oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2017

Юрий Рябов

Юрий Рябов:

ИТ в России должны стать источником конкурентоспособности

Автоматизация и цифровая трансформация вышли на уровень высшего руководства корпораций. Как должно выглядеть идеальное автоматизированное рабочее место руководителя, и как устроена работа российской ИТ-компании, способной отвечать на самые требовательные запросы высших должностных лиц крупного бизнеса, в интервью CNews рассказал Юрий Рябов, генеральный директор компании BoardMaps.

CNews: Какой, на ваш взгляд, самый актуальный запрос от руководителей ИТ корпораций и крупнейших банков?

Юрий Рябов: В отечественном бизнесе чувствуется запрос на то, чтобы ИТ становились источником конкурентоспособности. Конкурентоспособность, среди прочего, зависит от своевременного принятия стратегических решений органами коллегиального управления. Для этого необходимо, во-первых, оперативно обеспечивать лиц, заседающих в таких органах и принимающих стратегические и тактические решения, актуальной информацией; а во-вторых, организовывать и проводить заседания коллегиальных органов наиболее удобным и быстрым способом.

И как раз информационные технологии играют в этом существенную роль. Именно поэтому директора по информационным технологиям активно ищут для бизнес-заказчиков из блока коллегиального управления решения, которые удовлетворяют ряду критериев: удобство и комфорт для высших руководителей, стабильность работы системы, легкость интеграции в ИТ-ландшафт, соответствие требованиям информационной безопасности.

В нашу компанию обращаются, когда руководителям высшего звена требуется автоматизированное рабочее место и контроль за исполнением принятых решений, а корпорациям – эффективная прозрачная система корпоративного и коллегиального управления, в том числе дочерними и зависимыми обществами.

CNews: И как ИТ могут помочь руководителю облегчить принятие решений и участие в заседаниях? Расскажите на примере своей системы.

Юрий Рябов: Система BoardMaps создана для автоматизации коллегиальной деятельности крупных компаний. Что такое коллегиальная деятельность? Это когда высокие руководители собираются вместе для того, чтобы принимать стратегические и тактические решения. На заседания совета директоров, наблюдательного совета, правления крупной компании, внутренних операционных комитетов и т.д. Мы предлагаем универсальный и даже уникальный инструментарий для того, чтобы реализовать весь процесс: от инициации заседания до публикации протоколов.

Руководитель, например, член совета или правления, с помощью нашей системы может до заседания изучить повестку дня, проекты решений и материалы, предоставленные по вопросам, в ходе заседания – проголосовать по проектам решений, после заседания – ознакомиться с протоколом и непрерывно контролировать исполнение принятых решений.

Основной плюс, который дает BoardMaps участникам заседания – существенно повышается удобство исполнения задач члена коллегиального органа. Как сказал один из наших пользователей: все, что важно для моей работы – у меня в BoardMaps, если какой-то информации нет в BoardMaps, значит, она не важна.

CNews: Заседание комитета либо совета директоров крупной компании – это огромное количество документов, сотни страниц, иногда до 900. Такой объем прочесть нереально. Как ваша система помогает руководителю справляться с потоком информации?

Юрий Рябов: Действительно, одной из серьезнейших проблем, которые снижают эффективность управления вообще и заседаний в частности, является то, что участники не успевают знакомиться с материалами перед тем, как собраться на заседание. У высоких руководителей очень плотный график и очень мало времени. И такую кипу бумаг в портфель не положишь, а письмо с нужной версией материалов непросто найти в потоке электронной почты.

В BoardMaps необходимая информация находится на планшете, на расстоянии двух кликов. Она всегда актуальна и выводится в четко структурированном виде. Все материалы доступны заблаговременно - с момента, когда заседание подготовлено, причем имеется возможность работы с материалами в режиме офлайн.

Нужный документ можно найти и вывести на экран за несколько секунд. С ним можно ознакомиться, прокомментировать, оставить какую-то аннотацию, поделиться этой аннотацией со своими коллегами. Тем самым повышается эффективность подготовки к заседанию.

CNews: Расскажите немного об опыте внедрения вашего продукта.

Юрий Рябов: Внедрение – сильная сторона нашей компании. Мы внедряем BoardMaps по специальной методологии, отработанной уже более чем на 45 проектах. Проект внедрения занимает около 1 недели, если BoardMaps будет использоваться в нашем облаке, и около 3 недель – если система внедряется в ИТ-инфраструктуре клиента. Такие сроки запуска уникальны для систем подобного класса.

