Разделы

Бизнес Кадры Телеком

Минсвязи: итоги и перспективы

Новый состав правительства России принес большие неожиданности для отрасли связи. С одной стороны, полномочия создававшейся в течение года Россвязьохранкультуры были вновь разделены между министерствами, что лишает контроля над отраслью связи «серого кардинала» Игоря Сечина. С другой стороны, новое министерство связи и массовых коммуникаций возглавит ранее не имевший отношения к телекоммуникациям Игорь Щеголев, тогда как длившаяся девять лет эпоха Леонида Реймана, по крайней мере, формально, подошла к концу.

В понедельник, 12 мая, назначенный на прошлой неделе премьер-министром России Владимир Путин представил президенту Дмитрию Медведеву структуру нового правительства. Медведев с ней согласился и подписал соответствующей указ. В правительстве будет новое министерство — связи и массовых коммуникаций, которое образуется путем объединения министерства информационных технологий и связи, министерства культуры и массовых коммуникаций (новое ведомство забирает его полномочия в области средств массовой информации) и Федеральной службы по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и охране культурного наследия (к министерству отходят полномочия службы в области регулирования телекоммуникаций и СМИ). В Минсвязи будет три агентства — связи, информационных технологий, печати и массовых коммуникаций, а также Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Во главе нового министерства Владимир Путин предпочел видеть хорошо знакомого ему человека — Игоря Щеголева (см. биографию), до сих пор руководившего службой протокола президента. В то же время не у дел остался министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, хотя в 1999 году после назначения Владимира Путина на ту же должность премьер-министра он, наоборот, получил повышение, возглавив государственный комитет по связи. Уход Реймана выглядит тем более неожиданным, потому что недавно ходили слухи о его предстоящем повышении до ранга вице-премьера.

В то же время, аппаратное поражение потерпел и «серый кардинал» Кремля Игорь Сечин (формально он был помощником президента, а теперь стал вице-премьером). Считалось, что именно по его инициативе год назад был создан мега-регулятор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Она забрала огромную часть полномочий у министерства связи и министерства культуры и массовых коммуникаций: надзор, лицензирование, организацию работы радиочастотной службы, присвоение радиочастотных номиналов, ведение реестра операторов персональных данных и т.д. Как полагали участники рынка, руководитель данной службы Борис Боярсков не подчинялся не только профильным министрам, но даже главе правительства, а отчитывался напрямую перед Сечиным.

«Новый министр Игорь Щеголев — эффективный аппаратчик, — считает директор по связям с общественностью компании „Сумма ТелекомИгорь Рябов. — В последнее время в отрасли связи накопилось огромное число проблем, связанных с распределением частот, взаимодействием с военными и т.д., для решения которых и был назначен министр». Рябов напоминает, что Рейман находится в хороших отношениях с Дмитрием Медведевым, поэтому кандидатура Щеголева, скорее всего, была с ним согласована, и нельзя исключить появления на ключевых позициях в новом ведомстве людей бывшего министра связи.

По мнению одного из давних оппонентов Реймана, пожелавшего остаться неизвестным, министр связи из отрасли не уйдет, а в качестве размена получит в свое распоряжение холдинг «Связьинвест», председателем совета директоров которого он сейчас является. «Рейман может и вернуться в свое прежнее кресло, это вопрос торга, — не исключает гендиректор аналитического агентства „РустелекомЮрий Брюквин. — Ситуация, аналогичная нынешней, уже была при формировании нового правительства в 2004 году: тогда также было создано объединенное ведомство — министерство транспорта и связи, которое возглавил также не имевший опыта в сфере телекоммуникаций Игорь Левитин. Однако буквально через несколько месяцев министерства вновь были разделены, а Рейман вернул себе прежние полномочия».

Анатомия ЦОД: какие инженерные решения актуальны? Инфографика
Инженерия для ЦОД

За время руководства Рейманом министерства связи его ведомство было постоянным объектом внимания и споров. В частности, вокруг принятия в 2002–04 годах закона «О связи» разгорелась настоящая информационная война, особенно из-за положения об универсальной услуге связи и обязательных отчислениях в фонд универсального обслуживания. Но Рейман вышел победителем в этой борьбе. В другом противостоянии — вокруг принятия закона «О защите персональных данных» — Минсвязи пришлось частично уступить правозащитникам, отказавшись от идеи создания госрегистра россиян.

Первую же аппаратную победу Рейман одержал в 2000 году над тогдашним могущественным министром путей и сообщений Николаем Аксененко, не допустив созданную им компанию «Транстелеком» на рынок дальней связи. Впрочем, спустя четыре года Рейману пришлось согласиться на лишение «Ростелекома» монопольных прав на услуги междугородной и международной связи, однако произошедшее одновременно с этим вытеснение с рынка операторов IP-телефонии вызвало новый виток споров. С момента прихода в Белый дом Рейман вынашивал идею перевода абонентов фиксированных телефонных сетей на повременную систему оплаты, но в итоге ему пришлось пойти на компромиссный вариант, предоставив абонентам право выбирать между повременным, комбинированным и безлимитным тарифными планами.

Леонид Рейман немало внимания уделял отрасли информационных технологий: он разработал федеральную целевую программу «Электронная Россия», организовал Российский инвестиционный фонд инфо-коммуникационных технологий, создал условия для работы технопарков и получения ИТ-компаниями налоговых льгот. Правда, все эти инициативы были реализованы не в полной мере из-за постоянных разногласий с министром экономического развития и торговли Германом Грефом. Самым «больным» местом для министра последние четыре года было его участие в скандале вокруг акций «Мегафона», причем в зарубежных СМИ этой истории уделялось больше внимания, чем в российских. Кстати, дело «Мегафона» завершилось только несколько дней назад.

Сам Рейман оптимистически оценил итоги своей работы. «Когда восемь лет назад я пришел в министерство, в нем практически не было компьютеров, — говорится в его заявлении. — Сегодня во всех школах страны есть компьютерные классы и интернет, а количество пользователей глобальной Сети увеличилось почти в 15 раз. Мобильный телефон превратился из предмета роскоши в неотъемлемый атрибут жизни каждого россиянина, от школьника до пенсионера. Это и есть главный результат, которого нам удалось добиться — доступность передовых технологий для всех россиян».

Игорь Королев