Разделы

Intel: спад на рынке - явление временное

Эксклюзивное интервью CNews дал Юрген Тиль, Региональный менеджер компании Intel по странам Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.

Корр.: В последнее время наблюдается снижение интереса к интернет-бизнесу как в США, так и в Европе. По Вашему мнению, данные изменения носят конъюнктурный характер или являются результатом закономерной тенденции?

Ю.Т.: Я бы сказал, что это более реалистичный взгляд на место интернета в нашей жизни. За последние два года тема интернета была слегка перегрета, а сейчас, если так можно сказать, "температура резко упала". После явно завышенного подъема интерес несколько снизился, но это более верная оценка.

Давайте реалистично посмотрим на вещи. Существует много интернет-компаний, которые добились очень хороших результатов. У них большая прибыль, они активно действуют на рынке и продолжают расти. Но в то же время, существует и много "старых" компаний, со старыми бизнес-моделями, которые расширяют электронную торговлю и тоже добились определенных успехов. Тем не менее, как и в любом бизнесе - слабые должны уйти.

Корр.: Эффективность использования электронных технологий в компаниях "старой экономики" сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос в том, смогут ли "чистые дот-комы" доказать свою конкурентоспособность и выжить исключительно в рамках виртуального бизнеса?

Ю.Т.: Я думаю, что есть несколько "чистых" дот-комов, которые скорее всего выживут. То, что сейчас происходит на рынке, я бы сказал, не совсем справедливо. Ведь существуют "чистые" интернет-компании, бизнес которых очень успешен, они получали прибыль, а общее падение рынка задевает и их интересы.

Корр.: Смогут ли дот-комы конкурировать на таких рынках как интернет-страхование, и-банкинг и и-трейдинг, где они достаточно стремительно развивались в последние годы, или эти сферы вернут под свой контроль "традиционные" игроки, использующие современные электронные технологии?

Ю.Т.: Это очень интересный вопрос. Действительно в области электронного банковского дела успех у многих компаний был очень существенный. Вы знаете,что многие электронные банки существовали в интернете и были весьма прибыльными. Но сегодня мы видим, что традиционные компании, которые давно работают на финансовых рынках (крупные игроки с большим капиталом), приобретают эти электронные банки для того, чтобы сделать их своими подразделениями по развитию интернет-торговли.

Мне кажется, что в области интернет-трейдинга некоторые чистые интернет-компании переживут период охлаждения интереса к Сети и будут продолжать работать. Тем не менее, основная роль будет принадлежать, компаниям смешанных моделей.

Корр.: Какие основные изменения произошли на российском рынке электронной коммерции за последнее время? Достаточно ли, по вашему мнению, российские власти стимулируют развитие электронной коммерции и компьютерного рынка в нашей стране?

Ю.Т.: Как мне кажется, тенденции в России ничем не отличаются от тенденций, наблюдаемых в других частях света. Когда говорят об интернет-коммерции, то в первую очередь на ум приходит покупка книжек или компакт-дисков через интернет, то есть работа с индивидуальными покупателями. Мне кажется, что в ближайшие несколько лет эта часть бизнеса будет развиваться, но не столь стремительными темпами, как ранее. Основу интернет-коммерции все же будет составлять взаимодействие между крупными предприятиями на основании интернета (В2В). В качестве примера возьмем нашу корпорацию: 100% наших контактов, нашей бизнес-деятельности осуществляется через интернет, и сотни реселеров связываются с нами при помощи Сети. Сами понимаете, что не так то просто иметь постоянный контакт с реселером, который находится например, во Владивостоке, а мы делаем это постоянно, и в этом нам помогает интернет.

Что же касается поддержки российским Правительством, и властями в целом, компьютерных технологий и интернета, то скажем года 2-3 тому назад я бы сказал, что не очень это заметно. Но, сейчас ситуация изменилась. Очень большие усилия предпринимаются различными правительственными учреждениями для общего внедрения интернета и новых компьютерных технологий, в том числе и в области образования. Школьники теперь ближе знакомы с персональными компьютерами, знают как получить доступ в интернет и работать в интернете. И это, я думаю, очень хорошая тенденция.

Корр.: Эра новых возможностей ПК, на наступление которой указывает Intel, предполагает наличие широкой аудитории пользователей цифровых периферийных устройств (цифровых фото и видео камер, МР3-плееров и т.д.). Сегодня в России крайне небольшой процент населения пользуется подобными продуктами. Насколько стремительно, по вашим оценкам, цифровые технологии будут распространяться в странах СНГ и каким прогнозам специалистов в этом вопросе вы доверяете?

