Разделы

Геоинформатика

Городская геоинформационная система – без нее не обойтись?

В 21 веке грамотное управление городами и максимальное использование их возможностей будет во многом определять эффективность экономики всей страны. Без новых геоинформационных систем, охватывающих все аспекты жизни города, развитие урбанизированных регионов неизбежно станет бесконтрольным и зайдет в тупик.

Урбанизированные регионы характеризируются высокой плотностью населения и его высокой активностью. В настоящее время в городах живет 50% населения планеты, при этом города потребляют 75% энергии, и эти цифры постоянно растут. Плохое планирование, отсутствие полной документации, лоббирование локальных интересов в ущерб общим и многое другое приводят к разрыву экономических связей между районами, коллапсу транспортной инфраструктуры, сбоям в логистике и системе соцобслуживания. В результате общий доход городского бюджета и доход локальных бизнесов падает, а в городе появляются «гетто» с крайне неблагоприятными условиями для проживания.

Чтобы избежать такого развития событий, необходимо использовать геопространственные информационные системы и соответствующую городскую киберинфраструктуру.

Городская (муниципальная) ГИС предоставляет собой систему с оперативным графическим пользовательским интерфейсом и сервис-ориентированной архитектурой. Она обеспечивает бесшовную интеграцию распределенных геопространственных данных, разделяет сложные вопросы на отдельные задачи, позволяет создать веб-сервис для решения сложных проблем планирования бизнеса, логистики, соцобслужвания и т.д., а также контролировать источник геопространственных данных и моделировать те или иные ситуации, в том числе и чрезвычайные.

О необходимости интеграции

Как и множество специализированных ГИС, например, по управлению транспортом, «общегородская» ГИС должна размещаться на одном или нескольких серверах, связанных по сети с другими компьютерами, обеспечивающими ввод данных.

Городские структуры, от мелких торговых предприятий до коммунальных служб, ежедневно генерируют массу данных. В настоящее время воспользоваться ими крайне сложно, а анализ общегородской ситуации в той или иной сфере и вовсе задача, требующая напряженной длительной работы.

Так, грамотная организация землепользования невозможна без знания пропускной способности дорог, энергосетей, демографической обстановки в районе. Эту информацию предоставляют разные ведомства и частные организации, причем ни один из источников не обеспечивает ее полноты.

Российский опыт

Опыт внедрения городских ГИС в России показал, что интерес служб и организаций к подобным решениям большой. Но ввиду недостаточной компьютерной грамотности и частых проблем с эксплуатацией оборудования, оптимальным представляется разработка максимально простых веб-интерфейсов. Для эффективной работы с разнородной информацией ее необходимо наложить на географическую карту района, используя, например, стандарты Open Geospatial Consortium, в том числе веб-сервисы OGC WMTS и OGC WMS. Это готовые картографические сервисы, которые обновляются автоматически и используются во множестве различных проектов по мониторингу окружающей среды, демографии, здоровья, транспорта и экономики.

Городская ГИС будет полезна администрации города, района, службам ЖКХ, социальным службам, МЧС, МВД и т.д. Однако более-менее успешные примеры внедрения региональных и городских ГИС в России можно пересчитать по пальцам.

По мнению гендиректора одного из отечественных разработчиков ГИС компании «Риэл Гео Проджект» Ивана Спивака, недостаточные уровень реализации и эффективность большинства муниципальных ГИС связаны с нехваткой финансирования. Обычно выделенных средств хватает лишь на реализацию стартовой версии ГИС, к тому же из-за отсутствия квалифицированных специалистов и мотивации у рядовых сотрудников заказчик не в состоянии поддерживать нормальное функционирование системы. «Большинство успешных примеров по поддержанию актуальности муниципальных ГИС основаны на аутсорсинге специализированным бюджетным учреждениям, имеющим, в том числе, внебюджетное финансирование и необходимых специалистов для проведения таких работ», – подчеркивает Иван Спивак.

Серьезным препятствием на пути развития ГИС в России является проблема слабого межведомственного взаимодействия. Регулярный обмен данными между ведомствами и муниципалитетами реализован лишь в некоторых регионах. Правовое урегулирование и полномасштабное сотрудничество в этой области только предстоит наладить. Надо отметить, что сегодня наиболее востребованы и относительно доступны для интеграции в муниципальные ГИС данные Росреестра. Данное ведомство активно развивает свои картографические веб-сервисы и предоставляет по запросу муниципалитетов кадастровые данные.

Недешево, но выгодно

Городская ГИС – это недешевое мероприятие, которое при этом не принесет прибыли от продажи данных заинтересованным лицам, как это бывает с другими видами информационных сервисов. Прежде всего, городская ГИС призвана обеспечить рост экономической эффективности городского хозяйства, например, за счет более рационального использования бюджетных средств выделяемых на благоустройство, землеустройство и капитальное строительство. Основной эффект от внедрения ГИС – это снижение издержек на планирование, согласование и контроль работ, связанных с земельными ресурсами, инженерными коммуникациями, строительством и развитием территории.

Так, город с населением около 1 млн человек только из-за непреднамеренного повреждения водопровода и канализации в ходе строительно-ремонтных работ теряет более 1 млн руб. ежегодно. Основная проблема в том, что различные организации имеют свои планы коммуникаций, например, у противопожарной службы свой план, а у аварийной службы водоканала - свой. Это касается всех видов городских коммуникаций, поэтому общая экономия от внедрения ГИС только в области инженерных сетей для российского миллионного города может составить около 10 млн руб. в год.

