Спецпроекты

Пример построения системы мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем

Интеграция ИТ в банках
В Home Credit and Finance Bank завершился проект построения комплексной системы мониторинга. В результате повысились эффективность работы ИТ-служб, доступность и управляемость ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем. Сократилось время устранения инцидентов и повысилась устойчивость функционирования объектов ИТ-инфраструктуры, обслуживающих бизнес-процессы банка.

Решение о построении системы мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем было принято дирекцией по информационным технологиям банка. "Сегодня банк обладает одной из крупнейших филиальных сетей в России, которая представлена в 1200 городах, – рассказывает Сергей Новицкий, директор департамента сопровождения информационных технологий. – Стратегия развития на ближайшие 2 года предусматривает ежегодное удвоение нашего регионального присутствия. Поэтому нам важно дать бизнесу простой, понятный, информативный, и в то же время корректный инструмент мониторинга всех важных для банка бизнес-процессов". Для выполнения работ по созданию комплексной системы мониторинга на основе решения Microsoft System Center Operations Manager 2007 R2 была привлечена компания "Инлайн Груп".

Фронт работ

В рамках проекта исполнитель выполнил проектирование системы, в ходе которого были учтены требования банка в части мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем, а также реализации отчетности, включая отчетность по показателям бизнес-процессов банка. Исполнитель провел стендовое моделирование, которое позволило снизить риски внедрения и определить оптимальную архитектуру системы, а также отработать типовые процедуры централизованного управления. Работы по внедрению системы проводились специалистами "Инлайн Груп" при тесном взаимодействии с ИТ-специалистами банка, что позволило реализовать оптимальные решения с учетом существующей практики работы ИТ-служб и специфики ИТ-сервисов банка.

В рамках внедрения системы исполнитель реализовал проактивный мониторинг объектов ИТ-инфраструктуры и инфраструктурных сервисов – используемого серверного оборудования и систем хранения данных, виртуальных машин, систем терминальных серверов, серверных операционных систем, систем управления базами данных, единой службы каталогов, корпоративной почтовой службы и пр. Также при построении системы был реализован сквозной мониторинг бизнес-процессов банка, в частности "Выдача кредитов наличными денежными средствами", "Оформление срочных вкладов" и др. Для осуществления данных возможностей были разработаны ресурсно-сервисные модели ИТ-сервисов и бизнес-систем, реализован мониторинг прикладных банковских систем, а также расширена существующая отчетность. Для различных групп пользователей была произведена настройка визуальных карт Visio на корпоративном портале SharePoint и панели уровня сервиса (Service Level Dashboard) для основных ИТ-сервисов и бизнес-систем.

Ход реализации проекта показал, что стандартный набор решений не удовлетворяет в полной мере всем требованиям к системе. В связи с этим набор стандартных модулей мониторинга был расширен и дополнен собственными разработками "Инлайн Груп". "Преимущества полученной системы – в ее гибкости, она позволяет мониторить различные показатели именно под требования банка, – считает Сергей Новицкий. – С помощью внедренной системы мы можем сделать даже больше, чем изначально планировалось".

"Решение Microsoft System Center Operations Manager – это комплексное средство мониторинга работы ИТ-инфраструктуры, начиная от оборудования и заканчивая критически важными сервисами. Благодаря глубокой интеграции с операционными системами и приложениями, а также системе анализа и прогнозирования, использование Operations Manager позволяет получить единую централизованную службу мониторинга и предупреждения инцидентов, что является особенно важным именно в банке. Мы уверены, что использование решений компании Microsoft обеспечит дальнейшее развитие системы мониторинга в соответствии с новыми бизнес-задачами банка", – говорит Максим Скида, менеджер по продуктам корпорации Microsoft.

Результаты и перспективы

Проект был выполнен в течение полугода и завершен в планируемый срок. В результате внедрения системы комплексного мониторинга и интеграции ее с системой управления ИТ-сервисами была создана единая точка контроля и управления ИТ-инфраструктурой банка. Его ИТ-службы получили возможность предупредить вероятное возникновение сбоев, оперативно их локализовать и тем самым сократить простои, снизить потери рабочего времени персонала и повысить доступность бизнес-систем.

По окончании работ специалисты "Инлайн Груп" провели обучение и передали ИТ-службам банка комплект эксплуатационной документации. Специалисты банка получили необходимые знания для расширения функционала системы собственными силами. "Необходимость формирования в банке единой системы управления ИТ-инфраструктурой и комплексной автоматизации мониторинга бизнес-процессов потребовала замены существующих средств мониторинга и внедрения отвечающих современным требованиям решений, – отметил Сергей Новицкий. – Созданная система мониторинга ИТ-инфраструктуры и бизнес-систем уже позволила нам сократить время на решение инцидентов и повысить устойчивость функционирования серверов, обслуживающих критичные бизнес-процессы".

Банк не собирается останавливаться на достигнутом. "Внедренную систему необходимо постоянно развивать. И не только потому, что инфраструктура банка ежегодно меняется и растет, хотя это тоже важный фактор, – говорит Сергей Новицкий. – Мы ориентируемся на бизнес-задачи, получение общей картины, которую может дать лишь корректное взаимодействие различных систем мониторинга: сетевых, инфраструктурных, транзакционных, бизнес-систем. Сегодня созданная система несет ключевую функцию комплексного мониторинга".

Сергей Новиков


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Тема месяца

Что делать ИТ-директору во время пандемии

Перед ИТ-руководителями встают задачи, связанные с обеспечением удаленной работы сотрудников.