Всего у нас около 3000 пользователей, и, по нашим оценкам, в каждый рабочий день года проходит минимум одно заседание с использованием BoardMaps – хотя бы в одной из крупнейших корпораций из числа наших клиентов. Если говорить об общепринятых кейсах, то внедрение нашей системы, как правило, начинается с совета директоров, потом распространяется на правление и комитеты. Следующий шаг – расширение контура использования BoardMaps на «дочки» – с целью построения единой системы корпоративного управления дочерними и зависимыми компаниями.

dsc3448.jpg
Юрий Рябов: В нашу компанию обращаются, когда руководителям высшего звена требуется автоматизированное рабочее место и контроль за исполнением принятых решений, а корпорациям – эффективная прозрачная система корпоративного и коллегиального управления

Внутри нашей компании есть шутка, хотя в ней, как водится, только доля шутки: система вызывает привыкание и ее распространение подобно вирусу. В качестве курьезного примера поделюсь такой историей. На этапе пресейла мы предоставляем будущим клиентам демонстрационный стенд. Клиент может посмотреть, как выглядит система, как ей пользоваться. Один из наших клиентов, за небольшой период времени, пока мы вели переговоры и заключали договор, еще в демо-режиме успел провести более 400 заседаний. После заключения договора пришлось переносить на «боевую» все 400 заседаний со всеми решениями, материалами, поручениями.

CNews: Как ваша система интегрируется в действующие системы управления предприятием?

Юрий Рябов: Зачастую подготовка заседания ведется в системе документооборота. В этом случае возможна интеграция между BoardMaps и системой документооборота компании – для того, чтобы сделанная в СЭД подготовительная работа по одному нажатию кнопки переносилась в BoardMaps. Далее в BoardMaps происходит работа руководителей – знакомство с материалами, очное и заочное голосование, принятие решений, назначение поручений. Если исполнители поручений находятся за пределами контура BoardMaps, их исполнение уходит обратно в СЭД.

Информация, которая нужна руководителям – показатели и графики производительности, эффективности деятельности – также могут автоматически переносится в BoardMaps. Однако, наиболее востребованные интеграции – с каталогом Active Directory, календарем Exchange, СМС-шлюзом и т.п., а также с системами, отвечающими за информационную безопасность. И еще ни разу не было случая, чтобы мы не нашли решения, удовлетворяющего требованиям заказчика. Мы гармонично вписываемся в существующий в корпорациях ИТ-ландшафт.

CNews: Вы затронули важную тему: информационная безопасность. Какие средства защиты от взлома используются в вашей системе?

Юрий Рябов: Подавляющее большинство наших клиентов устанавливают сервер для BoardMaps в рамках своей закрытой инфраструктуры, которая изначально защищена.

CNews: А что делать, если пользователь потерял планшет?

Юрий Рябов: Защита обеспечивается по многим направлениям: и паролями, и пин-кодами с блокировкой приложения при неверном вводе пин-кода, и настройками доступа к приложению из различных внутренних и внешних сред, а также различными специализированными решениями.

CNews: Ваша система переведена на 13 языков. Как вы переводили на такие сложные языки как китайский и арабский?

Юрий Рябов: Для этого приглашаем носителя языка. Сам перевод не так сложен, это несколько сотен строк в таблицах локализации. Верстка интерфейса – задача более технологическая. Для иврита и для арабских языков, где пишут справа налево, разрабатывали зеркальный интерфейс.

CNews: Вы могли бы назвать своих, если не прямых, то хотя бы косвенных конкурентов, производителей ИТ-продукта для коллегиальных решений?

Юрий Рябов: На мировом рынке есть несколько решений, которые работают в этой же области. Но они фрагментарно сконцентрированы на ознакомлении участников с материалами или проведении самого заседания. У BoardMaps спектр шире, мы поддерживаем весь процесс заседания от его инициации до исполнения принятых решений.

Кроме того, западные игроки на российском рынке представлены слабо. Из соображений безопасности доверия к отечественным решениям больше. Ведь такой системе доверяют самую ценную информацию в корпорации.

Нашим главным конкурентом я называл бы не какую-то компанию, а скорее устоявшееся мышление. И хотя, как мы говорили в начале, этот фактор все больше уходит в прошлое, главная сложность – преодолеть консервативные подходы. Корпорации ведь и раньше как-то решали вопросы организации заседаний, и они не всегда торопятся от проверенных способов отказываться. Кто-то по старинке все рассылает по электронной почте. Кто-то сделал очень продвинутую систему на Dropbox и выкладывает материалы туда. Кто-то сделал самописную настройку для Sharepoint. Но недостаток таких решений – они закрывают лишь отдельные задачи, такая мера не является единым централизованным решением. И не может предоставить те же удобства, что и наша система.

