Спецпроекты

oбзор

Обзор: Рынок ИТ-услуг 2014

Новый фронт рынка ИТ-услуг: управление ИТ-ландшафтом госкорпораций

Новый фронт рынка ИТ-услуг: управление ИТ-ландшафтом госкорпораций

Масштаб деятельности государственных корпораций предполагает наличие широкого набора компетенций для управления ИТ. Данные организации ориентируются на инсорсинговые структуры и внешних поставщиков с налаженной экспертизой и пониманием особенностей предоставления услуг для госсектора.

Государственная корпорация – это некоммерческая организация, которая создается органами государственной власти на основе имущественного взноса для выполнения социальных, управленческих, общественно полезных функций. В Российской Федерации государственные корпорации создаются на основании федерального закона, который устанавливает особенности их правового положения (организационно-правовая форма «государственная корпорация» введена федеральным законом 8 июля 1999 г.). Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации. Контроль деятельности госкорпораций осуществляет Правительство РФ, а руководителей данных организаций, как правило, назначает лично президент.

Процесс создания различных государственных корпораций ускорился в 2007 г., когда в закон были внесены существенные изменения, предполагающие особые условия работы госкорпораций и особые полномочия этих организаций. В это время создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех» (ныне «Роснано»), «Олимпстрой» (для создания объектов Олимпиады в Сочи). Также в форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказывались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения.

Гиганты в «зоопарке»

Одной из особенностью госкорпораций стало то, что они возникали как корпоративные институты с целью взятия под контроль управления в ряде стратегических направлений после того, как в стране была проведена приватизация. Как правило, вновь образованная гигантская структура старается как можно быстрее собрать в единое целое куски бывшей государственной собственности, на базе которой она была создана.

Корпорация Проект Исполнитель Сроки
«Российская электроника» Создание центра компетенций, который будет разрабатывать интеллектуальные системы управления, безопасности и связи на отечественных компонентной базе и программном обеспечении Объединение ИКТ-концернов «Орион», «Сириус» и «Российская электроника» под управлением «Российской электроники» Решение об объединении принято в декабре 2012 г. Реально проект начат в феврале 2013 г.
РФЯЦ-ВНИИЭФ (предприятие Росатома) Создание собственной ОС «Синергия», СУБД и гипервизора на базе ПО с открытым кодом РФЯЦ-ВНИИЭФ проект начат в конце 2013 – начале 2014 г.
Агентство по страхованию вкладов Автоматизация документооборота Neoflex Проект завершен в сентябре 2014 г.
Роснано Обслуживание структурированной кабельной системы (СКС) IT Energy Проект начат в сентябре 2013 г.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Миграция ИТ-инфраструктуры в облако Cloud4Y Проект завершен в августе 2013 г.
Ростехнологии Переход на облачные сервисы – SaaS Инфомаксимум Проект завершен в июне 2013 г.
Росатом Оказание услуг по развитию системы управления знаниями IBS Проект начат в ноябре 2013 г.

Источник: CNews Analytics, TAdviser, 2014

Для скорейшей консолидации активов госкорпорации требуется не только эффективный менеджмент, но и приведение к единому знаменателю унаследованной ИТ-инфраструктуры. Для того чтобы избавиться от «зоопарка» систем и заложить основу успешного развития на базе технологий, требуется организация крупного ИТ-подразделения в самой корпорации, а во многих случаях необходимо привлечение квалифицированных внешних консалтеров и интеграторов.

«Корпоративная» ИТ-специфика

В целом особенности управления ИТ в госкорпорациях те же, что и в других организациях госсектора. «Все компании одинаково заинтересованы в успешных результатах проектов и возврате инвестиций. Единственное, что можно отметить, – госкорпорации не имеют возможности воспользоваться услугами без проведения тендерного конкурса, что немного удлиняет сроки начала работ по проектам с момента принятия решения о необходимости их реализации», – отмечает Андрей Надеин, генеральный директор компании «Витте Консалтинг».

Выполнение проектов информатизации для заказчиков из бюджетных организаций отличается особой спецификой и требует от исполнителей специальных навыков, дополнительных организационных и финансовых возможностей. «Особенность проектов заключается в повышенной сложности, масштабности и, соответственно, более длительных сроках исполнения. Кроме того, для реализации проектов требуется глубокое знание специфики деятельности государственной структуры, требований законодательства и высокий уровень ответственности за результат», – комментирует Елена Толь, руководитель отдела маркетинга компании «Норбит».

Глубокое понимание особенностей ведения бизнеса заказчика со стороны исполнителя обеспечивает успешное взаимодействие проектной команды, эффективную работу и достижение максимального результата от предоставляемых услуг, соглашается Андрей Надеин. Что касается разработки, то в государственном секторе, в системах защиты информации и персональных данных или поддерживающих критически важные объекты жизнедеятельности, успешность продукта во многом определяется именно его безопасностью и отказоустойчивостью, уверен Дмитрий Морозов, ведущий специалист по проектированию ИТ-инфраструктурных решений, группа компаний Custis.

При выборе ИТ-поставщика для государственных корпораций важную роль играет отраслевая экспертиза и опыт, понимание требований законодательных актов, соответствие услуг требованиям регуляторов, глубокое представление о бизнес-процессах заказчика, а также максимально полное соблюдение соглашения об уровне предоставления услуг (SLA). Таким образом, наработанная обширная экспертиза позволяет ИТ-подрядчикам не только качественно внедрять различные решения, но и квалифицированно поддерживать их, предоставляя различные дополнительные сервисы и услуги.

