Разделы

Безопасность

«Надувной мечте» Лужкова суждено остаться приземленной

Дирижаблям, на которые московское правительство возлагало огромные надежды, судя по всему, не суждено взмыть в столичное небо — зато вместо них в Москве появятся скоростные аэротакси.
Судя по всему, мечте мэра Москвы Юрия Лужкова — патрульным дирижаблям — суждено остаться «приземленной» еще на неопределенное время. Как сообщает РБК, дирижаблям путь в небо Москвы пока что закрыт. Однако то, что не дозволено милиции, по плечу столичным таксистам — уже спустя полгода небо столицы начнут бороздить скоростные самолеты-такси.

Ранее правительство Москвы предполагало построить два дирижабля и три привязных аэростата, которые использовались бы столичной милицией для контроля за дорожным движением, в борьбе с терроризмом, а в перспективе — и для наблюдения за массовыми мероприятиями. В рамках антитеррористической деятельности дирижабли должны были повысить «эффективность проведения специальных операций» и мобильность подразделений специального назначения милиции Москвы. Особый интерес к идее использования экономичных дирижаблей проявлял мэр Москвы Юрий Лужков.

Начало работ над дирижаблями датируется 22 августа 2002 года. В этот день правительство Москвы подписало постановление «О создании системы видеонаблюдения за дорожной обстановкой с использованием воздухоплавательной техники». Исполнителем заказа стал Воздухоплавательный центр «Авгуръ», который построил за $2,5 млн. два дирижабля Au-12M и три привязных аэростата Au-27 «Рысь». 1 апреля 2005 года успешно завершились их предэксплуатационные испытания. Будущее милицейского воздухоплавания выглядело настолько безоблачным, что московские власти уже оформили заказ на дирижабли с большей полезной нагрузкой, которые должны были появиться в небе к президентским выборам 2008 года. Но тут, как гром среди ясного неба, грянул вердикт Министерства обороны. Как сообщает РБК, дирижаблям путь в небо столицы закрыт, и они смогут летать разве что над МКАД, да и то с существенными ограничениями. Более того — даже при получении всех мыслимых разрешений огромные территории так и останутся закрытыми — запрещено летать над всеми федеральными трассами, Красной и Манежной площадями, Курчатовским институтом, Новодевичьим и Ваганьковским кладбищами и над Садовым кольцом ближе чем в 500 метрах от его внешней стороны. Над МКАД летать можно, но не выше 150 м, что существенно ограничивает возможности летательных аппаратов. Трудно поверить, что наличие запретной для полетов зоны над Москвой стало для чиновников Московского правительства откровением — тем не менее, несмотря на жесткий тон и весомость аргументов, позиция Минобороны вполне конструктивна. Проблема, по мнению чиновников, решаема — но с помощью «дополнительного финансирования». К тому же летательные аппараты в небе столицы — в общем, не редкость. Так, в столице с 1996 года действует авиационное подразделение, совершившее за это время уже 694 вылета.

«Согласно федеральному законодательству, Москва является запретной для полетов зоной, — неожиданно объявил начальник авиационного командования войск специального назначения Минобороны генерал-майор Юрий Столбинский. — Полеты разрешены воздушным судам МЧС, МВД, ФСБ и государственной авиакомпании «Россия» только при наличии специального разрешения. Свои визы на этом разрешении должны поставить ФСО, ФСБ, Генеральный штаб Министерства обороны и столичное правительство. Только собрав все эти справки, можно получить разрешение на разовый полет, указав в сопроводительных документах цель и маршрут полета. Для следующего взлета все разрешения придется собирать заново. Чтобы летать над Москвой беспрепятственно, необходимо менять федеральные законы и разрабатывать комплексную систему безопасности».

"Работы по созданию дирижаблей курировались Управлением транспорта и связи столицы, — сообщил CNews руководитель пресс-службы Воздухоплавательного центра «Авгуръ» Сергей Бендин. — Когда создание комплекса подходило к завершению, встал вопрос об эксплуатации. Этим должна заниматься либо созданная с «чистого листа», либо уже существующая структура — но в ведении столицы подобных структур нет. Процесс внутренних межведомственных согласований по эксплуатации не был проработан до конца».

В самой идее использования дирижаблей нет ничего архаичного или экстравагантного. «В начале нынешнего века дирижабли станут прекрасным дополнением к обычной авиации, найдя применение при решении не только транспортных задач, но также и в качестве спортивного и развлекательного средства. По многим показателям воздухоплавательные системы привлекательнее аппаратов тяжелее воздуха — они экономичнее, экологичнее, проще в эксплуатации, — указал г-н Бендин. — Сегодня за рубежом пока развивается преимущественно туризм с использованием дирижаблей типа Zeppelin, но уже заявлено о создании прототипов грузовых и стратосферных телекоммуникационных дирижаблей».

Тем не менее, строгость российских законов останавливает не всех — уже в 2006 году в небе над Москвой взмоют аэротакси, доступные для всех желающих. В наличии скоростных воздушных такси заинтересованы как корпоративные пользователи, так и частные клиенты. Емкость рынка «воздушного извоза» оценивается в €1,5 млрд. Уже в ближайшие 2 - 3 года объем частных инвестиций, которые планируется привлечь, составит около €1 млрд. Предполагаемая стоимость полета — $150 за 10 минут. Это примерно в три раза дороже, чем тариф на прогулочные полеты на легкомоторных самолетах в настоящее время. Так, на аэродроме Дракино возле подмосковного Протвино стоимость полета на самолете Як-52 или Як-18Т составляет 150 рублей за 1 минуту.

#gallery#
Как сообщил РБК заведующий сектором воздушного транспорта департамента транспорта и связи Москвы Олег Никольский, «необходимо изменить структуру воздушного пространства, которая действует в городе сейчас, определить зоны и маршруты полетов, а также ограничить число компаний, имеющих разрешение на полеты над территорией города». Очевидно, это владельцам воздушных таксомоторов вполне по силам. И жителям мегаполиса остается надеяться на то, что появление воздушных лимузинов в небе столицы не сделает «воздушные ДТП» явью.