А бывают ситуации, что член совета директоров входит одновременно в несколько советов. Это значит, что для каждого заседания – свои системы, разные почты, дополнительные сложности. Если же все участники используют BoardMaps, то все материалы будут находиться внутри одного рабочего места.

Мы проводили опрос пользователей нашей системы и, отдельно, корпоративных секретарей в России, чтобы узнать, как влияет внедрение BoardMaps на весь процесс. В среднем подготовка заседания занимает около двух недель, оформление – около одной недели. После внедрения BoardMaps этап подготовки сокращается в среднем до одной недели, а этап оформления заседания – до трех дней. Потому что 90% всего времени у корпоративного секретаря уходит на работу через электронную почту – это рассылка, согласование, актуализация версий документов. BoardMaps исключает ситуацию, когда, например, у одного участника свежая версия презентации, а у другого – устаревшая. Здесь всегда актуальные, самые свежие версии.

CNews: Ваш собственный личный опыт как-либо помог в создании BoardMaps?

Юрий Рябов: Правильный бэкграунд – половина дела (смеется). У меня есть опыт работы в коллегиальных органах управления крупных организаций. Я работал в банковской сфере и регулярно участвовал в заседаниях Правления, продуктовых, технологических, проектных комитетов. И сам проходил все этапы, которые теперь упрощает BoardMaps.

Например, до заседания осталось 10 минут, а ты стоишь у принтера и ждешь, когда же напечатается твой материал. А за тобой еще и очередь стоит таких же коллег, которые тоже спешат на заседание, и тоже ждут своих распечаток. Невольно закрадываются мысли: вот как сейчас принимать решение? Мы запускаем проект на 200 миллионов рублей, а я тут стою и время теряю из-за того, что у меня бумагу в принтере зажевало.

CNews: Что вашей компании дает статус резидента инновационного центра Сколково?

Юрий Рябов: Во-первых, статус резидента Сколково подразумевает особый налоговый режим – мы освобождены от НДС и налога на прибыль. То есть в нашем прайс-листе чистая стоимость нашего продукта. Это безусловно выгодно нашим клиентам.

Во-вторых, Сколково оказывает нам неплохую методологическую и PR-поддержку. Например, если нужно заключить договор с клиентом в другой стране, где иные налоговые и таможенные правила, нас консультируют, как оформить сделку не в ущерб себе.

CNews: Разработка сложного и востребованного ИТ-решения требует компетентного персонала. Как вы набираете персонал, чем удерживаете людей?

Юрий Рябов: Ситуация на рынке труда быстро меняется, спрос на разработчиков очень высокий и их зарплаты подогреваются многими крупными игроками. Конкуренция за специалистов действительно очень жесткая.

Наша команда разработчиков сформировалась достаточно давно. Мы долго отбирали этих людей. Стабильный костяк внедренцев и разработчиков – то, что нас отличает от других продуктовых компаний.

dsc3565.jpg
Юрий Рябов: Нашим главным конкурентом я называл бы не какую-то компанию, а скорее устоявшееся мышление. И хотя этот фактор все больше уходит в прошлое, главная сложность – преодолеть консервативные подходы.

Нам есть, что предложить сотрудникам, кроме зарплаты. Например, они наглядно видят связь между строчками кода, которые пишут днем, и лицами в новостях, которые увидят вечером. Ведь пользователи BoardMaps – известные люди, крупные руководители, представители бизнес-элиты. Благодаря нашей системе они принимают решения на миллиарды рублей. И для разработчиков важно и ценно, что они делают не какой-то временный или локальный проект.

Внедренцев «выращиваем» сами, потому что таких специалистов неоткуда взять – у нас уникальный продукт. Уровень клиентов, с которыми мы работаем, и уровень сервиса, который мы обязаны им предоставлять, накладывает серьезные ограничения на выбор кадров. Одно дело, когда в сфере телекома внедренец работает с инженером по сопровождению какой-либо базовой станции. Или когда он помогает бухгалтерам и или операционистам. Это один разговор. Но когда надо работать с людьми, у которых кабинеты на самых высоких этажах самых дорогих офисов Москвы, которые ездят на автомобилях представительского класса – совсем другая история. Это задача консьерж-уровня, такому высокому уровню надо соответствовать.