Ю.Т.: Когда мы говорим о новой стратегии, об эре компьютеров с расширенными возможностями, мы говорим о стратегическом, глобальном развитии, мы не говорим о том, что корпорация Интел собирается здесь продать миллионы цифровых устройств. Мне кажется, что общая тенденция, которая сейчас наблюдается, это то, что количество продаваемых цифровых устройств, о которых вы говорили, значительно выше, чем продажи персональных компьютеров. Сейчас мы видим, что у многих людей уже есть ПК, и они постепенно докупают цифровые устройства.

По мере приобретения новой цифровой техники, которая действительно расширяет возможности пользователя, безусловно все больше и больше людей будут использовать цифровую обработку, например, видеозаписей. И это, в свою очередь, привлечет внимание к новым достижениям в области компьютерных технологий. Так, наш новый процессор Pentium 4, очень хорош при работе с видео. Таким образом, получится некая спираль в развитии. Новые цифровые устройства вызовут потребности у конечного пользователя в улучшении его компьютерного обеспечения. Мы это уже наблюдали в прошлом. Это некая спираль развития, которая в прошлом инициировалась развитием программного обеспечения. Сейчас мы видим развитие этой же спирали развития, но уже на основе новых цифровых технологий.

Корр.: Отечественные компании с интересом восприняли информацию о планирующихся инвестициях Intel в российский интернет. Было объявлено о проведении переговоров с рядом компаний. Как развивается это направление сейчас? Не будет ли урезан возможный инвестиционный бюджет?

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Ю.Т.: Когда мы говорим об инвестировании в интернет-проекты, это очень широкое понятие. Вряд ли вы будете оспаривать тот факт, что недавнее вручение интернет-премии можно тоже рассматривать как некие инвестиции в российские интернет-проекты. Кроме того, у нас существует целое подразделение, которое занимается инвестициями и капиталовложениями. Деятельность этого подразделения будет и далее проводиться на территории Российской Федерации.

Прямо перед нашей с вами встречей я просматривал отчет российского менеджера, который курирует вопросы электронной коммерции в России. Там как раз было показано, какие усилия корпорация Интел предпринимает для построения и расширения инфраструктуры электронной коммерции в России. Это также может рассматриваться как инвестиции в российские интернет-проекты, поскольку электронная коммерция - это основа современного интернета.

Корр.: И все же, какие сферы интернет-коммерции, по вашему мнению, наиболее развиты в России и, следовательно, какие из них являются наиболее вероятными объектами прямых инвестиций со стороны Intel?

Ю.Т.: Когда мы говорим об инвестициях в поддержку интернета, мы рассматриваем все направления развития интернет-технологий. В первую очередь, мы стремимся поддерживать те компании, у которых уже есть готовые предложения по поставке конкретных решений, так называемых solution-providers. Также представляют интерес компании, работающие в таких областях электронной экономики, как В2В и ASP.

Корр.: В последнее время все большее распространение получают образовательные интернет-программы для сотрудников крупных компаний. Используются ли эти технологии в повышении квалификации сотрудников Intel и если да, то насколько успешно?

Ю.Т.: Вопрос очень своевременный, потому что как раз сегодня утром я получил электронное письмо с уведомлением о том, что скоро начнется новый курс обучения для всех сотрудников. Безусловно, новые электронные технологии в сфере образования (e-learning) очень важны. Представьте, что в компании работает 80 тысяч человек, и нам надо провести курс повышения квалификации для всех. В данном случае это самая подходящая технология.

Но ситуация не так однозначна. На мой взгляд, электронные методики должны сосуществовать с традиционными формами образования. Например, вчера я лично провел курс обучения для 10 новых сотрудников, принятых в московский офис компании. Это тот случай, когда электронное образование никак не может заменить прямой контакт с людьми, особенно в случае курса для новых сотрудников. Мы все еще остаемся людьми. Необходим личный контакт. Этого невозможно исключить.

Корр.: Некоторые обозреватели заявляют сегодня, что эра лидерства интернет-экономики подходит к завершению. По их мнению, электронные технологии уже исчерпали свой инвестиционный потенциал, а пальма первенства в борьбе за деньги инвесторов переходит к биотехнологиям. Согласны ли вы с этим тезисом?

Ю.Т.: Я не первый год работаю в области компьютерных технологий, и это уже третий раз, когда мы видим снижение интереса к этой отрасли. Когда же мы говорим о всплеске интереса к биотехнологиям, то и это происходит не в первый раз. Эта отрасль также уже переживала и периоды роста, и звездный час, а после этого интерес к ней также снижался. Подобный цикл наблюдается на примере многих новых высокотехнологичных предприятий и отраслей экономики. Уверен, что если мы повторим это интервью через год, то действительно сможем назвать десятки или даже сотни компаний из сферы электронной коммерции, которые будутвынуждены уйти с рынка за это время. Но в то же время, мы будем обсуждать работу многих успешных компаний, эффективно использующих электронные технологии. И в числе этих предприятий, безусловно, будет и компания Intel.