Спецпроекты

oбзор

Обзор: Аналитика 3.0 – 2019

Юлия Кудрявцева

Юлия Кудрявцева:

Заказчикам все более интересно самообслуживание

Как меняется российский рынок бизнес-аналитики? Какую роль на нем играют российские и зарубежные вендоры? Какие тренды на нем существуют? Об этом в интервью CNews рассказала Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию компании «Форсайт».

CNews: Расскажите, как менялся на ваших глазах рынок бизнес-аналитики?

Юлия Кудрявцева: Рынок бизнес-аналитики действительно менялся в зависимости от приоритетов заказчиков или активности тех или иных вендоров. Когда-то на нем были очень активны западные компании —Oracle, SAP, IBM. Они по очереди занимали лидирующую позицию. Затем лидерство стало переходить от мегавендоров к нишевым и узкоспециализированным в области аналитики компаниям, таким как QlikTech, Tableau. Сейчас, с нашей точки зрения, среди западных вендоров выделяется компания Microsoft с облачным продуктом Power BI.

Любой рынок динамичен, он трансформируется, развивается, потому что каждый из вендоров вкладывается в развитие своего продукта. В итоге появляются новые прорывные разработки, на них ориентируется весь рынок. С развитием мобильных технологий возникла потребность иметь доступ к аналитике с телефонов и планшетов, и вот уже все вендоры поставляют соответствующие решения рынку. Или, например, раньше только компания SAS занимала на рынке более или менее заметное место в сегменте продвинутой бизнес-аналитики. Сейчас практически все вендоры имеют у себя в портфеле решения для прогнозирования либо обеспечивают интеграцию с соответствующим свободно распространяемым ПО.

Наш продукт «Форсайт. Аналитическая платформа» включает в себя все возможности как стандартной бизнес-аналитики, так и продвинутой аналитики, а также инструменты для разработки корпоративных BI-приложений и готовые решения на ее основе, такие как «Форсайт. Бюджетирование» и «Форсайт. Управление инвестициями».

В целом, мы видим, что рынок очень динамичный, он не стоит на месте. С учетом последних трендов на импортозамещение, заказчики сейчас все активнее рассматривают возможности российских BI-систем.

CNews: Какие тренды российского рынка аналитики вы можете выделить на сегодняшний день?

Юлия Кудрявцева: Типовые задачи бизнес-аналитики всеми компаниями в основном уже решены. В нашем понимании, сейчас заказчики ориентируются на внедрение более простого инструментария для бизнес-пользователей. Всем интересен Self-Service BI, благодаря которому ИТ-подразделения минимально вовлечены в процесс построения гибкой отчетности. Это первый совершенно явный тренд.

Второй тренд – отчасти противоположный первому. Если классическая аналитика идет в сторону упрощения инструментов, то продвинутая аналитика все больше и больше усложняется. Необходимы новые возможности для работы с большими объемами данных. А объемы данных с каждым днем растут, увеличивается и количество источников, которые должны обрабатываться аналитическими системами. Это может быть внутренняя, внешняя, структурированная и неструктурированная информация. Для того чтобы компания анализировала конкурентов, открытую информацию в интернете, а затем сопоставляла это со своими данными, нужны соответствующие инструменты или архитектурные решения. Такие инструменты должны поддерживать работу в распределенных ландшафтах, но при этом обеспечивать простоту использования для конечного пользователя.

Рынок бизнес-аналитики менялся в зависимости от приоритетов заказчиков или активности тех или иных вендоров

Также мы видим тренд на все большую актуальность оптимизационных задач. Компании во многих отраслях, например, в ТЭК, металлургии, стараются оптимизировать все, начиная от общекорпоративных затрат до основных производственных процессов. Ритейл занимается оптимизацией ценообразования. Формирование индивидуального предложения цен для покупателя на основе анализа его продуктовой корзины – уже не редкость.

Компании стремятся перестроить основные бизнес-процессы с учетом современных возможностей ИТ-систем, технологий больших данных и, в частности, за счет продвинутой аналитики.

CNews: Как вместе с изменением рынка меняется ваша компания?

Юлия Кудрявцева: Наша компания не стоит на месте. Мы следим за трендами и видим, что происходит на рынке. В этом году мы анонсировали новый инструментарий Self-Service BI. Программный комплекс «Форсайт. Аналитическая платформа» относится к классу Corporate BI, это сложный и мощный продукт. Но в нем не хватало простых инструментов построения аналитики для бизнес-пользователей, поэтому сейчас мы развиваем его именно в этом направлении.

Также мы расширяем возможности продвинутой бизнес-аналитики, строим партнерство с компаниями, занимающимися обработкой больших данных. В частности, в числе наших технологических партнеров компания ArenaData и другие российские разработчики. Также мы совершенно четко видим на рынке тренд на обеспечение совместимости отечественного ПО друг с другом, поэтому работаем и над вертикальной интеграцией. Например, заключили партнерское соглашение с Postgres Professional, адаптируем наши продукты к отечественным операционным системам и отечественному аппаратному обеспечению. К примеру, интеграция «Форсайт. Аналитической платформы» и специализированной версии СУБД Postgres Pro Enterprise позволяет предприятиям внедрить продвинутый аналитический инструментарий с одновременной миграцией на современную российскую СУБД.

Мы активно совершенствуем наш инструментарий продвинутой аналитики, интегрируемся с пакетами открытого ПО, такими как R и Python, расширяем возможности платформы за счет встраивания внешних солверов, чтобы максимально полно удовлетворять запросы наших заказчиков.

CNews: Госсектор и госкомпании все больше ориентируются на использование отечественных аналогов западных продуктов. Ощущаете ли вы это на собственном опыте?

Юлия Кудрявцева: И да, и нет. Действительно, это декларируется, но мы видим также, что государственные компании по-прежнему приобретают западное ПО. Недавние крупные тендеры – свидетельство тому, что жесткого контроля при закупке ПО не наблюдается.

С другой стороны, для развития этого тренда есть все условия: законодательство на стороне российских разработчиков, многие заказчики действительно планируют в ближайшем будущем перейти на российские продукты. При этом, выбирая конкретный продукт, они сравнивают его с лучшими в своем классе зарубежными аналогами, поэтому планка высокая и ее надо достигать, чтобы импортозамещение заработало в полной мере.

CNews: Планируете ли вы выходить на зарубежные рынки? Если да, то на какие?

Юлия Кудрявцева: В настоящее время мы уже работаем на зарубежных рынках: продолжаем сотрудничать с Международным валютным фондом. И все-таки сейчас наша стратегическая задача – это российский рынок. В дальнейшем, в перспективе – зарубежный.

CNews: Потребуются ли вашему решению какие-то доработки для того, чтобы оно было конкурентоспособным за рубежом?

Юлия Кудрявцева: Мы внимательно следим за всеми тенденциями – и российскими, и мировыми. Рынок программных продуктов – общемировой, единый. Как я уже говорила выше, российских производителей сравнивают с мировыми вендорами и лучшими в своем классе решениями. Это не случайно – мы развиваемся в общем пространстве, учитываем общие тенденции, внедряем современные подходы.

Вернуться на главную страницу обзора