Спецпроекты

Современный банк хранит не только деньги

Бизнес Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения
Банковский сектор в последнее время все увеличивает инвестиции в ИТ – эффективное использование информационных технологий дает ощутимые конкурентные преимущества. Во многом поэтому перейти от традиционной схемы банковской отчетности к автоматизированной системе с использованием хранилища данных решил недавно банк "Союз". Проект был поручен компании ОТР.

Существуют два подхода к построению банковской отчетности. Традиционный метод основывается на использовании операционных систем банка, в то время как альтернативный — и получающий все большее распространение в последнее время — использует технологию хранилища данных.

АКБ "Союз" (ранее - АКБ "ИНГОССТРАХ-СОЮЗ") работает на финансовом рынке 14 лет и является одним из крупнейших универсальных банков России. По данным независимых рейтинговых и информационно-аналитических агентств, банк "Союз" входит в TOP-30 крупнейших российских банков. Банк занимает 27 место в рейтинге российских банков по размеру собственного капитала; 34 место по активам, согласно данным "Коммерсант-Деньги". По данным РБК-Рейтинг, "Союз" является одним из самых динамичных банков России: он занял 16 место в рейтинге самых динамично развивающихся банков за 2003 — 2007 гг.

Уставной капитал составляет 4,1 млрд. руб. Размер собственных средств на 01.06.2007 г. составил 9,1 млрд. руб., размер активов - более 80,4 млрд. руб.

В июле 2007 года рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило рейтинг банка "Союз" по национальной шкале с ruBBB до ruBBB+ и пересмотрело прогноз со "стабильного" на "позитивный". В то же время долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги подтверждены на уровне В-/С.

В 2004 году банк вышел на рынок потребительского кредитования. Сегодня успешно реализуются разнообразные программы ипотечного кредитования, кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

Банк непрерывно совершенствует технологии, внедряет новые формы и методы работы, выводит на рынок новые банковские продукты и расширяет клиентскую базу.

Региональная сеть банка "Союз" включает 26 офисов по стране. В Москве работает шестнадцать офисов.

Разрозненность операционных систем приводит к появлению ряда серьезных проблем. Работа ведется с большим количеством источников данных, информация в которых слабо согласована и может дублироваться. Процесс сбора информации из этих источников производится вручную, что приводит к большому количеству ошибок. Затруднено сравнение показателей за различные периоды времени, а построение случайных выборок и вовсе невозможно.

Система отчетности на основе хранилища данных (ХД) использует отдельную базу данных, служащую исключительно для формирования отчетности. Информация из всех источников оперативно загружается в ХД и хранится там бессрочно, более того, данные подвергаются дополнительной обработке — "обогащению", то есть преобразованию объединенных и очищенных данных с добавлением новых параметров. Пользовательский интерфейс специально предназначен для удобного построения отчетов и навигации по ним, а сами отчеты строятся в течения нескольких секунд.

Таким образом, ликвидируется информационный хаос и улучшается управление данными, появляется возможность взглянуть на бизнес банка под ранее недоступными углами зрения. Несравнимо повышается точность и, соответственно, ценность отчетов. Данные из различных источников увязываются между собой и укладываются в единообразную модель. В результате появляется возможность перемещаться по связям между данными, переходя от общего к детальному, от одной области анализа — к другой.

Компания ОТР — ведущий российский поставщик профессиональных услуг по планированию, внедрению и поддержке бизнес-процессов с применением передовых ИТ-решений.

Компания предоставляет комплексное решение задачи от реинжиниринга бизнес-процессов до построения ИТ-инфраструктуры.

ОТР успешно разрабатывает и реализует проекты для банков, государственных организаций, инвестиционных компаний и предприятий других отраслей промышленности. Среди клиентов ОТР - Федеральное казначейство РФ, "Альфа-Банк", Международный Московский Банк, "Внешторгбанк 24", "Газпромбанк", Банк "Уралсиб", Сибакадембанк, Номос-банк, "АК БАРС" Банк, банк "Центр-инвест", ОФГ ИНВЕСТ и другие.

Сохраняя независимость от ИТ-поставщиков и готовность обеспечить внедрение любой выбранной клиентом технологии в ОТР создан ряд центров компетенции (практик) по наиболее востребованным банковским рынком ИТ-продуктам.

Основой создания данных практик послужили партнерские соглашения на внедрение и сопровождение ИТ-продуктов от ведущих мировых поставщиков. На сегодняшний день в их число вошли Oracle, HP, IBM, SAP, SUN, Misys, Infosys, i-flex solutions, BSC.

Переход от традиционной схемы к использованию хранилища данных банк "Союз" поручил компании ОТР. С ней был заключен договор на разработку и внедрение автоматизированной системы управленческой отчетности. Технологию хранилища данных предполагалось реализовывать с помощью инструмента Oracle OFSA. Такое решение обеспечивает сбор и накопление информации о работе банка, построение необходимой отчетности, а также возможность выполнения многомерного анализа данных.

Компания ОТР, проанализировав представленное на рынке ПО, поддерживающее данное направление, приняла решение внедрять систему консолидированной отчетности на базе решений Oracle Financial Services Applications (OFSA). Приложение OFSA — это интегрированный комплекс преднастроенного хранилища финансовых данных и ряда приложений. Комплекс предназначен для решения целого ряда задач, в числе которых принятие управленческих решений в банках, получение данных, необходимых для различных аналитических операций, понимание ключевых компонентов, составляющих доход, а также прогнозирование доходов.