Например, опыт группы компаний Maykor позволил ей участвовать в решении задач «Роснано», направленных на повышение эффективности деятельности организации. Внешний подрядчик помог в управлении инженерной инфраструктурой, осуществил внедрение и поддержку бизнес-приложений. Входящая в группу компания GMCS, в частности, участвовала во внедрении информационной системы управления взаимоотношениями с контрагентами: личные кабинеты пользователей, процессы заведения, рассмотрения и согласования заявок, поддержка работы маркетинга корпорации.

Когда подрядчик под боком

Зачастую ИТ-стратегия госкорпораций заточена под собственные (инсорсинговые) компании. Например, в «Ростехнологиях» важное место в управлении ИКТ-сервисами занимает созданный в 2012 г. интегратор «РТ-Информ» – 100%-ная «дочка» корпорации. Инсорсер «Ростеха» выступает внутренним консолидированным поставщиком ИТ-сервисов и продукции, а также единым интегратором в части ИТ, информационной безопасности и телекоммуникационных решений для всех структур корпорации.

В «Роснано» для подготовки и реализации различных ИТ-проектов в 2010 г. создано дочернее общество «Роснано-Информ». Оно служит для эффективного масштабирования систем, создания единого информационного пространства российской наноинудстрии и позволяет высвобождать ресурсы «Роснано» для работы на профильных направлениях.

«Роснано-Информ» оказывает группе «Роснано» услуги в области систем управления предприятием, документооборота, финансовых и бухгалтерских систем, систем проектной документации. Также ИТ-«дочка» корпорации выводит на рынок с помощью стратегических партнеров новые технологические решения для предприятий наноиндустрии.

Центр компетенций при «Роснано-Информ» занимается системами высокопроизводительных Grid-сервисов, виртуализацией сервисов, построением единой среды взаимодействия внутри группы «Роснано», поддержкой отношений с другими участниками наноиндустрии (Clouding computing), а также осуществляет стандарты обмена данных и автоматизации сбора отчетности проектных компаний.

Кризис – не всегда помеха

Как правило, компании с государственным участием являются довольно кризисоустойчивыми, и формирование ИТ-бюджетов в них относительно слабо коррелирует с внешними факторами. Если есть стратегические цели и воля руководства, то, как правило, поддержка ИТ идет по установленному плану и не зависит от экономических потрясений. Но вместе с тем зачастую сокращаются статьи расходов на развитие. «В сложной экономической ситуации затраты на развитие ИТ-инфраструктуры сокращают одними из первых», – подтверждает Елена Толь.

За последние относительно благополучные годы в государственном секторе внедрено много сложных, комплексных систем, поддержка которых требует серьезных компетенций. В условиях кризиса таким клиентам особенно необходима поддержка крупных и профессиональных игроков рынка ИТ-услуг. Внедрение новых систем из-за динамики цен на импортное оборудование будет оптимизировано и даже приостановлено, но тем большее внимание будет уделяться поддержке использующихся решений.

В кризисный период госкорпорации готовы пользоваться теми ИТ-услугами, которые гарантированно принесут отдачу от вложенных в них средств. По словам Андрея Надеина, среди них услуги, которые позволяют обеспечить прозрачность ведения бизнеса, оптимизировать расходы и повысить эффективность работы. «В текущей экономической ситуации все, в том числе наши клиенты, стараются сокращать операционные издержки и, по возможности, экономить на сервисе, – рассказал Борис Федосеев, директор департамента сервиса ИТ и инженерной инфраструктуры «Астерос Сервис». – Однако ни о какой приостановке действующих контрактов или сокращении объемов речи не идет – коней на переправе не меняют, если для этого нет веских причин. Цены на контракты на данный момент остались на прежнем уровне». По словам эксперта, новые требования заказчиков если и появились, то они относятся скорее не к снижению стоимости контрактов, а к повышению уровня сервиса в рамках существующего бюджета.

Ряд новых веяний, в том числе связанных с соблюдением законодательства и обеспечением более эффективной работы, все-таки требуют регулярного совершенствования ИТ. Эксперты отмечают, что в числе приоритетных запросов госкомпаний и госкорпораций сегодня находится информационное обеспечение закупочной деятельности. Поддержание и развитие деятельности в условиях перевода процедур закупки на электронные площадки, частых изменений и периодического внесения поправок в законы и подзаконные акты требует от компаний оперативной реакции. Получается, что потребность в формировании единого информационного пространства и внедрении новых информационных технологий остается острой даже в сложный период. По данным компании Maykor, также в госкорпорациях в последнее время есть спрос на аутсорсинг ИТ и инженерной инфраструктуры, а также аутсорсинг различных бизнес-процессов (BPO).

Дмитрий Селиванов, вице-президент Maykor по работе с ключевыми клиентами, считает, что во многом с госкорпорациями работать проще, чем с коммерческим сектором, поскольку заказчиками в них выступают продвинутые руководители, которые знают, что хотят. «Но при этом процесс взаимодействия достаточно сильно бюрократизирован», – признает эксперт.

Опрошенные CNews эксперты отмечают, что государственным корпорациям очень важно получать ИТ-услуги с дополнительной стоимостью. Просто техподдержки уже явно недостаточно. При общении с потенциальными подрядчиками от представителей госкорпораций все чаще можно услышать фразу «предложите мне еще что-нибудь, чего у меня нет, за те же деньги».

Андрей Арсентьев

Вернуться на главную страницу обзора