Разделы

Интернет Веб-сервисы

Воровство контента: как обезопасить свой сайт?

Содержание веб-сайтов давно уже превратилось в весьма привлекательный предмет воровства. Украсть материалы, на которые потрачены время и деньги, злоумышленник может практически всегда. Причем для этого не требуется особых технических средств. При этом похищенный контент можно использовать по-разному, в том числе и для нанесения серьезного ущерба имиджу компании. Тем не менее, эксперты уверены - снизить риск кражи или найти преступника все-таки можно.

С его мнением не согласен Сергей Рыжиков: "Сегодня законодательная база и юридическая практика применения закона явно недостаточны. Крайне тяжело доказывать авторство, если речь не идет о целостном произведении. Сложно фиксировать как сам факт использования контента, так и получение выгоды. Законы есть, параллельно работает над улучшением законов интернет-сообщество, но все боятся "перегнуть палку"". Кирилл Рожковский уверен, что модель правоотношений, перенесенная из оффлайна, нежизнеспособна в интернете. Недавние поправки в ГК РФ (часть четвертая), которые связаны с обязательствами по усилению защиты интеллектуальной собственности, эксперты связывают с намерением России вступить в ВТО. По этой причине необходимо привести нормы Гражданского Кодекса в соответствие с международными соглашениями, прежде всего, Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Тем не менее, практически никто из опрошенных юристов не оценил как способствующие серьезному изменению ситуации в этой сфере. Антон Серго считает, что благодаря им "возможно, несколько упростятся средства доказывания и поиска правонарушителей, но революции ждать не стоит". Эксперты в Mail.ru полагают, что большинство поправок не влекут за собой никаких действительно серьезных изменений, а некоторые, наоборот, вызывают опасения. Юрист компании Vipro Кира Волкова так комментирует появление поправок в ГК РФ: "Разработчики четвертой части Гражданского кодекса РФ, полностью посвященной вопросам защиты интеллектуальной собственности, к интернету подошли как-то, мягко говоря, невнимательно... Нет ни то, что раздела, но и даже отдельной статьи более или менее полно раскрывающей эту область. Вероятно, у законодателей возникли совершенно определенные сложности в трактовке понятий и регламентации прав". Игорь Ашманов же отмечает, что помимо этого предлагались и другие правила, например, введение правил регулирования делового оборота, то есть правил использования контента: "Этих общепринятых правил для интернет-СМИ в Рунете до сих пор нет".

Как подготовить доказательства о контенте?

Что же делать, если контент все-таки украли? Александр Селиванов, эксперт по интернет-маркетингу компании Vipro, предлагает два наиболее действенных с его точки зрения инструмента для решения этой проблемы: рерайтинг и переговоры с администраторами и владельцами сайтов, укравших контент. На его взгляд, "отсутствие законных оснований, помноженных на отсутствие совести у плагиаторов в основном дают отрицательный результат, поэтому выходом из такой ситуации остается только своевременное отслеживание случае плагиата, например, через сервисы Copyscape.com".

Анна Артамонова, вице-президент, директор по маркетингу и PR Mail.ru, полагает, что необходимо представить в суде все материалы, которые хотя бы теоретически могут свидетельствовать о том, что вы – автор. К ним относятся, например, черновики, файлы, в которых указано время создания и автор, скриншоты (но на них должна быть видна дата). Анастасия Амосова замечает, что необходимо понимать, что сбор доказательств должен осуществляться очень оперативно, так как нарушитель может в любой момент прекратить нарушение и удалить, соответствующие файлы или закрыть доступ к своему ресурсу. Среди способов фиксации нарушения она выделяет видеосъемку исследования сайта нарушителя с соблюдений требований, установленных процессуальным законодательством, осмотр содержания интернет-страниц нотариусом с составлением соответствующего протокола и привлечение свидетелей. Адвокат Артем Лебедев прибавляет, что, если заранее не было проведено никаких движений по заверению сайта или иным способам защиты, то в суде как правило, заявляется автороведческая экспертиза для текста и искусствоведческая экспертиза для графики.

Как предотвратить возможность похищения контента и появления обвинений в краже? Если же компания еще только планирует создавать сайт, на котором будет публиковаться контент, охраняемый авторским правом, то эксперты предлагают внимательно относиться к правовому оформлению отношений с исполнителями – копирайтерами и контент-редакторами. "Фраза в договоре типа "все права принадлежат заказчику" для юристов означает, что заказчик никакие права не получил", - подчеркивает Антон Серго. В этой связи в юридически безупречно составленном договоре следует прописать, что копирайтеры, авторы и контент-редакторы, обязуются создавать контент собственной творческой деятельностью и передавать его без обременения правами третьих лиц, например, на твердой копии файла. Анна Артамонова прибавляет к этому, что в таком договоре нужно указывать справедливые (рыночные) размеры авторских вознаграждений. Последнее требуется для того, чтобы запретить исполнителю повторно использовать созданное произведение (текст, дизайн) для других заказчиков.