Такую коммуникацию трудно поддерживать и развивать. Например, мы учим наших внедренцев никогда не говорить слово «нет». Скажем, возникает у клиентов проблема, которая нашей системы не касается. Сервер по какой-то причине бэкап не записал, связь пропала. В продуктовом бизнесе можно сказать: «обращайтесь к вашему провайдеру, это не наша компетенция». Но в нашем случае такой номер не пройдет, мы всегда приходим на помощь, помогаем разобраться. Сначала – решение проблемы, а уже потом будем смотреть, наше это дело или не наше.

CNews: Вы работаете в узкой нише. Какие плюсы и минусы в такой модели бизнеса? Не слишком ли рискованно концентрироваться на чем-то одном?

Юрий Рябов: Я уверен, что для того, чтобы делать что-то хорошо, на этом деле надо концентрироваться. Нельзя делать одновременно одной и той же командой и скоринговую систему, и решение для совета директоров, и систему для автоматизации офис-менеджмента. Это системы для разных клиентских аудиторий. Надо чувствовать, чем живут наши пользователи, понимать их, вращаться с ними в одной среде.

Ключевые игроки нас знают, их сообщество достаточно небольшое. А один из самых важных элементов работы в тесном обществе – это репутация. Она стоит дорого, мы много работаем на свою репутацию.

Добавлю, что корпоративное управление – очень динамично развивающаяся дисциплина, такая же подвижная, как например язык или общение. Наша узкая специализация позволяет нам чутко реагировать на изменения самой среды. Мы быстро адаптируем свой продукт под вновь появляющиеся потребности.

Качество продукта и качество взаимодействия – вот, наверное, два ключевых момента, из которых складывается репутация. Мы создаем продукт высокого качества, но кроме того всегда обеспечиваем четкую, оперативную и конструктивную реакцию на любые запросы клиентов, и на любом этапе взаимодействия: пресейла, внедрения, технической поддержки.

Именно поэтому услуги по внедрению мы не отдаем на аутсорсинг. Мы выполняем их самостоятельно, поскольку очень важно сохранять верную коммуникацию с теми людьми, которые привыкли к высокому уровню услуг.

CNews: А что должен знать и уметь гендиректор монопродуктовой компании, чтобы его фирма работала успешно? Чему он должен научить самого себя?

Юрий Рябов: Всему. Это и общий менеджмент управления организацией, который во многом одинаковый и для завода, и для больницы, и для ИТ-компании. Это понимание проектного управления в разработке, продажах, технической поддержке, коммуникации с клиентами. Понимание тенденций рынка корпоративного управления и своего рынка. В случае с ИТ-компанией это необходимо, поскольку мы конкурируем за ресурсы на ИТ-рынке с игроками из других сфер. Набирается довольно широкий круг вопросов, в которых надо одинаково глубоко разбираться.

CNews: Вы произнесли фразу «конкуренция за ресурсы на ИТ-рынке». За какие ресурсы вам приходится конкурировать?

Юрий Рябов: Прежде всего за персонал. Очень востребованы iOS-разработчики, frontend-разработчики. Сейчас идет выстраивание сегмента продуктового менеджмента, и хорошие специалисты в этой сфере на вес золота.

Конкуренция приходит с разных сторон. С одной стороны, за ресурсами охотятся ИТ-компании при крупных банках, холдингах и госструктурах. С другой стороны, талантливый персонал нужен нашим лидерам ИТ-рынка, таким как Яндекс. Они могут предложить райские офисы, суперпрестижные должности и работу над проектами с миллионами пользователей.

Приходится играть на этом пространстве, привлекать и удерживать людей, предлагая им интересные условия. Например, возможность творчества. Наши разработчики корпят не над каким-то одним кодом, они решают широкий спектр задач, развивают свои компетенции. У нас больше разнообразия, больше интересов, больше ответственности. И это мотивирует и привлекает, помогает удерживать персонал.

CNews: На ваш взгляд, что происходит сегодня с ИТ-рынком? Он растет или нет?

Юрий Рябов: Мы работаем на очень узком рынке, который фактически сами и создаем. И от нас зависит, сколько компаний созреет до того, чтобы приобрести BoardMaps. Для нас рынок растет, объем продаж увеличивается каждый год. В целом же, на мой взгляд, на ИТ-рынке ситуация стабилизировалась, отошла немного от нокаута, который настиг его несколько лет назад.

Вернуться на главную страницу обзора