Продажи ПК в регионе EMEA в 4-м квартале снизились на 5,1%
По предварительным данным, опубликованным IDC, в четвертом квартале 2001 г. объемы продаж ПК в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (регион EMEA) снизились на 5,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это привело к общему снижению показателей 2001 года на 3,6%. 45% продаж ПК в регионе EMEA обеспечили 5 крупнейших мировых компаний. Корпоративные закупки сдерживались сокращением бюджетов и мерами экономии, в соответствии с которыми многие компании отложили обновление компьютеров, как настольных, так и портативных, до 2002 г. Тем не менее, сохранялся устойчивый спрос со стороны малых и средних предприятий, подогреваемый жесткой конкуренцией между поставщиками и постоянным обновлением техники, позволивший смягчить падение объемов.Продажи настольных ПК в потребительском секторе, как и ожидалось, оставались на довольно низком уровне, который лишь незначительно изменился после появления Windows XP. В то же время степень доверия покупателей была довольно высокой, что подтверждает устойчивый спрос на ноутбуки и цифровые мультимедийные устройства в каналах розничной торговли.
"В результате сокращения бюджетов лишь нескольким поставщикам удалось воспользоваться преимуществами окончания финансового года, корпоративный рынок развивался вяло, - пояснил Энди Браун, менеджер IDC по исследованиям рынка мобильных устройств. - Однако под воздействием устойчивого покупательского спроса, стимулируемого широким ассортиментом, снижением цен и постоянными усилиями розничной торговли, смещение рынка в сторону ноутбуков продолжается. Этот рынок, по мере появления все новых изготовителей, ориентированных на массового покупателя, становится все более конкурентным и демократичным".
"Ожидается, что корпоративные закупки начнут расти, но пока преобладает настороженность, что отодвигает сроки возможного начала восстановления на первую половину 2002 г., - считает Кэрин Паоли, менеджер Computing Expertise Center в IDC EMEA. - Проведенные нами опросы покупателей свидетельствуют о том, что пока не существует каких-либо убедительных оснований для обновления собственного ПК, если только поставщики не смогут стимулировать этот процесс, скорректировав маркетинговые программы".
О продолжающейся консолидации рынка ПК свидетельствует тот факт, что 45% продаж на рынке региона EMEA обеспечили 5 крупнейших мировых компаний. Европейские фирмы, по-прежнему очень активно действующие на рынке настольных систем, сделали рывок вперед на рынке ноутбуков. В результате смещения рынка в сторону компьютеров для малых и средних предприятий и массового пользователя AMD продолжает отвоевывать долю рынка у Intel.
Compaq сохраняет явное лидерство на рынке ПК в регионе EMEA, а по итогам 4-го квартала и 2001 г. в целом занимает первое место на рынке ноутбуков в EMEA, обогнав Toshiba. Этот поставщик получил определенный выигрыш от оптимизации продуктовых линеек и концентрации усилий компании на продажах, даже несмотря на предстоящее слияние с Hewlett-Packard.
Dell продолжает удивлять рынок устойчивыми темпами роста, превышающими 10%, благодаря расширению прямых продаж на рынке СМБ. Dell закрепилась на втором месте и впервые продала более 1 млн. компьютеров за квартал.
Fujitsu-Siemens устойчиво восстанавливала объемы продаж за счет стабильных результатов в потребительском секторе и на рынке СМБ в Германии, этому способствовала и ориентация на мобильные системы, позволившая добиться более чем 10-процентного роста продаж ноутбуков.
Hewlett Packard сохраняла высокие показатели продаж в секторе СМБ, а также стабильные доходы как на рынке ноутбуков, так и в потребительском секторе, что обеспечило компании третье место по итогам 2001 г.
Более скромные достижения IBM объясняются всплеском продаж в 4-м квартале 2000 г., с которым сравниваются данные 2001 г. Тем не менее, программа Top Seller прошла очень успешно и обеспечила вполне конкурентные показатели на рынке СМБ.
Ведущие поставщики ПК (тыс. шт.) в EMEA за 4-й квартал 2001 г. (предварительные данные)
Поставщик | 4-й кв. 2000, тыс.шт. | 4-й кв. 2001, тыс.шт. | Годовой прирост | Доля в 4-мкв. 2000 | Доля в 4-м кв. 2001
Compaq |
1803 |
1625 |
- |
15,1 |
14,3
|
Dell |
932 |
1087 |
16,7% |
7,8% |
9,6%
|
Hewlett-Packard |
885 |
969 |
9,5% |
7,4% |
8,5%
|
Fujitsu Siemens |
1020 |
952 |
- |
8,5% |
8,4%
|
IBM |
920 |
671 |
- |
7,7% |
5,9%
|
Top 5 |
5559 |
5303 |
- |
46,5% |
46,8%
|
Остальные |
6383 |
6029 |
- |
53,5% |
53,2%
|
Всего |
11942 |
11332 |
- |
100,0% |
100,0%
|
|
Поставщик | Всего за 2000 г., тыс. шт. | Всего за 2001 г., тыс. шт. | Годовой прирост | Доля в 4-м кв. 2000 г. | Доля в 4-м кв. 2001 г. |
Compaq | 5736 | 5454 | - | 15,3% | 15,1% |
Dell | 3174 | 3660 | 15,3% | 8,5% | 10,1% |
Hewlett-Packard | 2787 | 3140 | 12,7% | 7,4% | 8,7% |
Fujitsu Siemens | 3471 | 3050 | - | 9,3% | 8,4% |
IBM | 2751 | 2357 | - | 7,3% | 6,5% |
Top 5 | 17919 | 17660 | - | 47,8% | 48,8% |
Остальные | 19583 | 18496 | - | 52,2% | 51,2% |
Всего | 37502 | 36155 | - | 100,0% | 100,0% |
Для всех поставщиков учитывались только собственные поставки, исключая продажи OEM.
Данные по всем поставщикам приведены за календарный год.
1. Данные по Compaq включают продукцию Compaq, Digital Equipment и Tandem
2. Данные по Fujitsu Siemens включают поставки Fujitsu и Siemens
Источник: IDC EMEA, Preliminary Results Q4 2001.
IDC - исследовательская и консалтинговая компания. Используя сочетание тщательных научных исследований, глубокого анализа и тесного взаимодействия с партнерами, IDC готовит прогнозы развития мирового рынка и его тенденций. Более 700 аналитиков в 43 странах поставляют детальную информацию для исследований мирового рынка. Среди клиентов IDC - ведущие мировые компании-поставщики, организации, компании электронной торговли, финансовые структуры.