Более того, следует более внимательно относиться к исполнителям, создающим контент для вашего ресурса. Не факт, что данные лица не будут воровать его с других ресурсов, как путем простого заимствования, так и через использование идей, за которые тоже можно получить обвинение.

Сергей Рыжиков дает следующие рекомендации по предотвращению похищения контента: "Первый вопрос, который вы должны задать дизайнерам - какими фотоматериалами они пользуются, и если это клипарт, то есть ли у них право его использовать. В договоре с веб-студией можно указать, что студия при создании сайта использует только легальный контент. Можно еще узнать, на каких сайтах студия приобретает контент, чтобы убедиться, что все законно. Если речь идет о создании каталогов товаров, крайне важно использовать фото и описание только с официальных сайтов поставщиков, на которых политика копирования разрешает это. Если речь о новостном ресурсе, то важно соблюсти условия цитирования, указанные владельцем - часто это указание на первоисточник. И конечно, использование лицензионного ПО для управления сайтом. Это тоже объект авторского права".

Как отследить плагиат?

Один из методов поиска украденного контента – это нахождение плагиата, как через поисковые системы, так и через специализированные сервисы.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Сервисы для отслеживания плагиата

Сервис Адрес Статус Область поиска
iThenticate http://www.ithenticate.com/ коммерческий база из 10 тыс крупных зарубежных газет, журналов и сборников статей
Turnitin http://www.turnitin.com коммерческий поиск в западных научных академических изданиях
CopyScape http://www.copyscape.com условно бесплатный (есть коммерческая версия с расширенными опциями) весь интернет
PlagarismDetect http://www.plagiarismdetect.com/ бесплатный поиск в западных научных академических изданиях
Istio.com http://www.istio.com/ бесплатный индекс Яндекса
PasteIt http://www.pasteit.ru/ условно бесплатный (есть коммерческая версия) индекс Яндекса, Rambler, Google
Антиплагиат http://www.antiplagiat.ru/ бесплатный 12 млн документов из открытых русскоязычных сетевых источников
Детектор-Плагиата http://www.detector-plagiata.ru условно бесплатный (есть испытательный срок) индекс Яндекса

Источник: CNews Analytics, 2009

В целом с отслеживанием плагиата текстового контента особых проблем нет (достаточно ввести некоторые фразы или словосочетания), а вот столкнуться с незаконным использованием принадлежащих вам элементов дизайна/интерфейса можно только случайно. "Построить средство поиска плагиата в области медиаконтента, например, видеороликов и изображений можно, такие разработки уже ведутся на Западе и у нас. Обычно распознавание дублей строится на "цифровых отпечатках" - сигнатурах. По базе контента от правообладателей составляется база сигнатур, с которой сличается весь новый контент. Для анализа текстов сигнатуры строить относительно легко (например, по первым 50-100 корням частотных слов из заданного текста), а индексировать и сличать звуковые файлы труднее. По-моему, все же для аудиофайлов эта задача как-то уже решена. Для поиска и анализа контрафактного видео надежных технологий пока не внедрено. Разработка ведётся, основная идеи, насколько я слышал - выбор из ролика набора самых устойчивых кадров и создание на их основе вектора сигнатур. Я думаю, в ближайшее время такие технологии появятся на рынке и их смогут использовать правообладатели (такие как ВГТРК или Disney)", - такими видит перспективы развития инструментов для отслеживания плагиата Игорь Ашманов, прибавляя, после технического обнаружения контрафакта должно начаться "ручное" юридическое расследование и преследование нарушителей.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Общие рекомендации для владельцев ресурсов можно кратко свести к следующим: важно составить и заключить юридически безупречный договор подряда с авторами контента или веб-студией, занимающейся сайтостроительством, в котором будут прописаны и указаны права и обязанности сторон, а также обозначены способы по разрешению конфликтных ситуаций. После уже создания контента не менее важно тщательно охранять его от незаконного использования - например, периодически искать в поисковиках или специальных сервисах повторение текстов с сайта в блогах, форумах, вики-проектах, а также пресекать случаи умышленного создания сайтов-двойников, порочащих честь фирмы.

Михаил Демидов