Счетная палата: Судебные приставы без разрешения потратили 9 млрд на ИТ. Видео

Интеграция ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков

В ходе завершившейся недавно проверки Счетной палаты в отношении трат ФССП на информатизацию аудиторы пришли к выводу, что создание масштабной АИС этого ведомства осуществлялось с нарушениями, и для расходов ведомством порядка 9,1 млрд руб. отсутствовали достаточные нормативные правовые основания.


Неправомерность АИС ФССП

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством главы ведомства Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита использования бюджетных средств, выделенных Федеральной службе судебных приставов (ФССП) на внедрение ИКТ и развитие материально-технической базы.

Проверка, охватывавшая интервал с 2011 по 2015 гг., происходила в плановом режиме. Одним из главных ее выводов можно считать тот факт, что на создание своей автоматизированной информационной системы (АИС ФССП) Служба была не уполномочена  — по закону приставы могут лишь формировать банк данных по исполнению судебных актов.

По итогам аудита Счетная палата направила представление об устранении нарушений в ФССП, информационное письмо в Правительство и отчет в палаты Федерального Собрания РФ.

Замминистра юстиции (в структуру Минюста входит ФССП) Алу Алханов уже успел заявить, что относительно замечаний у него возражений нет. «Соответствующую работу, касающуюся нормативно-правовой составляющей, мы проведем», — сказал он.

О неформализованных тратах

Аудиторы установили что общий объем финансирования мероприятий по информатизации ФССП за указанный период составил p10,4 млрд. При этом для планирования службе бюджетных ассигнований на информатизацию в объеме p9,1 млрд отсутствовали достаточные нормативные правовые основания.

Алу Алханов: «Все замечания, которые были сделаны в рамках проверки, мы принимаем и соответствующую работу, касающуюся нормативно-правовой составляющей, мы проведем»

В частности, аудитор Счетной палаты сообщает, что создание и частичное внедрение в промышленную эксплуатацию АИС ФССП происходило за рамками нормативного регулирования и в отсутствие утвержденных планов информатизации Службы. В этом надзорное ведомство усматривает нарушение постановления Правительства от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов».

«Минкомсвязи не давало на них (планы информатизации; — прим. CNews) положительного заключения и неоднократно указывало, что создание автоматизированной информационной системы службы проводится при отсутствии системы проектного управления, четко определяющей цели, задачи, этапы создания, состав и описание системы, — отмечает аудитор Счетной палаты Татьяна Блинова. — Однако никаких последующих действий министерство не предприняло».

Необоснованные аппетиты приставов

Счетная палата сообщает, что кассовое исполнение расходов ФССП на 1 апреля 2015 г. составило 77%.

«Вместе с тем ФССП при формировании проектов федерального бюджета ежегодно запрашивалась дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях от 12,2% до 91,7% первоначально доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований на планируемый финансовый год», — подчеркивает Блинова.

Проблемные госзакупки

По словам Блиновой, в ФССП проверкой также были выявлены нарушения в сфере государственных закупок. К примеру, центральным аппаратом ФССП были заключены четыре госконтракта в сфере информатизации на общую сумму p122,7 млн, которые не были включены в план-график службы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2012 г.

Претензии к общей неэффективности

Надзорное ведомство считает, что создание АИС ФССП не привело к существенному улучшению результатов деятельности службы. Так, количество исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, с 2010 г. по 2014 г. уменьшилось на 3,9%, а ежегодный остаток незавершенных исполнительных производств вырос на 50,1%.

Счетная палата выпустила видеоролик с критикой АИС ФССП

«При этом нормативные правовые акты, госпрограмма «Юстиция» и федеральные целевые программы по развитию судебной системы России не содержат показателей и индикаторов, непосредственно характеризующих эффект от внедрения современных информационных технологий и развития информационных систем ФССП, что не позволяет дать обоснованную количественную оценку эффективности расходов федерального бюджета на эти цели», — говорит Блинова.

Она также уверена, что потенциальные возможности АИС ФССП для предупреждения и пресечения действий, содержащих признаки коррупционной направленности, не используются.

Кроме того, Татьяна Блинова отметила, что в 2011-2014 гг. в 6,5 раз возросла дебиторская задолженность ФССП по доходам: с p13,8 млрд. до p90,1 млрд. «Одна из причин — это отсутствие эффективного электронного межведомственного взаимодействия ФССП с судебной системой, органами государственной власти и банковской системой, — считает аудитор. — Наличие такого взаимодействия позволило бы повысить интенсивность исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, и, как следствие, увеличить уровень взыскания доходов».

Чем все это грозит ФССП

Как уточнили CNews в Счетной палате, отсутствие достаточных оснований для планирования бюджета в объеме 9,1 млрд означает, что ФССП не были представлены в Минфин соответствующие документы полном объеме.

«Согласно представлению Счетной палаты, ФССП до 1 мая 2016 г. необходимо подготовить и направить в Минюст предложения по разработке необходимых нормативных правовых актов, устанавливающих порядок разработки, внедрения, использования, развития и модернизации АИС ФССП, определяющих ее компоненты и структуру, а также порядок электронного межведомственного взаимодействия», — говорят в ведомстве.

По закону, срок исполнения представления может быть продлен по решению коллегии Счетной палаты, но не более одного раза. В случаях невыполнения представления или несоблюдения сроков его рассмотрения Счетная палата имеет право направить ФССП предписание. Если не будет исполнено и оно, то Счетная палата по согласованию с Госдумой может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам ФССП.

Информатизация в ФССП

История информатизации ФССП, по мнению руководства этого ведомства, насчитывает всего несколько лет. В 2007 г. соответствующие работы были начаты почти с нуля — «не было ни серверов, ни рабочих мест, ни каналов связи». Сначала была создана телеком-инфраструктура и проведены закупки компьютерной техники. В 2009 г. Служба начала разрабатывать специализированное ПО и создала собственный удостоверяющий центр. В 2011 г. во всех подразделениях ФССП появилось единое ПО для автоматизации деловых процессов, все объекты Службы были подключены к общей сети передачи данных.

Свою АИС ФССП начала создавать в 2011 г.

В 2012 г. закончилось развертывание ведомственной телефонной сети и видеоконференцсвязи, заработали федеральный ЦОД, единая система электронного документооборота, сотрудники получили флеш-карты с сертификатами электронной цифровой подписи.

С февраля 2013 г. на базе банка данных ведомства было запущенно SMS-информирование граждан о начале исполнительного производства.

В марте 2014 г. ФССП получила сертификат ФСТЭК на свою технологическую платформу и собственную операционную систему GosLinux — типовой дистрибутив Linux со встроенными средствами защиты информации, и поставляемый в исполнениях для рабочих станций и для серверов.

В 2015 г. на фоне декларируемого в ФССП кризисного дефицита бюджета служба впервые за несколько лет заключила контракт на создание и развитие подсистем ее АИС не со своим неизменным подрядчиком — «Ред софтом», который не стал подавать заявку на конкурс, а с НИИ «Восход». Последний позже привлек «Ред софт» на субподряд по процедуре закупки у единственного поставщика, снизив цену лота примерно на 20%.