Разделы

Телеком Интернет Мобильная связь

В России началось 3G

«Мегафон» запустил 3G в коммерческую эксплуатацию в Петербурге и Ленинградской области и ввел тарифы для 3G-услуг. Пока что ими могут воспользоваться абоненты оператора в Петербурге, где уже построен фрагмент сети третьего поколения. Видеозвонок в такой сети будет стоить 5 рублей за минуту.
Пока 3G-сеть в Петербурге действует в центральном районе города, на части Васильевского острова, в аэропорту Пулково, а также в некоторых пригородах (Пушкин, Сертолово). Сегодня «Мегафон Северо-Запад» объявил о вводе тарифов на использование 3G-услуг. Так, например, видеозвонок будет стоить 5 рублей в минуту. Для активных пользователей интернета предусмотрены тарифные опции «Экспресс 500» — 500 Мб трафика за 1,2 тыс. руб. и «Экспресс-1000» — 1000 Мб трафика за 1,5 тыс. руб.

Генеральный директор ОАО «Мегафон» Сергей Солдатенков отметил, что цена услуг на сотовую связь в России среднем в 4 раза меньше, чем в Европе, соответственно, и доходы меньше в 4 раза, поэтому оператор не может инвестировать миллиарды долларов в новые технологии, как это делают иностранные сотовые компании. «Это плохо. Но хорошо, что мы уже можем не делать ошибок, которые делали другие операторы. Ошибки были не только экономические, но и в том, что 3G-телефоны были дорогие, а сейчас их цена приближается к $300, а это уже выход на массовый рынок. При этом мы строим сеть третьего поколения на той скорости, которая была недоступна несколько лет назад», — отметил Солдатенков. По его словам, в ближайшие два года «Мегафон» вложит $100 млн. в развитие 3G-сети в Петербурге и Ленобласти, а по всей России в ближайшие 3 года — $1 млрд.

Согласно полученной лицензии, «Мегафон» должен в 2008 г. построить 3G-сеть в 16 субъектах России. «Сегодня есть проблемы с частотами. Мы проводим работу с военными и частотными организациями по поводу расчистки частотного спектра. В Москве на сегодняшний день самая тяжелая ситуация. Получается, что там, где бизнес-модель может работать — нет частот, а там, где частоты есть — не работает бизнес-модель. В Бурятии мы можем хоть завтра запустить эти услуги, но там нет абонентской базы», — рассказал Сергей Солдатенков. По его словам, в Петербурге частотная ситуация лучше, чем в Москве, и в том числе и по этой причине северная столица стала первым регионом, где 3G ввели в коммерческую эксплуатацию.

В «Мегафоне» полагают, что 3G станет массовым решением
В «Мегафоне» полагают, что 3G станет массовым решением

По данным коммерческого директора «Мегафон Северо-Запада» Елены Налобиной, на сегодняшний день сеть компании регистрирует 200 тыс. 3G-терминалов на Северо-Западе, из них более половины в Санкт-Петербурге. В области действия построенных 30 3G-базовых станций регистрируется порядка 6-8 тыс. абонентов ежедневно, и эта цифра постоянно увеличивается. «Количество владельцев таких терминалов и 3G-модемов зависит от количества услуг, которые мы предоставляем, и к Новому году число таких абонентов может увеличиться на 20-30%», — заявила г-жа Налобина.

Как заявили CNews в пресс-службе МТС, этот оператор также в течение трех лет планирует инвестировать в строительство 3G-сетей $1 млрд., однако в Петербурге 3G-сеть должна быть запущена МТС только в середине 2008 года.

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

Коммерческий директор северо-западного макрорегиона оператора «Билайн» Евгений Пепеляев уверяет, что в компании были готовы к выходу «Мегафона» на рынок с 3G-предложением раньше других операторов. «Эта новость не стала большим сюрпризом. Не считаю, что это событие как-то повлияет на расстановку сил в сегменте 3G», — говорит Пепеляев. Свою позицию он объясняет тем, что на привыкание к самому факту существования этой технологии уйдет определенное время. Также существует проблема смены телефона для большого числа потенциальных абонентов 3G-сети, напоминает г-н Пепеляев. «Поэтому мы считаем, что рынок от нас никуда не убежит. Не стоит забывать и о нашей работе по подготовке собственной сети третьего поколения — она идет полным ходом. После выхода на рынок мы сможем предложить пользователям то, чего не будет ни у кого из наших конкурентов», — подчеркивает коммерческий директор «Билайна» на Северо-Западе. По его убеждению, в борьбе в новом сегменте победит не тот, кто выйдет на рынок раньше, а тот, кто сделает это эффективнее. «В случае с 3G у «Мегафона» уже не будет преимущества развернутой мощной сети или имиджа авторитетного 3G-оператора», — заключает г-н Пепеляев.

Аналитик J’son&Partners Ирина Астафьева, напротив, уверена, что дебют в сегменте 3G должен обеспечить «Мегафону» значительную часть рынка. «Во всяком случае, так будет на первых порах его развития. Затем, скорее всего, позиции участников будут выравниваться, но все будет зависеть от их предложений. Не стоит забывать и о таком участнике сотового рынка Северо-Запада, как «Скай Линк», чьи тарифы вполне сопоставимы с новыми предложениями «Мегафона»», — говорит она. Также г-жа Астафьева отметила, что, несмотря на пока еще слабый интерес массовой аудитории к возможностям 3G и проблему абонентских терминалов, необходимых для пользования услугой, рынок в целом представляется перспективным. «Борьба может особенно обостриться, если 3G-операторы в число своих конкурентов включат интернет-провайдеров и начнут ориентироваться на сегмент абонентов, которым, помимо собственно высокоскоростного доступа в Сеть, нужна также и мобильность», — предполагает аналитик.

Надежда Голубева из ИК «Атон» также высоко оценивает эффект первопроходца сегмента сетей следующего поколения, который, по ее мнению, сыграет «Мегафону» на руку. «Запуск на Северо-Западе для «Мегафона» — событие знаковое. Именно здесь позиции оператора наиболее сильны, причем, как в частном, так и в корпоративном секторе», — подчеркивает г-жа Голубева. По ее мнению, потенциальные потребители 3G — многоговорящие, «тяжелые» абоненты — сосредоточены в корпоративном сегменте. «И, таким образом, запуск 3G-сети в регионе, где таких клиентов у оператора больше всего, «без сомнения, представляется сильным имиджевым ходом, который поможет удержать уже существующих абонентов и заинтересовать новых», — резюмирует аналитик «Атона».

Олег Горбатов