Мировой телеком завязывает с глобализацией
Объявленные в конце мая убытки Vodafone в $21,8 млрд. (а с учетом ранее списанных активов и все сорок) – крупнейшие в британской корпоративной истории – особо никого не удивили. С начала года компания демонстрировала результаты, не оставлявшие ни малейшей надежды на оптимизм в ближайшем будущем. Лидеры телекома задумались, на что сменить планы по глобализации. Может, на конвергенцию?Долгий путь к конвергенции
Еще в конце 90-х годов появились первы идеи и публикации о внедрении Fixed-Mobile Convergence, услуги прозрачного использования сотовой и традиционной проводной связи. Однако на тот момент уровень разработок, внедрения подобных технологий, прежде всего на основе платформы интеллектуальных сетей (IN) заметно отставал от требований рынка. Заря XXI века временно притормозила идею за счет вытеснения проводной связи сотовой.
Но прошли годы, и понятие термина настолько расширилось, что люди, считающие себя экспертами в этой области, могут просто не понимать друг друга. Распространение интернета, вкупе с развивающимися технологиями сотовой связи третьего поколения, дало возможность трактовать идею с самых разных точек зрения. Например, конвергенция абонентских устройств, когда в терминале совмещены компьютер, сотовый телефон всех возможных стандартов и частотных диапазонов, а также устройство доступа к IP-сетям. И разобраться, что же у тебя в руках – сотовый телефон со встроенным компьютером или компьютер со встроенным телефоном – становится невозможно.
Или может быть сетевая конвергенция, когда одна сеть предоставляет все мыслимые (а где-то и не очень) услуги связи и доступа. Развитие протокола IP постепенно меняет традиционную структуру отрасли. Разделение операторов на проводных, сотовых и интернет-провайдеров начинает терять смысл. Также как и понятие голосового трафика или абоненсткой (и даже соединительной) линии. В жизни все чаще свои права заявляют такие понятия, как «услуга» или «скорость передачи».
Подробное описание конвергенции требует серьезной исследовательской работы. Но факты выделения инновационной деятельности в структуре Vodafone и потвердившиеся слухи о намерениях компании приобрести английского интернет-провайдера указывают на изменение в стратегии компании, ранее не признававшей конвергенцию на духу. Подтверждением этого стала новость об отказе президента компании Аруна Сарина продать находящегося в составе компании германского оператора фиксированной связи Arcor.
Можно предположить, что подобные изменения позволят оператору начать конкурировать в других сегментах рынка (традиционной проводной связи, интернет), откуда в мобильную связь начинают вторгаться непрошенные гости. Неприжившийся в 90-е абонентский радиодоступ с развитием интернета и WLAN (и грядущего WiMax) обретает второе дыхание. Теперь, казавшаяся настолько близкой победа мобильной связи над проводной рискует перерасти в позиционную войну.
Учитывая риски, связанные с вытеснением сотовой связи если не полностью, то из некоторых сегментов рынка за счет появления новых операторов, использующих перспективные технологии, например, Wi-Fi или WiMax и позволяющих сочетать передачу голоса и данных вместе с ограниченной мобильностью, киты «традиционной» мобильной связи должны задуматься о будущем. Поскольку речь идет о наиболее высокодоходном сегменте – крупных городах с повышенной концентрацией абонентов, то наличие конкурентных преимуществ в какой-то степени перетекает в вопрос выживания. И здесь оператор должен предложить если не одинаковую, то близкую по «наполнению» услугу. Очевидно, свои усилия и свои инициативы в среднесрочной перспективе Vodafone направит в эту область.
Домашняя работа
Чем могут быть полезны уроки яркого мирового лидера для российского рынка? Несмотря на кажущуюся привлекательность, нашим компаниям не стоит тешить себя надеждами отхватить лакомый заморский кусочек. Вне всякого сомнения, тройка лидеров – МТС, "Билайн" и "Мегафон" – добьются успеха на рынках стран СНГ. Но выходы в дальнее зарубежье сопряжены с гораздо большими рисками и требуют принципиально новой стратегии и подходов к работе. К тому же время практически упущено. Те, кого раньше относили к развивающимся рынкам – страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии – теперь сами активно вторгаются на новые рынки. Борьба с ними, а также с признанными лидерами за новые лицензии или существующие компании будет гораздо напряженнее.
В такой ситуации, подобно Vodafone, стоит задуматься о поиске новых точек роста. По уровню проникновения широкополосного интернета, услуг высокоскоростной передачи данных в сотовых сетях даже крупнейшие мегаполисы страны отстают от своих собратьев в развитых странах. Но никто не отрицает, что рынок близок к насыщению и, очевидно, фокус коммерческой политики изменится от подключения новых абонентов к удержанию существующих. В то же время развитие технологий беспроводного доступа будет оказывать возрастающее давление на операторов сотовой связи в главных цитаделях их доходов – крупных городах. Технология 3G обещает много нового и даже необычного, но развертывание сетей, учитывая отсутствие по-прежнему не выданных лицензий, а также переход абонентов на их использование займет немало времени.
И первые шаги уже, несомненно, сделаны. За громко озвученным на недавно прошедшей в Москве выставке «Связь-Экспокомм» ребрендингом компаний, принадлежащих АФК «Система», стоит не только идея раскрасить лемнискатное яйцо разными цветами. Представление услуг на стенде МГТС с использованием телефонных номеров МТС говорит о том, что первый шаг в направлении конвергенции сделан. Москва – не вся Россия, и работы в этом направлении еще хватит. Пока не стоит ожидать мгновенной востребованности данных услуг. По мере развития рынка конвергенция может сначала стать одним из выгодных конкурентных преимуществ, а затем позволит занять первое место в неравной схватке за «место под солнцем».
Алексей Синчуков / CNews