мониторинга одного окна (СКиМОО) ведомственные системы. На втором этапе реформы производилась основательная "подготовка "бэк-офиса" – разработаны и внедрены электронные административные регламенты исполнения сквозных межведомственных процессов, организовано межсистемное взаимодействие через общегородскую систему электронного взаимодействия – СЭВ МЭМ. И только когда "бэк-офис" был достаточно подготовлен, Москва вступила в третий этап реорганизации – "реформу "фронт-офиса". Реформа "фронт-офиса" в столице началась с создания нескольких экспериментальных пилотных разноплановых центров обслуживания населения и организаций, один из которых создан и успешно функционирует в Зеленограде, используя технологии, разработанные нашей группой компаний. Следует, между делом, отметить, что Зеленоград, как российская "кремниевая долина", где более половины населения имеет очень высокую компьютерную грамотность, – это поистине интереснейшая площадка для апробации инновационных информационных технологий.

На основании результатов экспериментов, в настоящее время в городе Москве создаются и развивается множество Центров обслуживания населения и организаций (запланировано к созданию всего 133 центра), развивается портал государственных услуг города Москвы, развивается система информационных терминалов, формируется единый общегородской колл-центр.

Архитектура информационного обеспечения центра обслуживания населения Москвы


Увеличить

Источник: ГК "Системы и проекты", 2010

За последние годы, в рамках автоматизации "одного окна", наша группа компаний провела ряд успешных внедрений электронных регламентов органов власти, это позволило сократить как время подготовки документов, так и требуемое количество документов от заявителей. Так, например, внедрение электронного регламента приватизации/расприватизации в Москве департаментом жилищной политики и жилищного фонда позволило сократить срок исполнения с 60 дней до 30 и свести к минимуму подаваемый заявителем комплект документов. Практически, теперь от гражданина во многих случаях требуется только его паспорт – вся остальная необходимая информация по иным документам запрашивается службами "одного окна" напрямую через СЭВ МЭМ из производственных систем органов власти и городских организаций. Так, например, ЕИРЦ в онлайне предоставляет иным ведомствам выписки из домовой книги, БТИ – экспликацию и поэтажный план, департамент образования – данные о детях, и так далее.

Open RAN и другие тренды: чудес экономии можно не ждать
Телеком

Масштабная распределенная информационная система "одного окна" в городе Москве внедрена и функционирует успешно. Автоматизацией охвачено 598 "окон", среди которых пункты в 126 управах, а также в 10 префектурах, не стоит забывать и об отраслевых "окнах" – по выдаче разрешений на строительство, оформлению договоров аренды земли, разрешений на торговлю алкоголем и другое.

CNews: Какие еще решения вам кажутся успешными на столичном уровне?

Елена Мамышева: Москва создала очень мощную правовую базу – сотни административных регламентов, представленных в привычной текстовой, а также в строгой табличной форме и в стандартной графической нотации, что позволило успешно внедрить электронные административные регламенты. Москва полностью прошла этот путь автоматизации, причем первичные производственные системы были созданы и развивались с 90-х годов. Особо следует отметить глобальный проект – cистему электронного взаимодействия метасистемы "Электронная Москва" – СЭВ МЭМ. Наша группа компаний выступала в качестве одного из разработчиков. СЭВ – это решение, построенное на сервис-ориентированной архитектуре и веб-сервисах, реально работающее общегородское решение класса middleware – т.е. связующая, межплатформенная система. При ее создании и развитии, в первую очередь, СЭВ МЭМ использовалась для интеграции систем "одного окна" (целевая установка была такая), а сегодня уже и все иные "бэк-офисные" процессы правительства Москвы взаимодействуют посредством этой мощной платформы.

CNews: Когда была запущена СЭВ МЭМ?

Что нужно знать при выборе ВКС
Рынок видеоконференцсвязи 2021

Елена Мамышева: Первый этап был реализован в 2008 году, как раз для "одного окна". Второй реализуется сейчас.

Обеспечение работы служб "одного окна"
строительного Комплекса Москвы


Увеличить

Источник: ГК "Системы и проекты", 2010

CNews: Какие проекты вы могли бы отметить в регионах?

Елена Мамышева: Первое, что хочется особо отметить, много говорят про внедрение системы документооборота в Перми. Это решение комплексное, на основе платформы EMC Documentum. В связи с этим, очень важна идея о том, что ранее разрозненные системы ведомственного электронного документооборота могут использовать единую специализированную документо-ориентированную ИКТ-инфраструктуру, обеспечивающую на единых принципах защиту и транзакционную целостность при передаче документов, общие сервисы такие как: ЭЦП, общие хранилища документов, конвертеры, общую систему индексации и поиска документов, общие классификаторы, разграничение ролей и прав доступа. При этом системы, обеспечивающие контроль исполнения конкретных специализированных ведомственных задач, могут продолжать работать на тех программных платформах, которые уже успешно эксплуатируются в госструктурах и отлажены под специфику их деятельности. Если воспринять эту мысль как рабочую, можно будет перейти к реализации программы создания важной части общероссийской среды межведомственного взаимодействия – межведомственной документоориентированной платформы для поддержки различных систем электронного документооборота и систем специализированного делопроизводства.

Подписаться на новости Короткая ссылка