6 простых шагов: как импортозаместить решения в сфере информационной безопасности
Импортозамещение

 Возможности ГИС проекта urbanobservatory позволяют, например, сравнить плотность и расположение населения пенсионного возраста в различных городах
Возможности ГИС проекта urbanobservatory позволяют, например, сравнить плотность и расположение населения пенсионного возраста в различных городах

Кроме того, более эффективная навигация с применением GPS/ГЛОНАСС-трекеров повышает безопасность транспорта и скорость доставки груза, что, соответственно, делает бизнес более рентабельным и экономит топливо (вклад в экологию). ГИС очень полезны для частного бизнеса, поскольку до 80% важной для бизнеса информации связано с географическими данными. Знание того, где находятся складированные материалы, расположение продавцов и профили спроса имеют большое значение для эффективной работы предпринимателей. Разумеется, каждый бизнесмен желает получать данную информацию единолично, но для экономики города гораздо более выгоден равный доступ к подобным базам данных.

Кроме того, интеграция служб спасения в городскую ГИС позволяет спасать жизни людей. Например, в Великобритании благодаря более быстрому прибытию скорой помощи ежегодно спасают 152 пациентов с сердечным приступом, которые без данных о пробках, загруженности улиц и навигации, пополнили бы печальную статистику умерших.

Также, различные исследования показывают, что внедрение ГИС позволяет ежегодно повышать производительность труда более чем на 1%.

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

Одной из самых эффективных компонент городской ГИС является внедрение картографических сервисов, помогающих организовать правильное землепользование. Хорошим примером является Новая Зеландия - одна из первых стран, масштабно внедривших ГИС на уровне государства. При населении около 4,5 млн и площади около 270 тыс. кв. км, почти все жители Новой Зеландии живут в нескольких крупных городах. К тому же, страна не имеет системы внутригосударственного административно-территориального деления, то есть, по сути, представляет собой один большой населенный пункт.

Организация землепользования в стране всегда была затруднена, но одна из частей общегосударственной ГИС, система землепользования LINZ, решила эту проблему. Прежде всего, LINZ освободила людские ресурсы - взяла на себя работу, которой занимались около 350 госслужащих. Всего LINZ экономит администрации $13 млн, а инвесторам и местному бизнесу - $26 млн ежегодно. При этом прирост общей производительности труда благодаря LINZ оказался в 2,5 раза выше, чем предполагалось в соответствии с первоначальным бизнес-планом. Таким образом, LINZ окупилась за 4 года работы, учитывая, что общая стоимость внедрения системы была оценена на уровне $120 млн.

Кроме экономического, городская ГИС имеет множество «побочных» эффектов, некоторые из которых, возможно, даже важнее экономического. Прежде всего, городская ГИС дает возможность оперативно контролировать деятельность многочисленных организаций и учреждений, а также четко разграничить зоны их ответственности.

ГИС также дает уникальную возможность получения властными структурами обратной связи от населения, которую в России пока не используют. Примером реализации такой обратной связи может быть веб-сервис округа Колумбия, США. Данная ГИС имеет веб-сайт, на котором зарегистрированные пользователи могут оставлять геопространственные теги по десяткам различных пунктов. Так, можно обозначить место несанкционированной свалки мусора, граффити, брошенную машину, место постоянного нарушения правопорядка, местонахождение мертвых животных, поваленных деревьев, неправильных указателей, обозначить потребность в мусорном контейнере, пешеходном переходе и т.д. Можно выбрать отображение тегов по времени: за последние 2 дня, 7 дней, месяц. Это позволяет собрать данные о проблеме и проследить за ее решением. Как показывает опыт последних лет, подобные мелкие проблемы могут привести к серьезному скачку социальной напряженности, а ведь решить их зачастую довольно просто. Эффективно обработать сотни подобных обращений можно лишь с помощью ГИС.

 ГИС веб-сервис округа Колумбия, США позволяет, например, отметить местоположение брошенных автомобилей
ГИС веб-сервис округа Колумбия, США позволяет, например, отметить местоположение брошенных автомобилей

К геотегам подобной ГИС потенциально можно прикрепить фото- и видеоматериалы, комментарии, контактные данные, файлы с бланками заявлений и т.д. При использовании совершенной киберинфраструктуры города, например, уличной видеосъемки с борта спецавтомобиля, спутниковых снимков или данных БПЛА, возможен оперативный мониторинг ситуации, проверка обращений граждан и контроль за исполнением указаний. Подобные системы в перспективе могут заменить существующие громоздкие бюрократические процедуры экспертной оценки, согласования и работы с обращениями граждан. Регистрация подлинных пользователей сегодня не представляет труда, так что подобная городская ГИС может существенно повысить качество управления регионом.

Более того, созданные по единому стандарту, ГИС могут обеспечить сравнение социально-экономической обстановки в различных городах. На государственном уровне это позволяет выработать более точные общенациональные доктрины развития и проконтролировать работу местных властей. Примером такого сервиса может служить проект Urbanobservatory, который позволяет сравнить различные города по ряду параметров, таких как ВВП на душу населения, загрязненность воздуха, климат, плотность населения, застройки, демографическая ситуация, дорожный трафик и т.д. Во всех городах методика измерений и вид отображения информации идентичные, что позволяет провести быстрое сравнение двух городов и определить особенности развития каждого. В рамках страны такая интеграция городских ГИС позволит дать беспрецедентно точную оценку ситуации и определить верные направления развития города, региона, страны.

В настоящее время городские ГИС, охватывающие все сферы жизни города, находятся в стадии разработки. Тем не менее, на основании опыта использовании ГИС в области ЖКХ, образования, энергетики и т.д., можно говорить о том, что использование городских ГИС даст намного больше, нежели сумму экономических эффектов специализированных геопространственных систем.

Михаил Левкевич